ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ ДОУ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ ДОУ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная семья в России, какая она? В последние полвека число зарегистрированных браков в расчете на тысячу человек населения устойчиво снижается как в Западной Европе, так и в России. Если в 60 годах в европейских странах их число составляло около 8 процентов.

Помимо частых разводов, в России брак по-прежнему остается моногамным, хотя кратным. Существует еще несколько способов реализации такого отношения. Это новые формы современного брака. В семье, как и в жизни нет определенного шаблона по которому лучше всего жить или следуя которому можно построить долгие и счастливые отношения со своей второй половинкой.[4]

Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов в последних выступлениях говорит, что количество неполных семей в России за последние годы выросло до 30%.

По его словам, на настоящий момент 6,2 млн семей в стране являются неполными: в России насчитывается 5,6 млн матерей одиночек и 634,5 тыс. одиноких отцов. При этом около 9,5 тыс. родителей-одиночек воспитывают пять и более детей.

По статистике, более половины родителей, не проживающих с детьми, периодически отклоняются от уплаты алиментов, а каждый третий — не платит их вообще.

По данным, представленным в Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года, размещённой на сайте Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей видим, что количество полных семей неуклонно сокращается на 11,2%, а % неполных семей растет на 3%. Многодетные семьи составляют 5,8% от общего числа семей с несовершеннолетними детьми.[2]

Социальное здоровье в научном мире понимается как адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной среде, направленность на общественно полезное дело, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие в социальных контактах.

Социальное здоровье – необходимое условие полноценного функционирования человека в социуме. 

Социально здоровый человек – это человек творческий, жизнерадостный, открытый для всего нового, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих людей.

 Семья является важным элементом в жизни каждого человека. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи все, что характерно для его семьи. К сожалению, современная ситуация развития общества не всегда носит в себе положительные предпосылки для формирования и развития полноценной семьи. Причины тому совершенно разнообразны: развод супругов, смерть одного из супруга и нежелание вдовы (вдовца) вступить в последующий брак, рождение ребенка матерью - одиночкой и другие. В семье ребенок изучает все особенности общения. Поэтому социальноездоровье детей напрямую зависит от того, какая атмосфера «царит» всемье.[3]

Современная семейная политика, цель которой заключается в сохранении семьи как социального института в целом, так и каждой конкретной семьи в частности будет наиболее результативна при обеспечении профилактики семейного неблагополучия, при поддержании стабильности семьи.

Исследователи отмечают, что для семьи, находящейся под влиянием социального риска, характерно наличие кризиса внутрисемейных отношений, вошедшего в структуру повседневной жизни и ставшего привычной и допустимой нормой.

Термины «неблагополучная семья», «семейное неблагополучие» давно уже стали привычными и прочно вошли в нашу речь. По мнению М.А. Галагузовой неблагополучная семья - это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». 

Следовательно, главным в решении проблем семейного неблагополучия должна стать превенция этого явления, предусматривающая, прежде всего, формирование ответственной родительской позиции.

Социально неблагополучная семья - это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Часто вполне благополучная семья  переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучную семью. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике социального неблагополучия семьи, начиная с детского сада.

В «Ишеевский детский сад «Родничок» Ульяновского района, Ульяновской области р.п. Ишеевки на данный момент данная категория семей отсутствует, но есть семьи «группы риска», которые могут перейти в категорию «социально неблагополучные», это семьи, согласно классификации Е. И.Холостовой:

- Многодетные;

- Неполные;

- Семья матери-одиночки.

Данные по этим категориям семей обновляем ежегодно, в начале учебного года, на основе анализа личных дел воспитанников, социального паспорта семьи, бесед с родителями.

Профилактика семейного неблагополучия - это основной способ раннего вмешательства в семью, с целью устранения возникающих и решению уже наступивших угроз для ребенка.

Профилактика социального неблагополучия семьи предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому одни профилактические меры принимаются задолго до их возникновения, а другие – непосредственно перед возникновением проблемы. В своей работе мы находим оптимальные решения, как для достижения поставленных целей, так и для предотвращения предсказуемых проблем – мы считаем, что именно в этом и состоит ценность и значение профилактики.[1]

По профилактике социального неблагополучия семьи в условиях ДОУ нами разработана программа «Школа успешных родителей», целью которой является оказание педагогической, психологической, социальной, правовой и иной помощи семьям по вопросам воспитания, развития и организации полноценной жизнедеятельности детей. Данная программа реализуется по нескольким тематическим блокам:

• «Азбука семейного благополучия» — повышение родительской компетентности в вопросах грамотного воспитания и всестороннего развития ребенка как личности.

• «Тепло семьи» — организация клубной деятельности с родителями.

Эта программа реализуется при взаимодействии всех специалистов ДОУ (воспитатели,  педагог-психолог, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре). Специалисты составляют индивидуальный план работы на каждую семью, согласно которого проводятся патронажи семей, беседы, занятия.

1 Блок:«Азбука семейного благополучия» — повышение родительской компетентности в вопросах грамотного воспитания и всестороннего развития ребенка как личности.

- оказание консультативной помощи родителям, проведение занятий с элементами тренинга детско-родительских отношений.

В ходе реализации программы применяется технология социального консультирования:

Дистантное консультирование:

- почтовый ящик: вопросы и предложения, слова благодарности родителей;

- разработка и создание буклетов: «Как готовить ребёнка к школе», «Золотые правила для родителей»«Подготовка ребенка к детскому саду», брошюры: «Как воспитывать гиперактивного ребенка»«Как выбрать школу?»

- информационные листы на стенде «Это все для Вас»«В первый раз мы идем в детский сад», «Социальная адаптация и готовность детей к школе»«Правила поведения и общения»«Пять тактик семейного воспитания» и др.

Индивидуальное консультирование:

- тематические консультации: «Как организовать новогодний досуг в семье»; «Одинаково ли надо воспитывать сыновей и дочерей»«Формирование у детей культуры поведения в общественных местах»;

- индивидуальные беседы (о семейных традициях, о непослушании ребенка в семье, о результатах диагностики  социального развития воспитанников и т. д.).

Групповое консультирование:

- групповые консультации: «Основные нормативно-правовые документы по защите прав детей», «Защита прав ребенка и правовое воспитание в семье»; «Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада», «Как организовать отдых ребенка в летний период», Консультации для родителей «Наказывая, подумай»«Поощрение и наказание ребенка в семье»«Роль матери и отца в воспитании ребенка». Консультации ребенка и родителей по методике «Соломенная башня» (на определение взаимоотношений в семье).

Для семейного чтения разработаны и распространены памятки по темам «Роль отца в воспитании мальчика»«Рекомендации родителям по воспитанию без физического наказания»«Конфликт»«Похвала, как средство воспитания»«Бить или не бить своего ребенка», «Профилактика уходов ребёнка из дома»«Искусство быть родителем»«Детская агрессия».

На стендах размещается полезная информация  «Правам ребёнка посвящается», «Совместный отдых родителей и детей»; буклет «Социальные службы»; выставка творчества семей «Наши увлечения».

2 Блок:«Тепло семьи» - организация клубной деятельности с родителями.

Целью работы данного клуба является оптимизация детско-родительских отношений через грамотно выстроенное общение и совместную деятельность с ребёнком. Встречи проводятся раз в квартал и по запросам педагогов в форме живого диалога, родители в доступной форме получают информацию по теме встречи, задают вопросы, формулируют проблемы, участвуют в обсуждении. Подразумевается обязательное взаимодействие всех участников в различных специально созданных ситуациях (в форме игры, тренинга).

В рамках клуба проводятся мероприятия как для родителей с целью повышения психолого-педагогических знаний (беседы за круглым столом, тренинги), так и совместных мероприятий с родителями и детьми. Наиболее интересно прошли занятия семейного клуба, где была организована совместная деятельность взрослых и детей: «Вместе дружная семья»«Как общаться с ребенком» и другие.

Встречи проводятся в форме дискуссий, мозгового штурма, сказко-терапии и арт-терапии. Так же используются такие методы работы как: направленное воображение, анализ конкретных жизненных ситуаций, релаксации.

В рамках работы клуба организуется «Творческая мастерская», способствующая развитию художественного вкуса и креативных способностей, укреплению детско-родительских отношений.[5].Мы обратили внимание на положительные эмоции, которые вызывает творческая деятельность участников, это дает уверенность, что совместное семейное творчество позволит, почувствовать радость, тепло и счастье всем членам семьи.

Предусмотрены разнообразные профилактические мероприятия с семьями:

- Семинар-практикум для родителей «Стиль семейных отношений»

- Семейно-развлекательная игра «Моя семья»

- Совместная деятельность родителей и детей (фотоколлаж, рисунки, поделки) «Моя счастливая семья»«Герб моей семьи», «Генеалогическое древо моей семьи».

В конце каждого заседания Клуба участники анализируют полученную информацию и впечатления, делятся своими мыслями и ощущениями. На этапе «обратной связи» родителям дается «домашнее задание» по теме встречи, раздаются буклеты, памятки, распечатки с рекомендациями, заданиями, практическими материалами о воспитании детей. Практический материал создается для того, чтобы создать во внутрисемейных взаимоотношениях позитивный настрой, улучшить микроклимат в семье, принимать других такими, какие они есть.

Пропагандируется здоровый образ жизни, проводятся социальные акции: «Жизнь дана на добрые дела»«Подари сердце другу» и др.

Таким образом, реализация программы по профилактике семейного неблагополучия в условиях ДОУ позволяет наладить детско-родительские отношения, повысить уровень семейной культуры, сформировать навыки самопомощи и саморазвития, совершенствовать родительскую эффективность через безусловное принятие ребенка. Тем самым оказывается поддержка родителям с разным опытом родительства. Следовательно, главным результатом профилактики семейного неблагополучия является предотвращение вероятности его возникновения.

Литература.

1. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие. / Под научн. ред. Л. М. Шипицыной. - СПб.: Издательство "Речь", 2008.

2. О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации, 2011: государственный доклад, дек, 2012 г. (в изложении) // Социальное обслуживание. — 2013. — № 2, 3. — С. 73-111; С, 79-109..

3.Сухомлинский В.А. О воспитании – М.: Политиздат, 1982. – 270 с.

4.Педагогика здоровья. – М.: Педагогика, 1990. – П24 288 с.: ил. – (Б – ка для родителей)

5.Л. Кларк. Практическое воспитание по воспитанию – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 201с

Просмотров работы: 103