В Российской Федерации, транспорт является крупнейшей базовой отраслью хозяйства, важной составной частью производственной и социальной инфраструктуры.
ОАО «Российские железные дороги» является лидером на российском транспортном рынке с точки зрения объемов и географии оказания транспортных услуг.
Корпоративная интегрированная система управления (менеджмента) качеством на железнодорожном транспорте в ОАО «РЖД» создана с целью повышения эффективности и достижения стратегических целей, а также для совершенствования бизнес-процессов [1].
Транспорт общего пользования, каким является железнодорожный транспорт, продолжает процесс производства в сфере обращения, и часто, без его активного участия производственный процесс не может быть завершен, и вместе с тем, он является участником общей системы общественного разделения труда, оставляя связи между экономическими районами страны и отдельными предприятиями.
Железнодорожный транспорт является составным элементом любого производственного процесса. Повышение эффективности транспортного обслуживания экономики и населения является общей тенденцией развития транспортных систем с целью качественного и полного удовлетворения потребностей производства и спроса населения на перемещение грузов и пассажиров.
В рыночной экономике железнодорожный транспорт продолжает оставаться гарантом экономической стабильности РФ, а его продукция - эффективным средством формирования схем взаимовыгодного партнерства, поддержки отечественных товаропроизводителей [2].
В настоящее время все большее внимание уделяется качественным характеристикам процесса транспортного обслуживания, каждая из которых должна отвечать параметрам эффективности.
Зачастую авторы определяют качество транспортного обслуживания как «обслуживание на транспорте» с разделением на два вида - транспортное и экспедиционное обслуживание: «Транспортное обслуживание определяется как деятельность, связанная с процессом перемещения пассажиров и грузов в пространстве и во времени и предоставлением сопутствующих этой деятельности транспортных услуг. Экспедиционное обслуживание описывается как деятельность, направленная на обеспечение современной и качественной доставки груза потребителю и которая включает в себя подготовительно-заключительное обслуживание, складские работы и экспедиционные услуги». В связи с этим, качество можно охарактеризовать как совокупность основных и дополнительных уровней выполнения услуг по перевозке, предлагаемых клиенту по его желанию и за дополнительную плату [3].
В «Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года», указывается, что «высокий уровень транспортного обслуживания определяется скоростью, своевременностью, предсказуемостью, ритмичностью, безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы» [2].
Транспортная доступность является одним из наиболее важных критериев, необходимых для оценки качества транспортного обслуживания. Эффективное функционирование железнодорожного транспорта Российской Федерации играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, способствует созданию условий для обеспечения лидерства России в мировой экономической системе [4].
Транспортное обслуживание можно определить как деятельность, связанную с процессом перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени и предоставлением сопутствующих этой деятельности транспортных услуг.
Транспортное обслуживание клиентов на перевозку грузов включает разделы, представленные на рисунке 1.
использование современных технологий и подходов к организации размещения, учета товаров и запасов на складах и терминалах
соблюдение технологий при ведении погрузочно-разгрузочных работ
ТРАНСПОРТНОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ
полное использование грузоподъемности транспортных средств посредством правильной загрузки
выбор оптимального вида перевозки и транспортных средств
применение современных информационных технологий и компьютерной поддержки
Рис. 1. Транспортное обслуживание клиентов на перевозку грузов
Транспортное обслуживание и его характер во многом определяет спрос на перевозки. К параметрам, характеризующим спрос, можно отнести: род груза (вид поездки) и объем перевозок; размеры обслуживаемой территории; регулярность грузопотоков (пассажиропотоков); срочность и время доставки; уровень тарифов; необходимость хранения товаров (технологического простоя-пересадки) в цикле доставки; юридическое положение отправителя или получателя (предприятие или частное лицо) [5].
Спрос носит локальный характер и на его количественные и качественные характеристики влияет покупательная способность, существующая в данном конкретном месте, так как в зависимости от нее изменяется спрос [6]. Что касается предложения, то оно практически всегда рассредоточено, а следовательно, в количественном и качественном отношении меняется в зависимости от наличия или отсутствия возможностей для получения прибылей (или удовлетворение потребностей) на местном рынке [7].
Идентификация потребности в транспортном обслуживании базируется на принципе сегментации услуг, т.е. группировки потребителей в соответствии с тем или иным критерием обслуживания. Сам процесс сегментации услуг включает следующие три стадии:
определение ключевых компонентов обслуживания на основе мнений самих потребителей;
установление относительной важности этих компонентов для потребителей;
группировка потребителей по отношению к предпочтениям тех или иных компонентов обслуживания.
Система качества считается хорошо организованной и функционирующей, если:
система воспринимается и понимается персоналом, правильно применяется, имеет необходимые ресурсы и является эффективной;
предоставляемые услуги (выпускаемая продукция) действительно удовлетворяют запросы и ожидания клиента;
учитываются влияние на окружающую среду и потребности общества;
основное внимание уделяется предотвращению негативных ситуаций, а не их ликвидации после возникновения.
Таким образом, система обеспечения качества обслуживания уменьшает непроизводительный труд, облегчает работу с клиентами. Реализация системы качества должна определяться задачами, продукцией, процессами и индивидуальными особенностями конкретной компании или организации, а также отвечать требованиям постоянного улучшения качества в соответствии с предполагаемыми потребностями клиента.
Список использованной литературы
Официальный сайт ОАО «РЖД» http://www.rzd.ru/.
Терешина Н.П., Сорокина А.В. Организационноэкономический анализ состояния и перспектив развития компании железнодорожного транспорта как объекта стратегического управления // Наука и техника транспорта. 2016. №2. С. 67-73
3. Межох З.П., Долгачева И.Н. Влияние факторов бизнесокружения на результаты деятельности транспортных компаний // Транспортное дело России. 2014. №5. С. 104-107
4. Галабурда В.Г., Соколов Ю.И. Стратегическое планирование или проекция будущего на настоящее // Мир транспорта. 2003 С. 90-95
5. Шкурина Л.В. Стратегия повышения конкурентоспособности как инструмент эффективного управления в транспортной компании // Наука и техника транспорта. 2013 №4 С. 45-49
6. Терешина Н.П., Сорокина А.В. Повышение эффективности управления развитием корпорации на основе формализации стратегических инициатив // Транспортное дело России. 2014 № 1 С. 78-80
7. Василенко, М. А. Оценка качества транспортного обслуживания в динамике внетранспортного эффекта / М. А. Василенко, Е. Л. Кузина, Е. А. Василенко, А. О. Мушегян // Вестник евразийской науки. — 2021 —Т. 13 — № 6 — URL: https://esj.today/PDF/03ECVN621.pdf