К вопросу об инструментах диагностики отклонений у подростков - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

К вопросу об инструментах диагностики отклонений у подростков

Барабошина А.С. 1
1Московский университет МВД России имени В.Я Кикотя
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность исследования диагностических методов и методик выявления поведенческих проблем и отклонений в развитии у подростков обусловлена рядом задач, которые ставятся государством: узнать о личности подростка; о социальной среде, которая его окружает; выявить возможные внутренние конфликты; психологические трудности в обучении, общении и, впоследствии, дать рекомендации родителям проблемных подростков. На сегодняшний, день сотрудники ПДН и психологи, работающие в органах внутренних дел, должны уметь применять различные методики диагностики, в основном методики по выявлению отклоняющегося поведения у подростков, но в то же время, важно уметь находить правильный подход к выявлению других проблем, которые присутствуют в жизни школьников (проблема взаимоотношений в семье, проблема в общении со сверстниками и др.).

В современном мире многими учёными рассматриваются актуальные проблемы и всевозможные варианты их диагностики в рамках подросткового возраста.

Для начала следует разобраться с понятием «диагностика», а если быть точнее, «психолого-педагогическая диагностика», поскольку именно она является главным инструментом выявления всесторонних проблем современных подростков.Итак, «некоторые исследователи рассматривают психолого-педагогическую диагностику либо как психодиагностику в сфере образования, либо как педагогическую диагностику, основывающуюся на психологических особенностях личности. Психолого-педагогическая диагностика ориентирована на разработку теоретических основ применения психологических методов анализа индивидуального уровня и хода развития подростков в соответствии с общественными требованиями и нормами, зафиксированными в программах обучения и воспитания определенных возрастных групп» [1].

Данная диагностика включает в себя два направления: практическая и теоретическая диагностика. Теоретическая диагностика применяет информацию общей педагогики и психологии, ее результатом является метод или методика получения психолого-педагогической информации. Практическая диагностика находит применение в реальных условиях и при определенных обстоятельствах в виде использования методик, которые являются результатами работы теоретической диагностики и нацелены на обнаружение индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетних.

В статье рассматривается подростковый период, который характеризуется не только «прогрессом» в развитии, но и рядом проблем, которые возникают под действием тех или иных факторов. Подростковый период – это этап перехода ребенка от детства к взрослости, перестройки и активного формирования взглядов и убеждений, который характеризуется бурным ростом и развитием, половым созреванием. Подростковый (переходный) возраст имеет все основания называться трудным как для самих подростков, так и для их родителей. В среднем данный период длится с 13 до 18 лет. Кажется, что подростки все время находятся в стрессе. Непостоянство подростков, их склонность к крайностям, часто возникающая у них нестабильность поведения и зависимость от внешних воздействий связаны с возникновением в этом возрастном периоде серьезных социальных проблем. Это ранний алкоголизм, токсикомания и наркомания, делинквентное (противоправное) поведение, суициды, которые обычно возникают по причине замкнутости, отсутствии понимания со стороны родственников и друзей, попадания в плохую компанию. В особо неразрешимых ситуациях у несовершеннолетних может возникать склонность к суицидальному поведению — мысли об уходе из жизни, угрозы и попытки самоубийства. Самоубийство часто является крайней мерой при полной невозможности решить свои проблемы.

Выявление такого рода проблем должно быть осуществлено как родителями, так и компетентными педагогами и психологами.

«15 (или 14—16) лет — переходный период между подростковым и юношеским возрастом. По существу, от старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области. Это сама по себе сложная задача. Еще более она усложняется в наше время — переломный исторический период, когда рушатся выработанные предыдущими поколениями стереотипы, ценности, в частности, представления о значимости образования и престижности той или иной профессии» [2].

Главенствующую роль в диагностике данных проблем, в первую очередь, играют родители, которые должны грамотно идти на контакт с подростком и всячески помогать ему в осмыслении существующих проблем, давать различные рекомендации и советы, поддерживать и не давить на взрослеющего ребенка. Но бывают случаи, когда родители не могут оказать должного влияния на своего ребенка, и тогда приходится обращаться за помощью к специалистам. Именно детский психолог и социальный педагог, а в дальнейшем и работники специализированных организаций с сотрудниками ПДН смогут оказать своевременную квалифицированную помощь как подростку, так и его родителям.

Специалисты подразделения ПДН, в свою очередь, сотрудничают с различными организациями, такими как: социальные работники школ, наркологические диспансеры, реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи семье и детству, органы опеки и попечительства, которые занимаются конкретными проблемными ситуациями подростков.

Существует целый перечень различных методик, выявляющих какие-либо отклонения у подростка, которые помогут в работе не только психологам и социальным педагогам, но и классным руководителям и учителям-предметникам, работающим с подростками в образовательных учреждениях.

Главное отличие подростков от дошкольников и младших школьников можно рассмотреть в особенностях нормативного сознания и нормативной регуляции поведения. Если ребенок в своем поведении и внутренних установках ориентирован на нормы, которые задаются взрослыми, то подросток ориентирован на сверстников и старшеклассников. В большинстве случаев подростки подвергаются негативному влиянию со стороны сверстников или ребят постарше, что приводит к девиантности и делинквентности. Но есть и другие особенности социальной среды, влияющие на проявление отклонений в поведении подростка, такие как неполные, конфликтные и асоциальные семьи. Диагностировать наличие такой проблемы у подростка поможет, например, методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел), которая является стандартизированным тест-опросником, включающим в себя набор психодиагностических шкал, направленных на измерение склонности к применению определенных форм девиантного поведения. Комплекс неполноценности касается практически каждого человека в период подросткового возраста. Но у одних он носит временный характер, а у других может перерасти в затяжную депрессию. Диагностика комплекса неполноценности проводится в качестве опросника с применением метода клинической беседы и психологического тестирования, в результате которого можно будет говорить о наличии или отсутствии отклонения у подростка.

Именно благодаря подобным методикам возможно быстро и довольно чётко диагностировать наличие проблем или отклонений у подростка, а, вследствие, сделать вывод о том, какие меры необходимо принять по сглаживанию или устранению этих проблемных ситуаций. Для получения достоверных данных о эмоционально-психических проявлениях подростка, диагностирования причин нарушений его в обучении, отклонении в поведении и развитии, необходимо использование различных диагностических методов выявления детей, нуждающихся в коррекции имеющихся нарушений. Итак, я пришла к выводу о том, что вопрос распознавания каких-либо отклонений в поведении и развитии в подростковом возрасте стоит достаточно остро и требует своевременной диагностики с помощью различных методик, тестов и опросников.

Список литературы:

Дудина Марина Михайловна. Основы психолого-педагогической диагностики [Электронный ресурс]: учебное пособие / М. М. Дудина, Ф. Т. Хаматнуров. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2017.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001 -464с.

Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с.

Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М. Изд-во Института Психотерапии. 2002 — 300 с.

Просмотров работы: 3