Исследование стрессоустойчивости и адаптивности курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Исследование стрессоустойчивости и адаптивности курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наше эмпирическое исследование особенностей стрессоустойчивости в юношеском возрасте (курсантов МосУ МВД) базируется на проведенном теоретическом анализе проблемы, который предшествовал ее эмпирической разработке.

Термин стресс переводится от английского слова давление. Понятие стресс используется для обозначения внешней силы, которая вызывает напряжение. При этом во время стресса происходит изменения в структуре личности. Стресс, по мнению Дж. Гринбурга - это состояние человека, который попал под воздействие экстремальных условий среды. Изначально термин стресс использовался в физиологии. В физиологии стресс означал состояние организма человека, который отличается от адаптивного состояния в ответ на неблагоприятное воздействие внешней среды.

Прежде чем обсуждать концепцию управления стрессом, необходимо проанализировать явления психического состояния и эмоций, которые помогают лучше понять суть стрессоустойчивости. Стоит отметить, что в научной доктрине нет единого понимания состояния души, ее структуры, функций и механизмов. К тому же в науке мало знаний о классификации и методах изучения душевного состояния. По мнению В. Ганзен и В. Юрченко: «Причиной относительно медленного изучения психических состояний по сравнению с изучением других психологических явлений можно объяснить их характер» [1]. Например, по определениям таких авторов, как Н. Левитов, Ю. Сосновиков: «Психические состояния сложны, многогранны и многоуровневы. Именно эта особенность психического состояния, которую человек приобретает через определенные промежутки времени, затрудняет его научное изучение» [2].

«Человеческое поведение может варьироваться в зависимости от того, где вы находитесь и насколько сильно вы оказываете давление на человеческий разум. Каждое давление проходит три стадии », по описанию Г. Селье [3]. В процессе своего исследования, Г.Селье смог выделить фазы стресса – рис. 1.

Рис. 1 – фазы стресса по Г.Селье

Поддержание или повышение устойчивости человека к стрессу связано с поиском ресурсов для преодоления негативных последствий стрессовых ситуаций. Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, которые способствуют психической устойчивости в стрессовых ситуациях. Б.Г. Ананьев отмечает: «Толерантность человека к давлению и сопротивление отчаянию зависит от поддержки, моральной поддержки, партнерства, сочувствия других и солидарности группы. Распад социальных связей приводит к нарушению внутренней структуры личности, возникновению острых внутренних кризисов, нарушающих поведение. Социальная поддержка в группе, работающей в условиях стресса, без снижения уровня стресса может способствовать «трансформации» дискомфорта в стресс» [4]. Как отмечает Ю.В. Щербатых, стресс может отличаться. Для стресса характерны такие признаки, как утомляемость, проблема с адаптацией. Стресс как утверждает В. Марищук включает в себя внешние стрессовые стимулы и реакции.

Мною были проведены исследование и анализ стрессоустойчивости учащихся Московского университета МВД России. В опросе принимали участие 40 курсантов. Обратимся к результатам, полученным по многоуровневому личностному опроснику (МЛО) «Адаптивность» (авторы – А.Г. Маклаков и С.В. Чермянина).

На рис. 2 представлены среднегрупповые значения параметров адаптивности у курсантов Московского университета в выборке.

Рис. 2 - Среднегрупповой профиль параметров адаптивности у курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

В выборке можно видеть, что наибольшее среднее значение у курсантов Московского университета имеет место по коммуникативному потенциалу (7,8 стен), далее в порядке убыванию выраженности идут такие параметры адаптивности, как моральная нормативность (7,2 стен), личностный адаптационный потенциал (7 стен) и поведенческая регуляция (5,9 стен). Однако в любом случае все параметры адаптивности у курсантов в выборке согласно нормам методики имеют средний уровень выраженности.

Следовательно, для курсантов характерен средний уровень выраженности параметров адаптивности личности. Стрессоустойчивость у курсантов выражается, прежде всего, в способности выполнять свою функцию в условиях, которые ей мешают. Например, отвлечением или стрессом. Он проявляется во всех сферах нашей жизни.

Стрессоустойчивость подразумевает низкий уровень эмоциональности и импульсивности. Однако если человек искусственно снижает свою чувствительность к внешним раздражителям, это может привести к апатии, онемению, отсутствию четких эмоций, что часто приводит к негативным изменениям в общественной жизни.

Не все знают, что разные виды стресса могут помочь вам справиться со стрессом и его последствиями. Например, экстремальные виды спорта. Это типы стрессов, которые позволяют вам сосредоточиться и научить вас, как адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.

В результате проведенного исследования было выявлено, что стресс – это состояние повышенной напряженности, которое возникает в условиях угрозы и имеет место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна. Также было выявлено, что успешность выполнения служебно-боевой деятельности курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя определяется силой мотивации, степенью эмоционально-волевой устойчивости и профессиональной подготовленности (знаниями, навыками, умениями), развитостью интеллектуально-познавательной сферы. Особенности стрессоустойчивости у курсантов во многом определяется как спецификой самой воинской деятельности, так и внешними и внутренними факторами.

Список литературы:

Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды. М.,1996. (Серия «Психологии Отечества»).

Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК. – 2003. – 672 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).

Газиева М.З. «Проблема исследования развития стресса и стрессоустойчивости в юношеском возрасте»/ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ №4(71) 2018.

Простакишина, Ю. А. Реализация компетентностного подхода при подготовке социальных педагогов – будущих инспекторов по делам несовершеннолетних / Ю. А. Простакишина // Вестник экономической безопасности. – 2019. – № 2. – С. 359‑361.

«Психология профессиональной деятельности: теоретические и прикладные проблемы» / В. А. Бодров. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2006 (Екатеринбург : Уральский рабочий). - 622 с. : ил., табл.

Никитская, Е. А. Проблемы образовательного процесса поколения z / Е. А. Никитская, Е. О. Гладышева, В. С. Соколова // Инновации в образовании. – 2020. – № 1. – С. 12-17.

Просмотров работы: 29