В настоящее время развитие цифровой экономики становится важным элементом обеспечения конкурентного преимущества страны, региона или отрасли и определяет необходимость усовершенствования механизмов управления в сфере экономики и социальной сфере, поиск новых механизмов, инструментов, технологий для обеспечения успешной адаптации объектов управления к постоянно изменяющимся условиям их функционирования и развития. Развитие цифровых технологий в экономике влияет и на развитие индустрии туризма и гостеприимства, а усилившийся спрос на туристические услуги требует использования цифровых технологий. Применение цифровых технологий содействует ускоренному продвижению туристических услуг на рынке и обеспечению безопасности туристов во время совершения путешествия [3].
В России цифровая экономика активно и динамично развивается, и уже охватила практически все отрасли социально-экономической деятельности. В сфере туризма цифровые технологии начали применяться намного раньше, по сравнению с другими отраслями экономики, особенно учитывая специфику технологических процессов в туризме и территориальную разобщенность субъектов туристского рынка. В наши дни система информационного обеспечения туризма подвергается цифровой трансформации, цифровые инструменты полностью заменяют традиционные или применяются потребителями намного чаще. Активному развитию цифровых технологий способствовало распространение интернета, что привело к широкому его применению в туристической отрасли, а разработка и внедрение мобильных приложений, социальных сетей и сервисов позволили туристическим фирмам быстрее распространить свой продукт.
На сегодняшний день нет общего определения понятия «цифровая экономика». Некоторые исследователи представляют цифровую экономику как «сложную структуру» или рассматривают данное понятие как «экономику нового поколения». Современные трактовки данного понятия, представляют следующее более простое определение: «цифровая экономика – экономика, основанная на цифровых технологиях» [2].
Процесс цифровизации – это переход с аналоговой формы передачи информации на цифровую. Применение цифровых технологий в отрасли туризма значительно повышает производительность, что, безусловно, благоприятно влияет на временные, денежные и человеческие ресурсы. Наблюдается изменение в каналах продаж туристических услуг. Агенты и операторы в сфере туризма сближаются со своими потребителями, для того чтобы избавиться от посредников, и тем самым развивают свою базу лояльных клиентов. Благодаря процессам цифровизации развивается новая технология реализации туристского продукта, которая подразумевает прямое обращения к ресурсным системам авиакомпаний, гостиниц и агрегаторов туристских услуг [3].
На сегодняшний день большое влияние на трансформацию цифровой экономики оказывают цифровые экосистемы, которые предоставляют многообразные продукты, услуги, информацию для максимального удовлетворения потребностей клиентов.
В научной литературе имеется множество различных понятий экосистемы. Наиболее распространенно следующее толкование термина. Цифровая экосистема – это взаимосвязанная и взаимозависимая группа экономических субъектов, которые совместно используют цифровые платформы для получения выгоды всем ее участникам. В результате взаимодействия компаний, объединенных общей экосистемой, создается новое качество продуктов и услуг, которое основано на эффекте комплементарности. Экосистемы ориентированы на запросы потребителей, и предоставляют им новейшие продукты и услуги через единую точку доступа в рамках этой экосистемы [5].
Цифровые экосистемы, несмотря на то что создаются банками или IT-компаниями, предлагают большой выбор непрофильных сервисов, включая доставку еды, заказ такси, покупку-продажу недвижимости и прочее, т.е. объединяют товары и услуги из совершенно разных отраслей.
Наиболее крупными цифровыми экосистемами являются Alibaba, Alphabet (Google), Amazon, Apple, Facebook, Microsoft, Tencent. На российском рынке активно развивают цифровые экосистемы Сбербанк, Яндекс, Тинькофф, Mail.ru Group, МТС и другие.
Основные отличия экосистем от группы компаний или холдингов следующие:
единая облачная технологическая платформа, благодаря которой осуществляется тесная взаимосвязь между бизнес-процессами;
бесшовность и интегрированный клиентский опыт, т.е. целевой переход от одного сервиса или продукта к другому;
вирусный эффект, благодаря бесшовному клиентскому опыту и единой бренд-архитектуре создается присутствие поставщика рядом с клиентом [4].
В зависимости от условий внешней среды и внутренних особенностей, экосистемы могут приобретать разнообразные формы.
Цифровизация в индустрии туризма и гостеприимства затрагивает наиболее важные процессы для индустрии туризма и гостеприимства, включая сервисы бронирования мест размещения (Booking.com, AirBnB и др.), бронирование авиабилетов (AviaSales, Avia.tutu, Skyscanner.ru и др.) и другие услуги, которые оказываются туристам. На данный момент очень многие современные туристы относится к категории цифровых, тех, кто в основном пользуется цифровыми сервисами и цифровыми коммуникациями, и в будущем число таких туристов будет активно возрастать [5].
Список использованных источников
Бухт Р., Хикс Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики // Вестник международных организаций. 2018, Т. 13. № 2. С. 143–172.
Гарифьянова В.И. Исследование возможностей цифровизации в индустрии международного туризма / В. И. Гарифьянова, А. М. Галимов // Казанский вестник молодых учёных. – 2019. – Т. 3. – № 2(10). – С. 157-164.
Кириллова С.А. Цифровая трансформация туризма: тренды, задачи, способы решения / С. А. Кириллова // Известия Уфимского научного центра РАН. – 2020. – № 3. – С. 75-81.
Куликова О.М. Суворова С.Д. Экосистема: Новый формат современного бизнеса // Вестник Академии знаний. 2021. №1 (42).
Морозов М.А. Концепция цифровой экосистемы индустрии туризма и гостеприимства // Морозова Н.С.// Современные проблемы сервиса и туризма. 2020.