Проблема воспитания патриотизма в педагогике - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Проблема воспитания патриотизма в педагогике

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России потому, что способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению своего гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Понимание патриотизма, патриотического воспитания имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Слово «патриотизм» восходит к греческому «патрис» («родина», «отечество»), «патриотес» («соотечественник») и означает «любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам». Понятие «патриотизм» формируется в античности для обозначения чувств, моральных норм, правовых требований, отражающих отношения личности и общества. Патриотизм объявляется высшей ценностью [1].

Для более полного исследования проблемы патриотического воспитания необходимо рассмотреть понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание».

Термин «патриот» в период Французской революции 1789-1793гг. обозначает борцов за народное дело, защитников республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. В толковом словаре В.И. Даля можно найти следующее определение: «патриот-любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб». В словаре С.И. Ожегова патриотизм трактуется как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. К.Д. Ушинский, великий педагог, писал о глубоком воспитательном потенциале патриотизма: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Начало ХVШ века становится для России периодом оформления патриотических идей и убеждений. Патриотическая идея разрабатывается как целый комплекс идей. Утверждается, что любовь к Родине – это черта, присущая всякому настоящему гражданину. Идея патриотизма получает свое теоретическое обоснование в принципе «общего блага» как цели, условия соединения людей в общество.

Свoe понимание патриотизма дает В.А. Сухомлинский в книге «Родина в сердце». По мнению автора, «чувство любви к Родине - одно из самых глубоких и сложных чувств человека, в котором органически сочетаются, сливаются любовь к своему народу, к родной природе, к родному селу и городу с горячим стремлением отдать свои силы во имя великих идеалов коммунистического преобразования общества» .Сухомлинский связывает патриотизм с чувством долга перед обществом, чувством личной ответственности: «Чувство долга – это голос совести, это глубоко личное отношение человека к своему обществу, народу».

Пoзиция В.А. Сухомлинского близка позиции А.С. Макаренко. В своей книге «Воспитание гражданина» автор пишет: «Долг перед страной, перед всем обществом, перед человечеством может вытекать у нас только из глубокого, сознательного и в то же время кровного ощущения, солидарности трудящихся, крепкой убежденности в том, что эта солидарность – благо для всех людей и в том числе, и для меня самого».

В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» пишет: «Познание и переживание счастья свободного труда в социалистическом обществе – основа моральной ценности человеческой личности…».

В Педагогическом энциклопедическом словаре «патриотизм» - любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм включает себя:

●чувство привязанности к тем местам, где родился и вырос человек;

●уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание верности Родине;

●гордость за социальное и культурное достижения своей страны;

●гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

●уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа,его обычаям и традициям;

● ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

●гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Для того, чтобы соотнести понятия «патриотизм» и «патриотическое воспитание» необходимо внести определенность в трактовку самого понятия «воспитание». В нашем исследовании мы будем придерживаться определения, данного в Педагогическом словаре (Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю).

Воспитание - целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами. Патриотическое воспитание, согласно Государственной программе и Концепции патриотического воспитания, это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины[2;3].

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. 

Патриотическое воспитание имеет в своем основании духовно-нравственную природу, определяя его суть, содержание и другие структурные компоненты. Вместе с тем социальный компонент в патриотическом воспитании занимает приоритетное положение по отношению к остальным: историческому, культурному, военному и другим. Это объясняется тем, что патриотизм тесно связан с социальной сущностью человека, с его социальным предназначением.

Любовь к Родине не гарантирует умение быть полезным, использовать свое призвание так, чтобы оно способствовало процветанию Родины. Для развития этого умения процесс образования должен включать в себя выработку у школьников представлений о том, каким они должны быть как сыны Отечества и члены общества. Школа предоставляет возможность ученикам основательно познакомиться с Родиной, ее вековым наследием культуры и науки. В средних классах происходит приобретение знаний и их систематизация, а в старших их объединение в целостное мировоззрение, на основе которого вырабатывается программа жизни. Знание основ наук должны дать возможность юношеству почувствовать свою духовную связь с другими людьми своей страны, вызвать потребность в определении своих обязанностей по отношению к родной стране и подготовиться к участию в духовно-исторической жизни народа.

Таким образом, под патриотическим воспитанием мы понимаем систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций и объединений, образовательных учреждений и систему дополнительного образования по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Это сложная система социально -педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать её интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства. Патриотическое воспитание представляет собой сложную управляемую систему, включающую многообразие взаимосвязанных между собой элементов, внутренних устойчивых связей и отношений объективного и субъективного характера, а также подсистемы содержательного, организационного и методического плана. Внутри системы патриотического воспитания проявляются и функционируют закономерности различного уровня и порядка, учет которых позволяет эффективно и качественно управлять данной системой.
Список литературы:

1. Баронина К.А. Особенности интеграционных процессов в системе патриотического воспитания России в начале XXI века / К.А. Баронина, А.В. Лукинова // Педагогическое образование и наука. - 2010. - №1. - С. 49-53.

2. Барышникова С.В. «Сопереживание судьбе Родины» как стратегия патриотического воспитания // Воспитание школьников. - 2010. - №6. - С. 70-73. воспитания // Библиотечное дело. - 2006. - №2. - С. 2-6.

3. Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания / А.К. Быков. // Педагогика. - 2006. - №2. - С. 37-42. №9. - С. 10-21.

Просмотров работы: 7