В Российской электронной школе русский язык как учебный предмет изучается с 1-ого по 11-ый класс, то есть является предметом систематического изучения. Здесь размещено 663 видеоурока продолжительностью 5-20 минут, которые ведут 403 учителя. Содержание курса включает все разделы школьной программы по рассматриваемому предмету. В настоящее время в содержании зафиксировано 29 разделов: «Общие сведения о русском языке», «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика», «Морфология», «Лексика», «Орфография», «Речь», «Текст», «Стили и типы речи», «Строение текста», «Синтаксис и пунктуация», «Морфемика и словообразование», «Деепричастие», «Причастие», «Наречие», «Предлог», «Союз», «Частица», «Междометие», «Обучение грамоте», «Русский алфавит или азбука», «Предложение», «Члены предложения», «Слова, слова…», «Синонимы и антонимы», «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками», «Части речи», «Язык художественной литературы».
Нельзя назвать полностью продуманной структуру содержания курса русского языка, так как в ней по принципу сквозной нумерации представлены в качестве самостоятельных, например, разделы «Части речи», «Морфология», «Деепричастие»,«Причастие»,«Наречие»,«Предлог»,«Союз»,«Частица». При этом внутри раздела «Морфология» помещены уроки, посвящённые изучению таких частей речи, как имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, а также причастие, деепричастие. Наряду с разделом «Лексика» выделены разделы «Слова, слова…», «Синонимы и антонимы». Поэтому по содержанию курса сложно установить связь между классом, разделом и темой изучения, рабочей программой, по которой ведётся обучение. Так, в методическом разделе электронной школы, адресованном учителю, можно познакомиться только с рабочими программами для 5-го и 6-го классов.
С проблемой отбора содержания обучения связана проблема выбора технологий обучения. В Российской электронной школе используются дистанционные образовательные технологии, т.е. образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1, 6-7]. Благодаря этому осознание обучающимися изучаемого нового материала, его закрепление происходит индивидуально, в зависимости от их подготовленности и обученности.
В 5-6 классах преподавание ведётся в режиме видеурока, автор урока известен; в 1-4 классах, 7-11 классах обучающиеся слышат только голос диктора, который передаёт содержание конспекта урока, разработанного определённым учителем. Интерактивные уроки содержат теоретический, практический и тестовый материал по теме каждого урока. В связи с этим они включают короткий видеоролик с лекцией учителя в 5-6 классах и с лекцией диктора в остальных классах, задачи и упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков, а также проверочные задания для контроля усвоения материала. Упражнения и задачи можно выполнять неограниченное количество раз, они не предполагают оценивания и фиксации оценок. Проверочные задания, напротив, не подразумевают повторного прохождения – система фиксирует результаты их выполнения зарегистрированными пользователями и на этой основе формируется статистика успеваемости ученика. Видеоролики дополняются иллюстрациями, фрагментами из документальных и художественных фильмов, аудиофайлами, копиями архивных документов и т.п. Дополнительные материалы к урокам предоставлены партнёрами Российской электронной школы и доступны только зарегистрированным пользователям.
Все уроки по ведущей цели обучения относятся к урокам объяснения нового материала, в основе которых лежит преимущественно дедуктивный путь ознакомления с новым фактом или явлением. Однако в некоторых из них отсутствуют отдельные структурные элементы, например, организационный момент или подведение итогов. Таким образом, в отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса.
Анализ опыта преподавания фонетики, графики, орфографии учителем Т.А. Черниенко. В реализации проекта «Российская электронная школа» принимают участие 403 победителя всероссийских профессиональных конкурсов. Только по предмету «Русский язык» преподавание ведётся 33 учителями из разных регионов Российской Федерации. Одним из опытных учителей, преподающих в Российской электронной школе, является Таисия Александровна Черниенко, учитель русского языка и литературы ГБОУ «Академическая гимназия №56» (г. Санкт-Петербург). Она участвовала в первом этапе реализации проекта. На данном этапе предпочтение было отдано технологии видеоуроков с присутствием в кадре учителя, который ведёт урок и обеспечивает активизацию внимания обучающихся. Речь учителя, проговариваемая во время лекции, отражается на экране в виде текста с противоположной стороны. Проект содержит 14 уроков для 5-6 классов с участием Т.А. Черниенко: 6 уроков в разделе «Фонетика», 1 урок в разделе «Графика», 7 уроков в разделе «Орфография». В разделе «Фонетика» представлено 6 уроков с видеолекцией данного учителя по следующим темам: «Фонетика. Слог. Ударение», «Фонетика. Гласные и согласные звуки», «Звуки и буквы. Согласные», «Орфоэпия. Произношение гласных и согласных звуков», «Звуки и буквы. Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я», «Фонетический и орфоэпический разбор слова». Освоение материала происходит дедуктивным способом познания, т.е. учитель вначале сообщает общее положение, а затем постепенно начинает выводить частные случаи, более конкретные факты, аргументы, а ученик воспринимает общие положения, а затем усваивает следствия, вытекающие из них. Все структурные элементы урока строго выдержаны.
Раздел «Упражнения и задачи», предусмотренный для формирования умений и навыков, содержит 7 заданий, в которых можно пронаблюдать следующие методы формирования учебно-языковых умений: 1) методы формирования опознавательных умений (нахождение языкового явления, подбор примеров); например: «Укажите слова, в которых все согласные звуки глухие (стакан, клён, чашка, кукушка, трещит, апельсин, шишка, царь, комочек)»; 2) методы формирования классификационных умений (заполнение готовой таблицы примерами, группировка языковых явлений, данных вперемешку); например: «Распределите слова. В первой колонке «Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука», а во второй – «Буквы е, ё, ю, я обозначают один звук» (ель, поёт, сюда, мята, дятел, льёт, персик, язык, цветы, ружьё)»; 3) методы формирования аналитико-синтетических умений (полный или частичный языковой анализ); например, «Дополните фонетический разбор слова съезд».
В заданиях из раздела «Упражнения и задачи» используются следующие методы формирования учебно-языковых умений: 1) методы формирования опознавательных умений (нахождение языкового явления, подбор примеров); например: «Выберите строчки, в которых одна буква названа неверно (г — «гэ», к — «кэ»; б — «бэ», п — «пэ»; д — «дэ», т — «тэ»; з — «зэ», с — «сэ»)»; 2) методы формирования классификационных умений (группировка языковых явлений, данных вперемешку; например: «Выделите голубым букву, которая стоит в алфавите впереди других, малиновым — букву, которая стоит позади других (Н, П, О, С, Т, Р, Ф, У, Х)».
Раздел «Орфография» содержит 7 уроков Черниенко Т.А. для обучающихся 6 класса по следующим темам: «Правописание корней. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корнях слов. Чередующиеся гласные»; «Чередующиеся гласные, выбор которых зависит от ударения и от последующего согласного. Чередующиеся гласные, выбор которых зависит от суффикса (включая корни с чередованием а(я) – им(ин)). Чередующиеся гласные, выбор которых зависит от значения»; «Правописание согласных в корнях слов. Правописание корней. Обобщение»; «Правописание начального и – ы корня после приставок, оканчивающихся на согласную»; «Правописание приставок. Неизменяемые на письме приставки. Правописание приставок на з/с»; «Различение приставок пре- и при-»; «Правила использования Ь и Ъ». Данные уроки по ведущей цели обучения относятся к урокам объяснения нового материала, в основе которых лежит преимущественно дедуктивный путь ознакомления.
Встречается и индуктивно-дедуктивное построение уроков, при котором условия выбора буквенной или небуквенной орфограммы определенного вида выясняются в результате анализа конкретного языкового материала и затем формулируются в виде орфографического правила. В разделе «Упражнения и задачи» по орфографии также содержится 7 заданий, но направлены они на формирование правописных умений, а именно орфографической зоркости, умения обосновывать условия выбора орфограмм, умения правильно писать слова с изученными орфограммами, группировкой языковых явлений, данных вперемешку. Среди этих заданий наиболее частотны следующие практические методы обучения: 1) методы формирования орфографической зоркости (нахождение слов с изученными орфограммами, подбор примеров); например: «Прочитайте фрагмент рассказа Ю. П. Казакова. Выделите цветом слова с чередующимися гласными в корне»; 2) методы формирования умения обосновывать условия выбора орфограмм (группировка языковых явлений, данных вперемешку; орфографический разбор); например: «Распределите слова по группам «Проверяемая гласная», «Непроверяемая гласная» и «Чередующаяся гласная в зависимости от вида орфограммы в корне (приклониться, парусина, растение, экзамен, растирать, голоса, конфета, скачок, штаны, конюшня, продукты, цветок)»; 3) методы формирования умения правильно писать слова с изученными орфограммами; например: «Вставьте пропущенные буквы (пр_чуда, пр_бор, пр_ключение, пр_пятствие, пр_кратить, пр_сутствовать, пр_лежный, пр_вратиться, пр_восходный, пр_дел)».
Авторской особенностью уроков Т.А. Черниенко по орфографии является систематическая работа по формированию орфографической зоркости – умения видеть орфограммы в словах и между словами. Для такой работы используется недеформированный языковой материал как в виде слов, так и в виде текста. Например, в одном из упражнений к уроку на тему «Правописание корней. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корнях слов. Чередующиеся гласные» содержится следующее задание: Укажите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением (замерло, вытирали, заплетался, решиться, позадирали, потянул, блестящий, равнение)».
А к уроку на тему «Чередующиеся гласные, выбор которых зависит от ударения и от последующего согласного. Чередующиеся гласные, выбор которых зависит от суффикса (включая корни с чередованием а(я) – им(ин)). Чередующиеся гласные, выбор которых зависит от значения» можно встретить следующее задание, в котором используется недеформированный языковой материал в виде текста: «Прочитайте фрагмент из произведения Э.Т. Гофмана «Щелкунчик». Найдите слова с чередующимися гласными в корне. Выделите синим цветом слово, правописание которого зависит от ударения, и зелёным цветом – слово, правописание которого зависит от наличия или отсутствия после корня суффикса -а- (А в шкафу что-то загремело и затрещало, и Мари увидела, как разом открылись все коробки, в которых были расквартированы войска Фрица, и солдаты выпрыгнули из них прямо на нижнюю полку и там выстроились блестящими рядами. Щелкунчик бегал вдоль рядов, воодушевляя войска своими речами. Вы и понятия не имеете, дорогие мои слушатели, что здесь творилось.)»
Педагогический стиль Т.А. Черниенко как педагога Российской электронной школы определяется следующими его чертами: скрупулёзное и адекватное планирование учебного процесса; нацеленность как на процесс, так и на результаты обучения; поэтапное отрабатывание учебного материала; организация повторения ранее изученного; смена видов работы; богатый арсенал методических приёмов; отказ от внешней развлекательности; стимулирование интереса к особенностям изучаемого языкового материала. Все эти черты, с точки зрения педагогической психологии, характерны для педагогического эмоционально-методичного стиля (ЭМС). Проанализировав опыт преподавания некоторых разделов школьного курса русского языка учителем Т.А. Черниенко, можно утверждать, что её уроки, несомненно, соответствуют требованиям федеральных государственных стандартов и при этом отличаются авторским педагогическим почерком. Следует отметить, что этот опыт необходимо учитывать при проведении уроков непосредственно в классе.
Библиографический список
Асмолов А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие [Электронный ресурс] /А.Г. Асмолов, А.Л. Семёнов, А.Ю. Уваров. – М.: НексПринт, 2010. – 84 с. – Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/587601/
Осин А.К. ПОТРЕБНОСТЬ В ЗНАНИЯХ: СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА //Учитель. - 2003. - № 4. - С. 2.