МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «КЛАСС НАСЕКОМЫЕ» В ШКОЛЬНОЙ ЗООЛОГИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «КЛАСС НАСЕКОМЫЕ» В ШКОЛЬНОЙ ЗООЛОГИИ

Бугуева А.А. 1
1ФГБОУ ВО Шадринский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Класс Насекомые представляет собой класс беспозвоночных животных, относящихся к типу Членистоногие. На земном шаре известно около миллиона видов насекомых. Такого разнообразия нет ни в одном другом классе животных. При этом многие виды обладают большой численностью и составляют значительную биомассу отдельных экосистем.

Класс делится на следующие отряды: тараканы, вши, прямокрылые, клопы, стрекозы, равнокрылые, чешуекрылые, жесткокрылые (жуки), двукрылые, перепончатокрылые, блохи.

Роль насекомых в природе и жизни человека огромна. Они участвуют в кругообороте веществ и в почвообразовании, являются важным звеном в пищевой цепи животных, благодаря насекомым опыляются некоторые растения. Насекомые, как объект исследования имеют большой интерес [2]. 

Высоко значение насекомых и для человека. Ряд видов наноситсущественный экономический вред, снижая качество продуктов сельского илесногохозяйств,рыбоводства,являясьпаразитамиипереносчикамизаболеванийрастений,животныхичеловека.Однако, кроме вреда, насекомые приносят несомненную пользу человеку какопылители, энтомофаги, сапрофаги, объект питания животных [3].

В настоящее время актуальным является вопрос об охране насекомых в связи с антропогенной деятельностью человека. Охрана насекомых представляет собой комплекс мер по сохранению видового разнообразия насекомых. Ряд исследователей отмечает эффективность создания микрозаповедников и микрозаказников для охраны насекомых. Площадь микрозаказника обычно составляет 1-10 га. При необходимости участок огораживается лёгкой проволочной оградой, вокруг заказника устанавливается охранная зона шириной не менее 500 м, в пределах которой запрещается использование пестицидов в течение вегетационного периода [1].

Рассмотрим методические аспекты изучения насекомых в школьном курсе зоологии. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфология, эмбриология, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание  которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. В 7 классе на изучение класса Насекомые отводится 2 часа. На уроке в 7-ом классе при изучени темы «Полезные насекомые. Охрана насекомых» учащиеся знакомятся со всем многообразием полезных насекомых, выявляется их роль для природы и человека. Отдельно рассматриваются основы охраны насекомых.

Педагог ставит перед собой цель – создать благоприятные условия для развития мыслительной деятельности и осознанных действий обучающихся  на уроке.  Во время урока решаются следующие задачи [4]:

формирование позитивной мотивации к предстоящей работе;

активизация умственной деятельности обучающихся;

организация внимания всех обучающихся;

контроль за принятием правильной рабочей позы.

В качестве основных методов обучения педагог использует следующие [4]:

словесный;

беседа;

объяснительно-иллюстративный;

наблюдение.

Закрепление навыков осуществляется при использовании следующего иллюстративного материала:

Таблица «Характеристика класса Насекомых»;

Сравнительная таблица отрядов насекомых;

Иллюстрации «Строение и жизнедеятельность Насекомых»;

Таблица «Питание и строение ротовых органов Насекомых»;

Иллюстрации полезных насекомых и т.д.

На сегодняшний день наглядный способ подачи информации широко используется на сегодняшний день и является достаточно эффективным. В связи с этим использование иллюстративного материала существенно повышает эффективность обучения.

Использование регионального компонента при изучении класса Насекомые подразумевает включение местного материала в уроки. Изучаются особенности насекомых в области: многообразие видов, численность и т.д.

Наиболее эффективной формой использования регионального компонента является исследовательский проект, которые подготавливают учащиеся. Использование в образовательной деятельности проектной методики способствует повышению эффективности обучения, а именно: направлена на обеспечение системы действенных обратных связей, что соответственно ориентировано на развитие личности, самореализации не только самих учащихся, но и педагогов, которые принимают участие в разработке проекта.

В рамках регионального компонента можно использовать следующие темы:

Насекомые – опылители растений.

Насекомые – вредители культурных растений.

Охрана насекомых.

На занятиях при изучении класса Насекомые одним из эффективных методов обучения является экскурсия, подразумевающая обучение на натуральном естественном объекте вне границ класса. С помощью экскурсий учащиеся знакомятся с объектами дикой природы в естественных условиях, расширяют и углубляют знания, полученные на уроках зоологии. Они учатся ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, изучать сезонные изменения, находить нужные объекты, анализировать, сравнивать, сопоставлять, приобретают навыки натуралистической работы, а также элементарные навыки научных исследований. На экскурсиях школьников учат видеть, чувствовать прекрасное, формируют ответственное отношение и любовь к природе, своей родине, своей родине [4].

Экскурсии включены в систему преподавания зоологии с 6 по 11 класс. Примерные образовательные программы, основные общие и средние (полные) по зоологии, рекомендуют экскурсии с гидом для изучения разнообразия растений и насекомых в вашей местности, явлений сезонной природы и способов размножения растений, распространения плодов и семян, природных экосистем и антропогенных, изменчивости организмов, эволюции органического мира.

Анкетирование и беседы с преподавателями биологии показали, что они не всегда проводят экскурсии со школьниками, рекомендованные программой, и внеппограммные экускурсии, объясняя , что учебные заведения, в которых они работают, находятся далеко от туристических объектов.

Выходом из данной ситуации могут стать виртуальные экскурсии. Безусловно, они не заменят живого общения школьников с природой, но в некоторых случаях позволят очень успешно решать образовательные задачи [4].

Виртуальная экскурсия представляет собой организационную форму обучения, которая отличается от реальной экскурсии виртуальным отображением действительно существующих объектов (музеи, парки, улицы городов и т.д.) с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов. Виртуальные экскурсии могут проводиться в виде презентаций с использованием фото- и видеоматериалов насекомых.

Виртуальный тур, как и любое другое мероприятие, начинается с организационного момента. Преподаватель организует школьников к работе, приветствует их, информирует о предмете экскурсии, её цели, задачах и структуре. После организационного момента следует вступительная беседа, которая позволяет преподавателю сделать процесс усвоения школьниками новых материалов более глубоким и эффективным, подготавливая их к самостоятельной работе в группах. Следующий этап может представлять собой организацию педагогом самостоятельной работы учащихся, а также самостоятельное раскрытие темы педагогом с помощью электронной презентации автора. В заключительной части экскурсии каждая группа отчитывается о проделанной работе. Преподаватель проверяет правильность выполнения заданий, вносит исправления, вносит необходимые коррективы и дополнения. После этого происходит заключительная беседа, в которой школьники сосредотачиваются на том, что они узнали во время экскурсии и чего они не смогли узнать. Школьников инструктируют о том, как писать и писать отчёт, как использовать знания, полученные на последующих уроках или других формах преподавания зоологии [4].

В рамках данных тем на уроках учащиеся готовят сообщения, мини-проекты, выполняют творческие задания, представляют результаты экскурсий.

Школьникам также нравятся лабораторные работы и групповая работа. Большинство из них очень ценят дискуссии; относительно меньшему числу из них нравится выполнять упражнения, выполнять индивидуальную и проектную работу и заполнять рабочие листы. Наименьший интерес для школьников представляет работа с учебниками.

Таким образом, насекомые являются одним из наиболее многообразных классов животных, которые играют важную роль для природы и человека. При изучении данной темы на уроках зоологии среди наиболее эффективных методик можно отметить следующие: проектная деятельность, лабораторные работы, экскурсии (виртуальные экскурсии) и т.д.

Список использованной литературы

Захваткин, Ю. А. Биология насекомых. Учебное пособие / Ю.А. Захваткин, И.М. Митюшев, Н.Н. Третьяков. – М.: Либроком, 2014. - 392 c.

Ляхов, П.Р. Насекомые / П.Р. Ляхов, Г.Ю. Любарский. – М.: АСТ – Москва, 2001. – 480 c.

Никишов, А.И. Биология в таблицах для 6-11 классов / А.И. Никишов, В.С. Петросова, А.В. Теремов. – М.: ИЛЕКСА, 1997. –212 с.

Теремов, А.В. Методическое пособие. Биология. 5-9 классы / А.С. Теремов, В. С. Рохлов, С. Е. Мансурова. М.: Просвещение, 2021. – 312 с.

Просмотров работы: 86