Актуальность темы обусловлена увеличением числа лиц с ограниченными возможностями и растущей значимостью реабилитационных практик Физического воспитания студентов с различными отклонениями в состоянии здоровья в настоящее время несомненна.
Цель статьи – определить суть и особенности адаптивного физического воспитания студентов.
Задачи:
Выделить содержание адаптивного физического воспитания студентов;
Выделить особенности адаптивного физического воспитания студентов
Адаптивное физическое воспитание направлено на формирование у студентов с отклонениями здоровья жизненно необходимых умений и навыков, а также повышение и сохранение у них функциональных возможностей различных систем организма. [1]
Основной целью адаптивного физического воспитания студентов является развитие жизнеспособности с отклонениями в здоровье, а также сформировать у него предпосылки для развития его физических способностей.
Выделяют несколько задач адаптивного физического воспитания:
Образовательные задачи, направленные на развитие двигательных навыков инвалида.
Оздоровительные задачи по восстановлению нарушенных функций организма (закаливание, физическое оздоровление и т. д.)
Воспитательные задачи по развитию характерологических черт (настойчивости, смелости и т. д.).
Адаптивное физическое воспитание обладает рядом особенностей, так как его основными субъектами являются студенты с отклонениями в состоянии здоровья, требующие особого подхода. Например, при изучении новых физических упражнений важна наглядность, умение педагога найти знакомые для них признаки физических упражнений. Помимо этого, непредвиденные перерывы в занятиях и недостаточная повторность могут результировать в утрате умения выполнять отдельные двигательные действия у данных студентов. Поэтому, в адаптивном физическом воспитании важно организовать последовательную систему основных упражнений, которая будет соответствовать каждому этапу двигательной подготовки студента с отклонениями в состоянии здоровья.[2] Помимо этого, они более уязвимы для формирования двигательных ошибок. Чтобы избежать их появления важно включать в занятия ранее изученные упражнения, постепенно повышая их интенсивность и длительность. Адаптивное физическое воспитание — это физкультурное образование, направленное на формирование у студентов с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств у студентов с отклонениями в состоянии здоровья.
Таким образом, адаптивное физическое воспитание ориентировано на студентов с отклонениями здоровья, направленно на развитие у них навыков, необходимых в жизненной и рабочей деятельности, а также развитие их здоровья и уменьшение влияния отрицательных черт, обусловленных его недугом.
Литература
Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Солодков А.С. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебное пособие / Под ред. С.П. Евсеева и А.С. Солодкова. - Спб.: Полис, 2006. - 295 с.
Ростомашвили, Л.Н. Адаптивное физическое воспитание со сложными нарушениями развития: учеб. Пособие / Л.Н. Ростомашвили. – М.: Советский спорт, 2009. – 224 с.