МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ

Смирнова А.В. 1
1МосУ МВД России имени В.Я.Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общество или социум крайне важен для каждого человека. Она сильно влияет на его жизнь, личность, мировоззрение, восприятие и ощущение себя, мира, общества, других людей. Общество – это большой мир, который выковывает характер каждого его члена, особенно характер и личность детей. В нём свои порядки, устои, ценности, традиции, сферы интересов. В каждом социуме свои понятия о нормальном и важном. Исходя из этого, в обществе что-то запрещается, а что-то прививается и разрешается. Так закладывается понятие о личных границах, формируется личность ребёнка. Благодаря этому выросший ребёнок сможет проявить себя в мире, реализоваться.

Родители – первые взрослые, с которыми взаимодействует ребёнок. На их примере дети учатся жить, их установки и ценности перенимают. Всё это составляет определённую атмосферу в семье. Эта атмосфера может благостно повлиять на ребёнка, укрепить его, что в дальнейшем по-может ему в жизни. А может – сломать или поранить, от чего ребёнок вырастает морально покалеченным или сложным. С таким ребёнком трудно справится другим людям и ему самому.

Семья – составляющая общества. И если смотреть глобально, то совокупность атмосфер в разных семьях, формирует и атмосферу общества в целом. Дети из семьи выходят в мир и общество, проецируют на него свои личностные установки, полученные в семье, строят новый общественный мир на основании них. Таким образом, семья – база, на которой строится человеческая лич-ность. Она воспитывает ребёнка и готовит к самостоятельной жизни, влияет на его поведение в будущем. И так семья формирует общество.

Однако современная жизнь даёт о себе знать. В ней много стрессов, рамок, событий, выбивающих из душевного равновесия. Всё это негативно сказывает на людях, а впоследствии – и на семьях. Семейные отношения страдают. А значит, происходит сильное влияние и на личность ребёнка, причём влияние отрицательное. Поэтому необходимо знать и понимать, как семья влияет на ребёнка и что можно сделать, чтобы влияние было преимущественно положительным.

Воспитание – это создание личности ребёнка, прививание ему полезных качеств и навыков. Учитывая, что человек всегда живёт в обществе, то часто термин «социальное воспитание» расширяют до «воспитания». И тогда в социальное воспитание включают все основные виды воспитания: физическое, нравственное, семейное, трудовое и др. Таким образом, в широком смысле социальное воспитание – это формирование личности ребёнка всеми существующими способами.

Задача воспитания – сформировать такого человека, который будет полноценным, полезным членом общества, сможет качественно жить в разных коллективах, обществе в целом, в мире. В этом главная особенность социального воспитания, его отличие от других видов – оно формирует члена общества.

В современных педагогике и психологии этот термин используется довольно широко. Это связано с его значимостью для общества, ведь социальное воспитание – это о том, как воспитать полноценного полезного члена человеческого коллектива.

Ясно, что социальное воспитание существовало с начала человеческого общества. Однако наука обратила на него внимание довольно поздно. Научный термин сложился только к концу XIX – началу XX вв.

В России идея социального образования сформировалась уже в рамках Советского Союза. Советские учёные 20-30 гг. ХХ в. – С.Л. Рубинштейн, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий – придавали большое значение коллективам, школе и обществу в целом, как тем факторам, которые значительно влияют на личность ребёнка, а значит и на воспитание. Ещё на педагогику того времени влияли гуманистические идеи педагогики XIX в., идея свободного воспитания. Другие постулаты дореволюционной методики воспитания рушились, в связи с новой властью и её курсом. В частности, это касается христианских элементов. Они, естественно, исчезали. Всё это создало условия для того, чтобы концепция социального воспитания стала ведущей в новой советской стране и сохранилась до сегодняшних дней на постсоветском пространстве [2]. М.А. Галагузова высказывает мнение, что в СССР бытовала концепция «коммунистического воспитания».

Также данная исследовательница пишет, что именно в советское время сложилось понимание социального воспитания в двух смыслах – узком и широком смысле. В узкой трактовке в социальное воспитание вкладывают значение «формирование личности ребёнка, его характер и мировоззрения». Широко социальное воспитание – в целом воспитание всеми способами, а также работа учреждений (социальных институтов) по воспитанию. Воспитание – это особая многоаспектная категория. Поэтому оно является предметом изучения многих наук: психологии, педагогики, социологии и проч. Хотя основная наука, его рассматривающая, всё равно педагогика [3].

Объект воспитания – ребёнок. Субъектами социального воспитания называют тех людей, коллективы и общественные институты, от которых воспитание и исходит, которые влияют на ребёнка.

Развитие ребёнка и формирование его личности – долгий, сложный, многогранный процесс. В науке он называется социализацией. Она длится всю жизнь, но самое важное для неё время – детство и юность, когда человек усваивает базовые для своей жизни и личности понятия. Благодаря социализации человек становится не просто представителем своего вида с биологической точки зрения, а биосоциальным существом, членом общества.

На социализацию ребёнка влияют внутренние и внешние причины. Внешние – это семья и окружение, друзья, детский сад, школа и другие образовательные заведения. Внутренние – это наследственность, восприимчивость, психологическое здоровье.

Причины, влияющие на развитие ребёнка, могут быть контролируемые или неконтролируемые. Вторые – это те, которые нельзя отследить, они влияют непредсказуемо, стихийно. Первые – дело рук окружающих ребёнка людей.

Воспитание – это контролируемый внешний фактор социализации. Происходит социальное воспитание на всех наиболее важных этапах-средах, в которые попадает человек на протяжении всей жизни: семья, образовательные учреждения, рабочий коллектив [5].

Социализация происходит благодаря двум вещам: взаимодействию и деятельности. Ребёнок постоянно общается с кем-либо: родители, бабушки и дедушки, родственники, сверстники, учителя и т. д. Ребёнок постоянно вовлечён в деятельность: учится, играет, помогает в доме, общается и т. п. Благодаря общению и деятельности ребёнок проявляется себя, пробует свою активность, закаляет социальные качества. Всё это также является составляющими социального воспитания. А потому социальное воспитание – это неотъемлемая часть социализации.

Влияние воспитания на развитие рёбенка различно в разные периоды его жизни. В детстве воспитание довлеет над ребёнком. Он мал и неопытен, а потому, чтобы заполнить это «пусто пространство» опыта, социальное воспитание работает в полную мощь. Со временем, по мере усвоения социального опыта, влияние социального образования уменьшается.

Ребёнок усваивает в ходе социализации и воспитания те черты, принципы, ценности, которые актуальные для конкретного общества в данный исторический период. С ходом времени, со сменой исторических эпох одни инструменты воспитания исчезают, а другие появляются. Это зависит от развития самого общества.

Общество, окружение ребёнка влияют на него. А если социальная деятельность, деятельность, развивающая социальные навыки ребёнка происходит в обществе, то её эффект сильнее. Ребенок лучше усваивает именно социальную составляющую – модели поведения.

Процесс воспитания в современном социуме – это очень многоаспектный процесс, в который включено множество как контролируемых, так и хаотичных факторов. Поэтому мы не можем, делая определенные и конкретные действия достичь конкретного результата. В воспитание в современном мире носит большой фактор случайности. Потому что на современного ребенка воздействует намного больше информации, чем раньше. Это не значит, что не нужно изучать семейное воспитание. Семейное воспитание на сегодняшний момент по-прежнему самый важный вид воспитание. Оно определяет будущее человека на всю оставшуюся жизнь. Если смотреть глобальнее именно семейное воспитание определяет тенденции современного мира.

Семья — это фундамент в жизни любого человека, на который он будет опираться всю свою жизнь. Именно поэтому важно анализировать семью, семейный климат и взаимодействие родителей и детей. Семья – это не только социальный институт, но и самая теплая и приятная в жизни любого человека. Но семья будет таковой, если она правильная. Правильная семья – это семья, в которой доверительные отношения между членами, в которой существует сильная эмоциональная связь, в которой родители находят оптимальный баланс вовлеченности в жизнь своего ребенка. Но в жизни далеко не все семьи правильные. И получается, что современная семья продукт современного мира. Поэтому мы педагоги, психологи и другие ученые должны изучать современную семью, только так мы сможем осознать проблему. Следовательно, найти оптимальные пути решения данной проблемы. А, следовательно, немного улучшить жизнь не только конкретной семьи, но и жизнь людей в целом.

Список литературы:

Алексеева Э.Р. Анализ семейных форм социального родительства в современно России // Вестн. Башк. унта. 2008. Т. 13, - № 3. Сер. Философия, социология, политология и культурология. - 15 с.

Баранова Е.В. Особенности и проблемы современной семьи.// Психологические проблемы современной российской семьи. В 3 ч. / Под ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. - М., 2005. - Ч.1.

Гараганов А.В. Причинная психотерапия. -М.: Психотерапия, 2006. - 525с.

Дружинин В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов.-СПб.: Питер,2006. – С. 65-67.

Иванова Т.А. Психолого-педагогические условия социализации личности ребёнка в семье // Психологические проблемы современной семьи. В 2 ч. / Под ред. А.Г. Лидерса. - М., 2007. - ч.1.

Просмотров работы: 57