Невербальное общение, то есть язык тела – это сотрудничество между людьми, без использования речи. Передача информации происходит через передачу образов, мимику, жестикуляцию, без применения речевого общения.
Вербальное общение –поведение подростков, включающее в себя реакции на воспринимаемую информацию, такие как: реагирование на слова, понимание, данный тип проявляется в речевом общении.
Общение является взаимодействием между подростком и инспектором по делам несовершеннолетних, различными группами, возникающее из совместной деятельности и включающее в себя разные процессы сотрудничества, без взаимного сотрудничества невозможна деятельность человека.
Подростковый возраст- это определенный период в жизни ребенка, является переходным моментом между периодом детства и взрослостью. Подростковым возрастом является возраст от 10-11 до 15-16 лет, в этот момент происходят сильные изменения, не только физические, но и психологические.
В психологии существует два способа поведения: невербальное и вербальное. Эти способы обмена получаемой информацией применяется в общении с одинаковыми целями. Эти способы обмена информацией используются как между подростком и родителями (вертикальное общение),так и между людьми равных между собой по статусу: между подростками (горизонтальное общение), это просматривается как в деловой ,так и в житейской деятельности. Несмотря на свое сходство, эти способы имеют и различия между собой.
Вербальное общениевключает в себя устную и письменную подачу информации. Невербальное общение заключается в обмене информацией без речевого общения, а с помощью эмоций, мимики, жестикуляции, зрения и т.д. Невербальное общение сопровождает речевое. Но бывают и такие ситуации, где невербальное общение не соответствует вербальному. В таких ситуациях, в большинстве случаев подростки верят увиденному, а не услышанному. Исходя из этого, можно сказать, что в определенных ситуациях невербальное общение превосходствует над вербальным.
Разобрав сходства этих двух способов общения, можно выделить следующие различия:
Вербальное общение осознаваемо подростком, в тот момент, когда невербальное происходит спонтанно и неосознанно. Подростки зачастую не планируют и не продумывают свою реакцию, жестикуляцию, мимику, поведение в процессе общение с каким-либо человеком, но подросток в большинстве случаев продумывает и выстраивает план того, что он хочет сказать своему собеседнику. Невербальное общение не всегда имеет определенные границы, отличаясь от вербального общения.
Следственно, невербальное общение может допустить неправильное истолкование. Исходя из мнений западных экспертов в области психологии, таких как: Эрик Эриксон, Стэнли Холл, Зигмунд Фрейд, Абрахам Маслоу и т.д., точность информации получаемой с помощью невербального общения, образует примерно 60%.Так же принято считать, что женский пол, больше воспринимает информацию полученную посредством невербального общения, поэтому имеется мнение о том, что женский пол, является слушателями более лучшими, чем мужской пол. Мужчины обычно в большинстве случаев обращают внимание на слова.
Разбираясь в видах невербального общения, можно лучше разобраться в способах выражения, общение данным способом происходит посредством активации чувств подростка, с помощью которого создается общительный канал.
Предлагаю перейти к разбору основных видов невербального общения:
Кинесика – этот тип телодвижений, различной внешней реакции человека на воспринимаемую информацию, он используется для дополнения способов общения. Основными типами кинесики представляются позы, жесты и взгляды. Используемая жестикуляция должна восприниматься недвусмысленно, потому что при неверном понимании жестов могут появиться неприятные ситуации;
Тактильное поведение –при коммуникации подростки применяют разные способы прикосновений к людям, с которыми они общаются, находясь в непосредственной близости. Разные типы касаний имеют различный вид и разную, отличающую от других результативность и важность. Такое поведение возможно относительно разделить на следующие виды: профессиональные, дружеские, семейные и т. д. Всякий вид касаний важен для подростка и человека, потому что это расслабляет и улучшает процесс общения. Но существуют такие виды, которые безусловно нужно и важно принимать во внимание, потому что в разных культурах невербальные виды имеют свое определенное значение;
Сенсорика –это один из типов невербального общения, суть которого чувственное восприятие людьми и подростками. Взаимоотношение участников общения основываются на органах чувств: органов вкуса, восприятия звука и понимании цвета. Вследствие этого основывается невербальное общение с партнером;
Проксемика –тип невербального общения, складывающийся на пространственных взаимоотношениях. Этот тип общения предполагает прямое воздействие расстояния и место нахождения на проявление взаимоотношений между людьми. В ходе различных исследований было выделено четыре области невербального общения данного вида: интимную, личную, социальную и публичную;
Хронемика –этот тип предполагает использование времени при невербальном общении;
Паравербальное общение – суть общения обусловливается уровнем ритма, тембра голоса, которые применяются для передач информации.
Вербальное общение, по мнению многих специалистов в этой области, можно разделить на два вида: диалог и монолог.
Диалог — это такой вид общения, заключающий в себе способ обмена какой-либо информацией между подростками или между подростками и взрослым. В практике диалог является взаимной деятельностью подростков между собой, что в свою очередь является ответом на цели собеседника или реакцией на сложившиеся обстоятельства. В теории же диалог — это форма коммуникации, проявляющаяся в устной или же разговорной форме. Диалог представляет сложную организованную систему, которая способствует совместной деятельности людей.
Специалисты по общению отмечают такие виды общения как:
Информативный — это вопросно-ответная форма общения, суть которой получение какой-либо информации;
Прескриптивный- данный вид проявляется в форме просьбы, приказа, обещания и т.д., отсутствие желания осуществлять какие –либо поручения;
Обмен мнениями- этот вид коммуникации, заключающийся в форме дискуссии между подростками, с одинаковыми коммуникативными полномочиями;
Праздноречивый — это эмоциональная коммуникация подростков (радость, злость, восхищение т.д.) или же информационно бесполезное, но интеллектуальное общение. Исследованиями доказано, что диалог определяет характеристику людей, такую как: статус, роль, и т.д. Исходя из характеристик выбираются темы, средства для общения. Понимание в диалоге ограничивается, общественными аспектами коммуникации, различием в важности знаков и общественных символов, информирующих о принадлежности подростка к той или иной этнокультурной группе.
Для диалога как для простой разговорной формы общения характерно воспроизведение каких-либо слов за человеком, намеки, и т.д. Особенность диалога в большей части заключается в степени близости участников общения. В диалоге одну мысль можно по – разному трактовать другу, родителям, и т.д.
Монолог –это разговорная форма коммуникации, рассчитанная на безучастное и непрямое понимание, так как выражается одним подростком при обращении к другому или многим людям. Монолог не простой по структуре: он долгий, не перебивается другими людьми и требует подготовки. При монологе важно придерживаться логики и правильности выражения. Признаки монолога -длительность, сложность, желание выйти за заданные рамки коммуникации.
В риторике и теории общения выделяются следующие типы монолога, отличающиеся методами изложения. В зависимости от методов выделяют следующие типы:
драматический- тип в котором вид речи в сопровождается другими способами общения — мимикой, жестикуляцией, и т.п.;
информационный- тип, включающий в себя сообщение разного рода.
Теория общения большое внимание уделяет логическому построению речи, ориентированности на понимание с подростком. Чтобы этого достичь разрабатываются технологии манипуляции и склонения слушателя или собеседника к своей точки зрения: запугивание, лесть и т.д.
В соответствии с исследованиями, в современном мире используются разные приему и методы выявления обмана. Ложь всегда осуждалась всеми людьми в различные времена. Обман является негативным явлением, который неизбежно существует во всем мире и обществе. Обман является сознательными процессом, когда подросток, который врет, понимает, что его утверждение не сходится с реальностью, и желает, чтобы это произошло.
Обман бывает: явным, преувеличенным и тонким. Явный обман –это ложь, при которой получаемая информация полностью отличается или даже противоречит правде. Подросток, который отрицает свое участие к совершению административного проступка, выражает таким способом явный обман.
Преувеличение-обман, при котором получаемые данные преобладают над правдивыми данными. Подростки любят и могут преувеличивать, например, степень раскаяния в том, что они сделали какой-либо проступок.
Тонкий обман подразумевает информацию истины, обращенное на то, чтобы завести в заблуждение. Сюда можно отнести сокрытие сообщений путем нежелания отвечать на вопросы или упущение имеющих отношение к нему деталей.
Тактические приемы разоблачения делятся следующие приемы: приемы эмоционального, логического действия и тактические сочетания.
К приемам эмоционального действия относится убеждение в неправильной выбранной позиции и, пояснение вредоносный результат для людей являющихся потерпевших, подозреваемых и т.д., действие на благоприятные стороны подростка- чувство достоинства и т.д.
Приемы эмоционального действия в отношении подростка подозреваемого или обвиняемого в совершении административного проступка:
Желание раскаяться и чистосердечно признаться, объясняя неблагоприятные последствия обмана, так и положительные последствия, признания вины и активной помощи следствию.
Применение приема внезапности, с помощью неожиданных вопросов в ситуации, когда допрашиваемый подросток не ожидает таких вопросов.
Воздействие на благоприятные стороны личности допрашиваемого подростка, использование в своих целях его интересов и увлечений.
Приемы логического действия содержат в себе демонстрацию несходства показаний реальности.
предоставление доводов, опровергающих сведения допрашиваемого подростка.
предоставление доводов, которые требуют уточнение доводов, которые приведут к разногласиям между допрашиваемым подростком и участниками.
логическое исследование разногласий, которые имеются в доводах допрашиваемого подростка.
логическое исследование разногласий между интересами участниками.
ведения о неразумной занятой позиции.
Логические приемы действия могут использоваться в случаях «безынициативной лжи», когда подросток скрывает правду, отрицая того, что он видел или слышал, что–то и очень действительны при обнаружении обманчивого оправдания. К примеру, подросток, совершивший правонарушение, предвидя вероятность быть пойманным, договаривается с родными и близкими ему людьми о даче ими неверных показаний. В этом случае истины добиваются путем тщательного допроса очевидцев для нахождения противоречия в показаниях, потому что невозможно договориться обо всех деталях при даче показания.
Когда подросток намеревается что-либо скрыть, в сознании происходит различие между подаваемой им информацией или действием. Данное состоянии каждым подростком переносится по-своему. Зависит это от психологических качеств подростка, присущих только ему и от переживания быть разоблаченным. Помимо этого, волнение из-за обмана связано с так называемой самооправдательной позицией, в этот момент подросток подводит конкретную базу под необходимость быть неискренним.
В реальности обман – это не простой процесс и обмануть кого-либо оказывается не всегда легко, даже потому, что кроме глаз, на которые обычно первым делом обращают внимание, у подростка имеется голос, способности различно жестикулировать и многие другие способы, которые говорят о психическом состоянии подростка. Поэтому в процессе коммуникации или после нее анализируется полученная информация и техника передачи информации другому лицу. Результативность и успех в обнаружении скрываемой информации и способов дезинформации зависит от опыта и готовности подростка, который этот хочет сделать.
При выявлении лжи нужно обращать внимание на субъективную сторону поведения в разных ситуациях, нужно принимать во внимание сложность данной оценки и соотнесение вербальных и невербальных признаков. Таким образом, к примеру, самое простое отрицание, выражаемое словом «нет» на заданный вопрос, будет отличаться от молчаливой реакции, тогда, когда подростка обвиняют или от молчаливой реакции подростка, равнодушно реагирующего на обвинение и от спокойствия подростка, выраженное молчанием, не допускающего даже вероятности подозрений. Совокупность вербальных и невербальных признаков поведения подростка в процессе общения нуждаются в проявления психологической компетенции от эксперта, занимающегося оценкой выражения и действия другого подростка на предмет правдивости.
Так же можно выделить признаки обмана и переживания, проявляющиеся в голосе подростка, его речи при передачи обманчивой информации: невольное изменение интонации: проявление дрожи и пауз при разговоре и т.д., которые не должны вызывать затруднения, очень быстрые ответы при разговоре, которые должны заставлять задуматься.
Умышленное выделение слов относится к приемам, использующихся сознательно обманчивыми подростками для заблуждения взрослого человека и может выступить как показатель обмана при сравнении с другими имеющимися данными. В жизни, когда получается убедиться, что прием сработал, говорят, что этот подросток «переиграл», пытаясь внушить свою точку зрения другому человеку.
При рассмотрении мимики, жестов и других признаков, которые говорят о реакции подростка на предмет выявления обмана, нужно находить индивидуальный подход к определению «фонового» состояния. Осознанно или подсознательно участники обращают внимание на индивидуальные качество поведения друг друга и делают выводы об особенностях и состоянии другого, фиксируя отклонения от обычного стиля общения. Исходя из выше сказанного, любая реакция подростка, получаемая в ходе общения, может приниматься по-разному, смотря по тому, является ли она обычным индивидуальным стилем общения и возможна ли она для подростка в имеющейся ситуации, или же данная реакция получена другими причинами, в том числе, намерением скрыть настоящее отношение к разбираемой ситуации.
Сложность фиксирования привычного поведения и сопоставление его с другими элементами изучаемой ситуации возникает и при разборе жестикуляции. Исследователи направления, которые за рубежом называется «языком тела», отмечают, что истолкование жестикуляции, мимики других невербальных элементов коммуникации, должно осуществляться в ходе рассматривания всей ситуации. Именно на различие содержания выражения внешним проявлениям отношения к имеющемуся выражению, часто основываются предположения о наличии неверной информации.
Знание психологических особенностей подростка помогут профессионалу вовремя заметить обман и выбрать способ поведения, который сможет помочь добиться результата и целей, поставленных перед допросом. От них зависит успех, средства и т.д., затраченные достижение.
Для сотрудников органов внутренних дел, которые имеют работу с подростками, важно уметь разбираться в их поведении, личностных качествах. Немало важно уметь различить обман в поведении подростка, чтобы суметь разобраться в сложившейся сложной ситуации, помочь ребенку и его родителям, направить ребенка в нужное русло. Если сотрудник органов внутренних дел будет уметь различать правдивое поведение подростка от ложного, то сотруднику будет легче выбрать способ общения с подростком, будет легче определить какой подход к нему нужно применить для того, чтобы получился продуктивный разговор и подросток доверял сотруднику.
Список литературы:
Набойченко Е.С. «Психология отклоняющегося поведения подростков» 2007г. Монография.
Савина Н.А. «Вербальные и невербальные средства воздействия в англоязычной рекламе: гендерный аспект» 2020.
Крейдлин Г.Е. «Невербальная семиотика. Язык тела и естественный язык» М.: Новое литературное обозрение, 2002.- 592 с.
Бутовская M.Л.. ЯЗЫК ТЕЛА: ПРИРОДА И КУЛЬТУРА (эволюционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации подростока). - М.: Научный мир, 2004.
«Основные теории коммуникации» Учебник /Под ред. проф. М.А. Василика. — М.: Гардарики, 2003. — 615 с.: ил. 18ВК 5-8297-0135-9 (в пер.).