ГЕНЕТИКА КАК ОТДЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ГЕНЕТИКА КАК ОТДЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нигматуллин В.В. 1
1 ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день биология является одной из самых перспективных и развивающихся наук. Огромные материальные и интеллектуальные ресурсы вкладываются в развитие данной науки. Такие специфичные научные термины, как клонирование, мутации, ДНК, становятся общеизвестными и популярными в обществе. Но большинство людей далеки от понимания данной терминологии, либо имеют поверхностное представление о них. Остаточные знания из школьного курса биологии не позволяют современному человеку разобраться в современных биологических открытиях, которые становятся революционными в обществе. Поэтому возникает необходимость в новых подходах в преподавании биологии в школе.

Под генетикой понимают одну из ведущих наук современного естествознания. Она изучает основные фундаментальные свойства живых организмов – наследственность и изменчивость. Школьный курс генетики предполагает обеспечение школьников углубленными знаниями о механизмах передачи и сохранения наследственной информации, использовании генетических законов в гибридизации, проявлении мутаций, проявлении генетических законов на различных уровнях организации живой материи [1].

Генетика по праву считается одной из самых главных областей биологии. На сегодняшний день ее основной объект исследований - это человек. Именно перед генетикой стоит задача поиска путей преодоления недугов и продления жизни человека. Из генетики человека часто выделяют как независимый раздел медицинскую генетику, что не вполне оправданный, так как генетические механизмы, определяющие потомственные заболевание и нормальные свойства, равны для всех биологических существ. Специфика содержится лишь в тот, что потомственные заболевание человека связаны с частыми случаями хромосомных нарушений, которые мешают нормальному развитию. Немаловажное значение в снижении частоты потомственных недугов имеет широкое распространение генетических консультаций, что способно избавить многие семьи от несчастья иметь нездоровых детей [3].

Но решение проблемы возможно решить лишь при высокой биологической и в особенности генетической образованности населения, и в этом первоочередная роль должна принадлежать школе.

В 2020 году Президент РФ Владимир Путин поручил разработать отдельные учебные курсы и дисциплины (модули) в области генетики учреждений среднего общего и дополнительного образования. Кроме всего этого, поручено организовать повышение квалификации педагогов по данной предметной области. Нынешнее предложение о включении курса в перечень дисциплин проявиться как раз в момент пандемии, на фоне всеобщего интереса к вирусологии как к науке. Мы можем предположить, что данный вопрос без внимания не останется, так как все большее внимания уделяется развитию науки и образованию подрастающего поколения.

Несмотря на высокую актуальность вопроса связанного с введением генетики как отдельной дисциплины, мы не можем не отметить момент, связанный с механизмом реализации данного изменения в реалиях современной школы.

Во-первых, специальный курс генетики, по мнению многих учителей, целесообразен только для учащихся профильных классов, которым данный предмет необходим при сдаче ЕГЭ по биологии для поступления в вузы [1]. Действительно, можно проследить данную тенденцию, особенно в старших классах, учащиеся отдают предпочтение и углубленно изучают те предметы, которые им потребуются для поступления в высшие учебные заведения.

Второй пункт вытекает из первого, в нецелесообразности создания дополнительной нагрузки в виде нового предмета. На сегодняшний момент этот вопрос ощущается очень резко. Перечень школьных общеобразовательных дисциплин состоит из большого количества предметов, где на каждый отводятся определенные часы и требования к учащимся, которые зачастую не ориентированы на профориентацию ученика. Все это создает большую нагрузку на учащихся, особенно выпускных классов, в которых помимо освоения образовательной программы идет усиленная подготовка к выпускным экзаменам.

В-третьих, необходимо развивать материальную базу школ, оснащать кабинеты современной техникой, также для изучения генетики необходимо специальное оборудование [2]. И как мы видим не во всех школах созданы благоприятные условия для качественного учебного процесса.

В-четвертых, действительно ли так необходимо введение отдельного предмета при наличии данного раздела в школьном курсе биологии. Многие учителя сходятся во мнении, что необходимости введения отдельной дисциплины нет, нужно лишь проработать уже имеющуюся учебную программу. При условии сокращения учебных часов как на сам предмет, так и на изучение конкретных тем, это очень актуальный вопрос. На наш взгляд необходимо увеличить часы на прохождение тем и пересмотреть содержание учебных программ.

Подводя итог можно сказать, что вопрос введения генетики как отдельного предмета очень неоднозначен, и точек зрения по этому поводу очень много и все они разнообразны, но понятно одно, что необходимо отталкиваться от того что требуется современному образованию, что необходимо современному школьнику, а в будущем выпускнику. Принимая верные решения, мы получим достойные результаты в современном образовании.

Список литературы.

 Пименов, А. В. Уроки общей биологии (9-11-й классы) / А. В. Пименов. - Текст : непосредственный // Современный урок : предмет.-содерж. журн. для зам. директора по учеб.-воспитат. и науч.-метод. работе и учителей-предметников. - 2014. - N 2. - С. 79-82. - Продолж. Начало: № 1-12, 2011; № 1-10, 2012; № 1-8, 2013; № 1, 2014 . - ISSN 1996-1707

Тимофеева, М. Г.Применение технологии модульного обучения при изучении раздела "Основы генетики" в 10 классе / М. Г. Тимофеева. - Текст : непосредственный // Научный поиск : науч.-метод. журн. - 2011. - N 2 (3). - С. 214-217. - Библиогр.: с. 216-217 (9 назв.) .

  Федоркова, Н.В. Изучение генетики в школе / Федоркова, Н.В.. - Текст : непосредственный // Биология в школе. - 2006. - №8.- С.30-37. - С. 2006

Просмотров работы: 119