Для решения задач образовательного учреждения интернатного вида большое значение имеет учет особенностей эмоционального развития подростков. Э.А. Минкова перечисляет своеобразные черты эмоционального портрета воспитанника детского дома: пониженный фон настроения; бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения; склонность к быстрой сменена строения; однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений; эмоциональная поверхностность; неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности); повышенная склонность к страхам,
Результаты исследований, проведенных академиком В.С. Мухиной, свидетельствуют: воспитанники домов ребенка аутичны, у них слабо выражена потребность к общению, наблюдается общая задержка психического развития. Эти дети часто отстают в речевом развитии, не умеют играть, не умеют общаться. Условия воспитания в закрытых учреждениях задают ребенку пассивную тенденцию в поведении. Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью.
Между тем психологические аспекты эмоциональных расстройств в настоящее время малоисследованы, масштабы изменений, связанных с ними, не прогнозируются. Предлагаемая официальными структурами одна из форм социальной адаптации детей-сирот — форма приемной семьи — мало изучена, и, как, показывает практика, не всегда эффективна для ликвидации последствий психической депривации.
Для изучения эмоциональной сферы подростков, оставшихся без попечения родителей нами использовались следующие методики диагностики:
1.Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова)
2. Восьмицветовой тест Макса Люшера.
3. Опросник «Самооценка психических состояний личности»
4. Методика диагностики уровня тревожности по Филипсу.
В ходе диагностики были получены следующие результаты:
По методике самооценки стрессоустойчивости результаты показывают, что 20 % (5 человек) из 22 двух испытуемых имеют, высокий уровень стрессоустойчивости. Свидетельствует о том, что воспитанники хорошо справляются с проблемами на учебе и конфликтными ситуациями между детьми. Половина испытуемых (11 человек – 50 %) имеет уровень стрессоустойчивости выше среднего. У данной группы детей есть некоторые проблемы в учебе, что сказывается на отношении к ней, из-за постоянного стресса при ответах на уроке, у детей пропадает желание учиться. В других ситуациях дети справляются хорошо. У 20 % (5 человек) имеют средний уровень стрессоустойчивости, у данной группы подростков наблюдается вспыльчивость в общении с сверстниками и воспитателями. В учебе так же имеются трудности. Отказы от выполнения домашних заданий, слезы при их выполнении. Всего у одного испытуемого уровень стрессоустойчивости ниже среднего. У ребенка неблагополучное эмоциональное состояние, он конфликтен, отрешен от жизни коллектива.
По методике восьмицветового теста М. Люшера: из 22 испытуемых всего 1 человек (6%) имеют благоприятное эмоциональное состояние. Дети жизнерадостны, не агрессивны, не вспыльчивы, на сверстников и воспитателей реагируют доброжелательно. 8 человек (36%) имеют незначительную тревожность. Из исследования стало известно, что проявляется она в основном в переживаниях за дальнейшее будущее (поступление в профессиональное учреждение и жизнь вне стен детского дома). У 8 человек (35%) диагностирована эмоциональная напряженность, проявляется в конфликтах между подростками, дети данной группы выступают жертвами. Имеют несущественные проблемы с учебой и поведением. У 5 (23%) испытуемых диагностировано состояние дезадаптации. Дети данной группы апатичны, агрессивны, имеют асоциальное поведение. Такой показатель уже требует помощи специалиста.
По методике «Самооценка психических состояний личности»:
I. Тревожность:
1. Низкая тревожность – 5 чел. - 23%
2. Средний уровень тревожности – 4 чел. – 18%
3. Высокий уровень тревожности – 13 чел. – 59%
II. Фрустрация: состояние, тревожность, подавленность, безысходность
1. Высокая самооценка, низкий уровень фрустрации – 1 чел. – 5%
2. Средняя самооценка, фрустрация имеет место – 13 чел. – 59%
3. Низкая самооценка, избегание трудностей, боязнь неудач – 8 чел. – 36%
III. Агрессивность: свойство личности, выраженное в предпочтении использования насильственных методов для достижения своих целей.
1. Высокий уровень агрессивности – 9 чел. – 41%
2. Средний уровень агрессивности – 6 чел. – 27%
3. Низкий уровень агрессивности – 7 чел. – 32%
IV. Ригидность: обнаруживается в трудностях перестройки восприятия и представлений в изменившейся ситуации
1. Средний уровень ригидности – 15 чел.– 68%
2. Ригидность отсутствует – 7 чел. – 32%
Из данных, представленных выше, видно, что у воспитанников детского дома, проблемы с подавлением агрессии, что проявляется в конфликтах с другими воспитанниками и учениками. Так же повышен уровень тревожности. (Более подробные данные представлены в методике Филипса)
По методике диагностики уровня тревожности по Филипсу:
Результаты диагностического обследования показали у 13 воспитанников повышенный уровень тревожности. Мы видим, что повышенный уровень тревожности в целом наблюдается по таким отдельным факторам, как проблемы и страхи в отношениях с учителями, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, страх ситуации проверки знаний, страх самовыражения.
Исходя из выше сказанного, можно заключить, что повышенный уровень тревожности у 13 испытуемых проявляется через негативные эмоциональные переживания различных ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Подростки переживают тревогу в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей. Младшие подростки ориентируются на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей. Как следствие, у них появляется тревога по поводу оценок, даваемых окружающими; проявляется страх негативных оценок. Тем не менее, общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в детском доме снижает успешность обучения.
Таким образом, исходя из результатов проведенного диагностического исследования, мы пришли к выводу о необходимости проведения комплекса мероприятий, направленных на снятие эмоциональной напряженности, на понижение уровня агрессивности, тревожности и на повышение уровня стрессоустойчивости.