СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Василенко Е.А. 1, Дроздов Н.А. 2, Глинский А.А. 1
1Российский университет транспорта
2Донской государственный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Транспорт является важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей, при этом обеспечивает повышение качества жизни населения.

Исследование вопросов экологической безопасности становится особо актуальной в связи с осуществлением транспортной деятельности.

Основные стратегические приоритеты развития транспортной деятельности представлены на рисунке 1.

Развитие транспортной деятельности

Безопасность перевозки пассажиров; снижение смертности, обусловленной ДТП; сокращение количества повреждений транспорта

Мобильность

улучшение технического состояния транспортной системы; сокращение времени пребывания в пути; повышение надежности и своевременности доставки пассажиров и грузов; повышение степени доступности транспортной системы для индивидуального пользователя; сокращение затрат для пользователей транспортными услугами.

Экономичес-кий рост

обеспечение роста индекса потребительских цен на транспортные услуги ниже уровня роста ВВП; повышение конкурентоспособности перевозок товаров и услуг; привлечение высококвалифицированных специалистов в транспортную отрасль; расширение возможности участия в перевозках предприятий всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей.

Защита окружающей среды

сокращение отрицательного воздействия транспорта на экологическую систему и природную среду; снижение отрицательного воздействия транспорта на организм человека.

Рис. 1. Стратегические приоритеты развития транспортной деятельности

Влияние транспорта на окружающую среду, риски и угрозы воздействия транспортного комплекса на экологическую безопасность с каждым днем становятся более очевидными [1].

Состояние окружающей среды тесно связано с обеспечением безопасности государства, одним из важнейших элементов которой является экологическая безопасность [2].

По мнению Тонкова и Туранина, «Экологическая безопасность определяется как совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающих экологический баланс в окружающей среде и не приводящих к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку» [3]. Это также процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы, государства и всего человечества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду.

Понятие «экологическая безопасность» должно рассматриваться, прежде всего, в контексте национальной безопасности России [4].

На рисунке 2 представлена структура выбросов загрязняющих атмосферу веществ стационарными и передвижными источниками в период 2015-2021 г.г.

Рис. 2. Структура выбросов загрязняющих атмосферу веществ стационарными и передвижными источниками в период 2015-2021 гг.

Состояние транспортных средств и оборудования, устаревшая транспортная техника, утилизация транспорта и оборудования – основные угрозы для окружающей среды.

В результате транспортной деятельности происходит:

загрязнение атмосферного воздуха, воды, земли, подвергается изменению химический состав почв и микрофлоры, образуются производственные отходы (радиоактивные и токсичные);

потребляются природные ресурсы для производственных нужд (атмосферный воздух и воды), отчуждаются для строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов, трубопроводов, речных портов и иных объектов транспортной инфраструктуры (земли);

неблагоприятные процессы в окружающей среде (заболачивание местности, водная эрозия, деградация почв, разрушение объектов растительного мира, уменьшение сельскохозяйственных культур и т.д.);

создается высокий уровень шума и вибрации;

возможна гибель людей и животных. В ситуации, когда природная среда при воздействии транспорта не способна к самовосстановлению, что в настоящее время уже очевидно, необходим ряд мероприятий, подлежащий к обязательному исполнению.

Имеющееся практически во всех странах мира, в том числе в России, экологическое законодательство является в большей степени попыткой экологической защиты, чем действенным механизмом реализации существующих и накапливаемых экологических проблем [5, 6].

Таким образом, для обеспечения экологической безопасности России необходимо использование определенной совокупности новых эффективных юридических средств, важнейшее значение в которых имеет разработка долгосрочного Национального плана действий в области рационального природопользования и охраны окружающей среды на период до 2030 года. В нем необходимо представить результаты анализа состояния окружающей природной среды и государственной экологической политики и концепцию совершенствования экологической политики Российской Федерации. Без его принятия любые отдельные достижения в области обеспечения экологической безопасности будут ненадежны.

Список используемой литературы

Хотько О. А. Юридическая природа экологической безопасности транспортной деятельности // Правовое государство: теория и практика. 2018. №1 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskaya-priroda-ekologicheskoy-bezopasnosti-transportnoy-deyatelnosti (дата обращения: 11.11.2021).

Журавлева Н.А. Экологическая безопасность транспортной инфраструктуры // Известия Петербургского университета путей сообщения. 2013. №1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-bezopasnost-transportnoy-infrastruktury (дата обращения: 21.12.2021).

Тонков Е. Е., Туранин В. Ю. Экологическая безопасность:понятие, проблемы и перспективы правового обеспечения // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2015. №2 (199). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-bezopasnost-ponyatie-problemy-i-perspektivy-pravovogo-obespecheniya (дата обращения: 24.12.2021).

Василенко М.А., Кузина Е.Л. Конкурентоспособность предприятий и экологическая безопасность: проблемы и пути их решения. Инженерный вестник Дона. – 2017. - № 3 (146). (Электронный ресурс). url: http: //www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/N3y2017/4293

Государственная экономическая политика и экономическая доктрина России. – М., 2008. – С. 1034.

Терешина Н.П., Сорокина А.В. Повышение эффективности управления развитием корпорации на основе формализации стратегических инициатив // Транспортное дело России. 2014 № 1 С. 78-80

Просмотров работы: 4