В современном мире все граждане равны в своих правах, несмотря на индивидуальные особенности, различия, в том числе выраженные в нарушении здоровья. В силу объективных условий жизнедеятельности и наличия барьеров для эффективного участия в жизни общества граждан с нарушениями здоровья (инвалидов) научные дискуссии о необходимости полной реализации их прав не утихают. В российском обществе интерес к вопросам доступности среды для инвалидов существенно возрос после принятия в 2006 г. Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах инвалидов, которая актуализировала необходимость комплексного решения вопросов по повышению уровня возможностей реализации прав инвалидов [2].
По данным Всемирной организации здравоохранения количество граждан с нарушением здоровья (инвалидов) составляет 19% всего населения планеты [2, с.119].
В настоящее время одной из основных проблем, отражающихся на положении людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), – это отношение современного общества к людям с ОВЗ как физически-неполноценным. Это порождает «невостребованность» людей-инвалидов в трудовой, культурной, социальной и иных сферах жизни. В сложившихся неблагоприятных условиях инвалиды теряют возможность развивать свои ценностно-смысловые ориентации. Особенно важной остается ситуация социального положения семей, имеющих детей-инвалидов.
В основном такое неблагополучное положение инвалидов и детей инвалидов сложилось из-за недостаточного нормативно – правового обеспечения при реализации социальной политики. Еще одной причиной является устоявшиеся стереотипы общества об инвалидах как аутсайдерах социальной, трудовой, духовной, экономической и культурной жизни. Фактически, инвалидная среда оказалась своеобразной «культурной резервацией» современного общества.
Наиболее актуальной задачей социальной политики в отношении инвалидов является обеспечение им равных возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности. В системе социальной защиты населения действует большое количество учреждений, работающих с инвалидами.
Суть социальной работы в этих учреждениях – это социальная реабилитация, то есть восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми. В настоящее время в рамках социальной политики государства существенная роль отводится учреждениям, осуществляющим культурно-досуговую деятельность, которые оказывают различного рода поддержку и помощь [5, с.120].
На сегодняшний день деятельность культурно-досуговых учреждений приобретает особую актуальность и ставит их на важные рубежи организации досуга. Именно культурно-досуговая деятельность и учреждения создают условия развития личности, их коллективные формы организации и обуславливает взаимодействие различных социальных, культурных групп населения.
Говоря о культурно-досуговой деятельности необходимо раскрыть понятия культура и досуг. По мнению А.Д. Жаркова, «культура – специфический способ создания, развития и обеспечения жизнедеятельности людей, воплощенной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, в совокупности общественных отношений, целей, средств, результата». «Досуг – часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечения и других видов нерегламентированной деятельности. Культурная деятельность – форма активного отношения к окружающей среде, социуму, предполагающая ее целесообразное изменение и преобразование всеми формами, действиями, поступками, обеспечивая возможность для создания, трансляции и восприятия культурных ценностей» [4, с.26].
Таким образом культурно-досуговая деятельность – это сложный процесс, который способствует свободному духовному и физическому развитию личности на основе творчества, освоения культурных ценностей.
Культурно-досуговая деятельность один из важных факторов оптимизации социальной активности инвалидов. Естественным результатом реабилитационного процесса является интеграция лиц с ОВЗ в окружающую их социально-культурную среду, включение в систему социокультурных отношений.
В отношении детей-инвалидов важную роль играет организация свободного времени, смысл и направления которого в основном формируются ценностными-смысловыми установками человека. Непосредственно в границах свободного времени реализуются требования социальной практики и значительно расширяются традиционные тенденции, технологические процессы, формы работы с детьми-инвалидами. Именно это вызывает необходимость оптимизации содержательного направления свободного времени, повышения качества работы культурно-досуговых учреждений.
Непосредственно в свободное время активизируется формирование творческих способностей человека, его подготовку к самостоятельной жизни, что обуславливает особенный интерес к поиску разных форм и методов усовершенствования и дальнейшего оптимального использования свободного времени как способа формирования и развития людей с ОВЗ, в особенности детей.
Культурно-досуговая деятельность представляет собой сферу самовыражения, саморазвития и самореализации ребенка-инвалида, его потенциальных желаний и возможностей, что препятствует изолированию от общества, помогает влиться в социально-культурную жизнь.
Культурно-досуговые учреждения напрямую нацелены на содержательное заполнение свободного времени ребенка. Такая ориентированность работы учреждений охарактеризована рядом факторов.
Во-первых, только культурно-досуговые учреждения смогут взять на себя компенсаторные функции формирования и развития человека, в особенности детей.
Во-вторых, культурно-досуговые учреждения обладают массой возможностей для развития и активизации познавательной компетенции ребенка, раскрытию творческих способностей ребенка в условиях использования свободного времени.
В-третьих, такие учреждения демократичны в большей степени, чем иные социальные институты, поскольку только они претворяют в жизнь принципы свободного образования, самостоятельного выбора, оказывая детям и их семьям услуги в такой форме, что весь период «обучения» каждого ребенка согласовывается с детской натурой, способностями, интересами, потребностями каждого из детей. В этой части ребенок себя создает, развивает, совершенствует, показывает свою личность. Грамотное сочетание видов организации досуга с разными видами образования сокращает области девиантного поведения, решает проблемы занятости детей.
Таким образом культурно-досуговые учреждения, являясь одним из немногих механизмов, способствующих развитию ценностно-смысловых ориентаций инвалидов, играют важную роль в системе социальной политики и социальной адаптации людей с ОВЗ.
Список литературы
Айталина Н.Б. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены // Инвалиды и общество. №14 (22) – 2015. С. 119-120.
Официальный сайт «Всемирная организация здравоохранения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.who.int/ (дата обращения: 22.12.2021).
Жарков А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология. Часть II. – Москва: МГУКИ, 2014. – С.26-27.
Сенина А.В. Социализация инвалидов трудоспособного возраста в условиях ЦСРИДИ // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. Вып. 17. – 2019. С. 120-121.