ПРИМЕНЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ВЫБОРА РАЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПРИМЕНЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ВЫБОРА РАЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы указанного исследования обусловлена следующими факторами. Во-первых, изменения, которые с высокой степенью периодичности возникают в системе отечественного образования, оказывают достаточно ощутимое влияние на процесс обучения и, как следствие на поведение обучающихся. Новые методы оценки уровня подготовки студентов, методы взаимодействия преподавателя и обещающегося, в том числе посредством ресурсов информационно-коммуникационной сети Интернет ставят перед современным преподавателем массу новых задач, связанных с поиском новых путей усовершенствования современного учебного процесса, в том числе, эффективного и адекватного внедрения в него продуктов технического прогресса. Во-вторых, появление большого количества ноу-хау в современной преподавательской деятельности, таких как внедрение массы образовательных стандартов, высокий процесс участия контролирующих органов, оптимизация численности преподавательского состава, в связи с преобладанием дистанционных форм обучения, в ряде ситуаций создают нерешаемые для преподавателей задачи связанные, с контролем обучения студентов [1]. Решение указанных научных проблем невозможно без проведения анализа поведения современного студента в процессе обучения. На наш взгляд, наиболее эффективно и полно изучить данное поведение возможно путем проведения морфологического анализа поскольку, указанный метод позволит рассмотреть деятельность студента с позиции системы, состоящей из ряда компонентов.

Следовательно, целью данной работы будет являться проведение морфологического анализа поведения современного студента в учебном процессе. Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Дать определение понятию поведения студента в учебном процессе и выявить ряд его особенностей;

2. Дать определение понятию морфологического анализа;

3. Посредством морфологического анализа изучить различные виды поведения современного студента в учебном процессе;

4. В результате проведенного анализа установить модель наиболее рационального поведения студента в учебном процессе.

Решая первую задачу в целях более четкого понимания поведения студента в учебном процессе обратимся к материалам диссертационного исследования Уваровой Л.Д.[2], которая определяет поведение человека с точки зрения сущностного проявления внутренней сложноорганизованной природы человека, выражающейся в биосоциальном, социально-культурном и духовно-нравственном аспектах. Основным фактором, определяющим поведение человека, является степень воздействия на окружающий мир и его преобразование. Автор четко разграничивает направленности человеческого поведения от «доброго» к «злому», при этом, отношение той или иной направленности во многом зависит от самого общества, то есть системы, которая устанавливает модели должного поведения, совокупность правил. Так, поведение студента в процессе обучения можно определить как воздействие обучающегося на сам процесс обучения. Степень соответствия указанного поведения с ожидаемыми результатами, которые устанавливаются правилами учебного процесса позволяют нам установить характер этого поведения. При этом, если отталкиваться от определения учебного либо образовательного процесса, сделанного Каптеревым П.Ф., сущность указанного процесса определяется высоким уровнем участия в нем преподавателя, которое проявляется в систематической помощи в саморазвитии обучающихся[3]. При этом процессе становления личности студента в процессе его обучения также зависит от большого количества нюансов, среди которых личные качества обучающегося, уровень образовательный среды, степень участия и вовлеченности преподавателя, уровень контроля. Следовательно, в большинстве случаев должное поведение студента определяет сам преподаватель, который отталкивается от тех результатов, которые необходимо достигнуть в процессе обучения. Для получения необходимых результатов обучения необходимо определить модель поведения студента, наиболее оптимальную для их достижения. При этом обращение к морфологическому анализу для выявления наиболее оптимального поведения студента позволит получить наиболее комплексную картину взаимоотношения студента и образовательной среды, а также найти решения задач по усовершенствованию данного взаимодействия.

С учетом указанных обстоятельств, следующим шагом данного исследования будет определение понятия морфологического анализа. Для решения указанной задачи в первую очередь следует исследовать понятие «морфология». Впервые понятие морфологии было введено Иоганном Вольфгангом Гёте в 1790 году. Данный исследователь использовал указанный способ изучения применительно к растениям. Однако указанная методика универсальна и применима в различных сферах. Гусаков А.Ф. в своем диссертационном исследовании[4] определяет морфологию как некую систему универсального знания, базирующуюся на определении формы. Сущность морфологии заключается в комплексном анализе упорядоченных структур, их элементов, а также совокупности процессов, происходящих в этих структурах, трансформации указанных структур[5]. В 1235 – 1315 годах Раймондом Луллия впервые был разработан метода морфологического анализа, основной идеей, которого стало комбинирование небольшого количества принципов. Значительно более прогрессивно данный метод исследования во второй половине XIX века начал применять Ф. Цвикке, который разделял совокупность исследуемой системы на подсистемы с множеством элементов, при этом соблюдая принцип иерархичности элементов в различных подсистемах путем комбинирования вариантов решения системы из возможных способов реализации подсистем, в том числе выбора альтернатив решения сложных вопросов[6]. Цвикке называл возможные пути решения поставленной задачи в рамках системы «признаками». По мнению С.В. Акимова суть морфологического анализа заключается в первоначальном создании определенного пространства для поиска решений – «морфологического множества» и последующем сокращении указанной области путем вычленения наиболее приемлемых вариантов решения – «морфологический синтез»[7]. На современном этапе развития науки метод морфологического анализа представляет собой в том числе сравнение «признаков» различных систем и в дальнейшем их комбинирования. Проведение указанного анализа в нашем случае будет проводиться посредством матричной таблицы, которая позволит нам выбрать обоснованно лучший вариант. Морфологический анализ также можно условно разделить на несколько этапов. Первый этап представляет собой точную формулировку задачи исследования. Второй этап заключается в выявлении основных морфологических признаков, критериев поведения обучающегося, определяющих уровень его соответствия правилам, которые регулируют учебный процесс. На третьем этапе посредством составления матричной таблицы происходит комбинирование различных вариантов морфологических признаков. На четвертом заключительном этапе из всех возможных вариантов комбинирования признаков происходит выбор наиболее подходящих решений.

Следующим шагом данного исследования будет решение задачи по изучению различных видов поведения современного студента в учебном процессе. Исследование поведения студентов необходимо также для поиска наилучшей методики обучения, способствующей достижению положительных результатов. Указанный анализ будет состоять из нескольких этапов:

1. Определение цели исследования;

2.Выявление основных признаков, критериев оценки поведения, обучающегося – формирование морфологического множества;

3. Комбинирование различных признаков, критериев поведения обучающихся;

4. Оценка полученных сочетаний признаков, критериев поведения, обучающихся с целью установления закономерностей между указанными критериями, выбор тех признаков поведения обучающихся, которые соответствуют наиболее оптимальной модели поведения.

Целью проводимого нами морфологического анализа является поиск наилучшей модели поведения обучающегося, максимально соответствующей установленным нами критериям, что поспособствует максимально эффективному взаимодействию студента и преподавателя.

Вторым этапом морфологического анализа определим основные критерии поведения обучающегося, по которым будем определять степень соответствия поведения обучающегося оптимальной модели поведения. Среди данных критериев необходимо выделить: сдачу студентом домашнего задания, частоту подготовки студента к занятиям, уровень посещаемости студентом занятий, а также образ жизни студента. Каждый из признаков будет иметь определенную степень соответствия приемлемой модели поведения. Степень соответствия будет определяться четырьмя уровнями от наименее приемлемого варианта к наиболее приемлемому. Рассмотрим указанную классификацию в таблице 1.

Таблица 1-Данные для морфологического анализа

Признаки

Альтернативные варианты

Сдача задания

Раньше срока

Своевременно

Позднее срока

Невыполнение

Частота подготовки

Ежедневно

Раз в неделю

Раз в месяц

Перед

экзаменом

Посещаемость

Регулярно

Только определенные предметы

Разовое

посещение

Отсутствие

посещаемости

Образ жизни

Здоровый, активный

Нездоровый,

активный

Здоровый, неактивный

Нездоровый, неактивный

Третий этап морфологического анализа проведем в несколько шагов, в процессе которых сравним между собой различные степени соответствия каждого критерия с возможными вариантами соответствия других критериев. В ходе первого шага следует сравнить частоту подготовки студентов к занятиям, а также сдачу студентами домашних заданий (таблица 2).

Таблица 2- Сравнение вариантов подготовки студентов к занятиям

Частота подготовки/

Сдача задания

Раньше срока

Своевременно

Позднее срока

Невыполнение

Ежедневно

 

 

×

×

Раз в неделю

×

×

×

×

Раз в месяц

×

×

 

×

Перед

экзаменом

×

×

×

 

В ходе сравнения установлены следующие комбинации вариантов поведения студентов. Так, например, студенты могут ежедневно готовиться к занятиям, а также раньше срока либо своевременно сдавать на проверку домашнее задание, либо раз в месяц готовиться к занятиям и сдавать домашнее задание перед экзаменом, либо готовиться только перед экзаменом и вообще не сдавать домашнего задания.

Следующим шагом будет сравнение между собой результатов комбинирования вариантов, полученные в ходе предыдущего сравнения с вариантами посещаемости студентов (таблица 3).

Таблица 3-Сравнение результатов комбинирования вариантов

 

Ежедневно/

раньше срока

Ежедневно/

своевременно

Раз в месяц/

позднее срока

Перед экзаменом/

невыполнение

Регулярная

 

×

×

×

Только опреде-ленные предметы

×

 

×

×

Разовое посещение

×

×

 

×

Отсутствие посещаемости

×

×

×

 

В ходе данного сравнения мы выявили, что студенты могут регулярно посещать занятия, ежедневно готовиться к ним, и сдавать домашнее задание раньше срока, либо при ежедневной подготовки и своевременной сдачи домашнего задания. посещать занятия только по определенным предметам.

Следующим шагом сравним полученные в ходе предыдущих этапов сравнения с показателями образа жизни студентов (таблица 4)

Таблица 4 –Сравнение вариантов образа жизни студентов.

 

Ежедневно/

раньше срока/

регулярная

Ежедневно/

своевременно/

только определенные предметы

Раз в месяц/

позднее срока/разовое посещение

Перед экзаменом/

невыполнение/

отсутствие посещаемости

Здоровый, социальный

×

×

 

 

Здоровый, несоциальный

 

×

×

×

Нездоровый, социальный

×

 

×

×

Нездоровый, несоциальный

×

×

×

×

По результатам сравнения комплексного сравнения морфологических признаков, проведенного в несколько этапов, выберем наиболее приемлемые варианты поведения обучающихся, которые отражены в таблице5.

Таблица 5- Результаты морфологического анализа

Варианты

Сдача задания

Частота подготовки

Посещаемость

Образ жизни

Вариант 1

Раньше срока

Ежедневно

Регулярная

Здоровый, несоциальный

Вариант 2

Своевременно

Ежедневно

Только определенные предметы

Нездоровый, социальный

Вариант 3

Позднее срока

Раз в месяц

Разовое посещение

Здоровый, социальный

Вариант 4

Невыполнение

Перед экзаменом

Отсутствие посещаемости

Здоровый, социальный

Таким образом, с учетом проделанного анализа установлено, что самым наилучшим является поведение студента, соответствующее следующим критериям: регулярная посещаемость, ежедневная подготовка и здоровый не социальный образ жизни. Указанные критерии, по нашему мнению, составляют наглядную характеристику приемлемого поведения студента.

Используя указанную методику, удалось определить тот уровень студенческого поведения, к которому необходимо стремиться. Так, к примеру, задания надо выполнять раньше срока (чтобы было время исправить ошибки), ежедневно (так как память иногда может подвести), посещать занятия регулярно, вести здоровый и несоциальный образ жизни (например, в октябре волонтёрское движение института предложило увлекательную поездку на конференцию, пришлось отказаться, т.к. пришлось бы пропустить занятия).

Список использованных источников:

1. Богданова А.В, Коростелев А.А. Анализ и программирование учебного поведения студентов, обучающихся дистанционно // АНИ: педагогика и психология. 2018. №3 (24) / [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-programirovanie-uchebogo-povedeniya-studentov-obuchayuschihsya-distantsionno

2. Унарова Л.Д. Поведение человека: ценностно-смысловые основания и социокультурные факторы среды: автореферат дис. ... доктора философских наук: 09.00.11 / - Улан-Удэ, 2013. - 48 с.

3. Лунёв Р. С. , П. Ф. Каптерев о сущности педагогического процесса // Вестник НовГУ. 2008. №48/[Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/p-f-kapterev-o-suschnosti-pedagogicheskogo-protsessa

4. Гусаков А.Ф. Морфология в философии В.Н. Ильина: автореферат дис. ... кандидата философских наук: Москва, 2009. - 27 с.

5. Патцельт Вернер Морфология и каузальность // МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин. 2015. №5 / [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/morfologiya-i-kauzalnost

6. Кузьбожев Э.Н., Сухорукова О.А., Клевцова М.Г., Бабич Т.Н. Применение морфологического анализа для развития региональных исследований // Экономический анализ: теория и практика. 2007. №10 / [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-morfologicheskogo-analiza-dlya-razvitiya-regionalnyh-issledovaniy

7. Акимов С.В. Введение в морфологические методы исследования и моделирования знаний предметной области, 2005-2006. 004.82 / [Электронный ресурс] URL: http://structuralist.narod.ru/articles/morphmethod/morphmethod.htm

Просмотров работы: 13