Постепенно люди стали осознавать, что к детям должно быть более гуманное отношение, чем прежде. Л.С. Казакова утверждает: «…человечество пришло к осознанию необходимости раздельного применения закона в отношении взрослых и младших членов общества в результате долгой и непростой эволюции сознания человечества и вместе с ней – эволюции права».
В средневековье в Германии была закреплена власть отца в семье. В Риме эта власть напоминала пожизненную опеку над детьми, однако прекращалась она по достижении 14 лет. В Англии брачно-семейное право заключалось в управлении отца и царил патриархальный характер семьи.
В Индии большое потомство считалось основным видом богатства, поэтому отцом считали мужа матери, несмотря на кровное родство. Также процветала продажа детей, но их не обращали в рабов.
В исламе право на жизнь и здоровье имеет каждый ребенок, несмотря на их пол, расу, происхождение. Со времен пророка Мухаммеда самый большим грехом является убийство детей, ибо «они разделяют вашу пищу». Священный Коран запрещает детоубийство, которое в то время было распространенно в Аравии.
Российское государство сделало скачок на пути к развитию политики в сфере обеспечения прав, свобод и обязанностей детей. Это приобрело огромную значимость и по сей день. Эволюция законодательного регулирования в данной сфере является важной частью исторического правового процесса, который отражает становление правового статуса личности, а дети тоже являются личностью.
На ранних этапах своего развития человеческое отношение относилось к слабейшим своим членам. Когда-то дети являлись «собственностью» своих родителей. На Руси родители не имели права жизни и смерти над детьми. Однако процветала эксплуатация труда несовершеннолетних, их труд не ценился, а в голодное время не ценили и самих детей, их убивали и использовали в качестве пищи. Только позже возникла необходимость в защите и сохранении детей. Так они стали обладателями определенных прав и обязанностей: они охраняли домашний очаг, потому что именно он являлся источником жизни. Вскоре, появилась необходимость в передачи навыках, образовании. Убийство детей не рассматривали как жестокое, серьезное преступление. Таким образом, в 1648 году по Уложению за убийство ребенка родителей приговаривали к тюремному заключению и церковному покаянию. Однако дети подвергались смертной казни за убийство своих родителей, при этом дети не могли жаловаться на родителей. В Уложении от 1648 года за жалобы на родителей детям следовало наказание «бить их кнутом нещадно».
При правлении Петра I родители уже не имели права на насильно венчать или отдавать детей в монастырь. В данный исторический период положение прав и свобод детей изменилось в лучшую сторону.
Особую роль прав несовершеннолетних традиционно играло правосудие. Становление и развитие уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних в разных странах и в разные периоды истории происходило неодинаково. В России до XVII века не было гарантий защиты прав данной категории лиц.
В начале XVIII века одной из гарантий защиты прав несовершеннолетних являлся запрет пыток в их отношении, но возрастные границы не указываются.
Права детей менялись, так же как и права родителей. Поэтому до 1917 года было отменено физическое наказание детей. В конце XIX века родителей наказывали намного жестче за убийство детей, чем в Древней Руси. Однако если доказать, что убийство ребенка было не умышленное, родители подвергались менее тяжкой каре. При этом родителям разрешалось за неповиновение детей сажать их в тюрьмы на несколько месяцев. Позже, когда родители стали все чаще обращаться к губернаторам, возникло противоречие между правами детей и родителей. Таким образом, губернаторы отказывались осуществлять их. Практически во всех странах мира в разные исторические периоды, несмотря на то что родители имели право распоряжаться своими детьми, они же были обязаны их воспитывать и предоставлять им необходимую заботу.
В скоро времени появилась такая профессия, как социальный педагог. Задача данного педагога заключается в защите прав и интересов несовершеннолетних- это значит, что педагог должен:
Следить за повышением правовой грамотности несовершеннолетних и родителей. Педагог должен проводить собеседования, занятия;
Проводить консультации по запросам родителей и их детей;
Охранять и защищать права и интересы несовершеннолетних.
Также социальный педагог должен знать, что охрана некоторых прав ребенка, проживающего совместно с родителями, осуществляется последними.
Развитии данной области в современном мире требует пристального ретроспективного взгляда в прошлое. Задумываясь над этим, мы понимаем, как можно сохранить положительный опыт правового регулирования и устранить отрицательные механизмы.
Список литературы:
1. Мудрик А.В. Социальная психология воспитания. – М.: МПСУ, 2017.
2. Ульянова, И. В. Педагогика XXI века / И. В. Ульянова. – Москва : Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2017. – 295 с. – ISBN 978-5-9694-0457-1.