Специальные методические принципы в адаптивной физической культуре: принцип дифференциации и индивидуализации - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Специальные методические принципы в адаптивной физической культуре: принцип дифференциации и индивидуализации

Люкин М.Е. 1, Юшманова Е.В. 1, Агеева О.Н. 1
1САФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время все реже можно встретить полностью здорового человека, поэтому сегодня особую популярность обрели специальные методологические принципы в адаптивной физической культуре. В частности, с помощью принципа дифференциации и индивидуализации для каждого человека можно подобрать соответствующую программу физической подготовки, которая будет учитывать все его особенности и обладать максимальной эффективностью.

Цель – Рассмотреть специальный методологический принцип в адаптивной физической культуре – принцип дифференциации и индивидуализации.

Согласно цели, предполагается решить следующие задачи:

1 Использование специальных методологических принципов;

2 Выявить особенности принципа дифференциации и индивидуализации;

3 Актуализировать полученные знания.

Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня все большее число граждан нашей страны не обладают идеальным здоровьем. Следовательно, нужны специальные принципы и методы, позволяющие реализовать их право на занятия физической культуры и спортом, эффективно развивать физические и психологические способности без вреда для здоровья.

Адаптивная физическая культура – это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья к жизни, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов [2].

Цель адаптивной физической культуры – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта [2].

Принципы, являясь составной частью методологии, представляют собой базовые теоретические положения, отражающие сущность и закономерности обучения, воспитания, всестороннего развития личности, отношения общества к этому процессу.

Дифференцированный подход в адаптивном физическом воспитании означает объединение в относительно однородные группы. Первичную дифференциацию осуществляет медико-психолого-педагогическая комиссия, формирующая типологические группы, сходные по возрасту, клинике основного дефекта, показателям соматического развития. Однако физическая подготовленность, двигательный опыт, готовность к обучению, качественные и количественные характеристики двигательной деятельности в этих группах (классах) чрезвычайно вариативны, поэтому для проведения уроков физического воспитания нужна более тонкая дифференциация занимающихся, которую осуществляет преподаватель [3].

Индивидуальность – это своеобразное сочетание особенностей, отличающих одного человека от другого. Индивидуальный подход означает учет особенностей, присущих одному человеку (Ананьев Б.Г.,1980). Сущность индивидуализации педагогического процесса состоит в том, чтобы, опираясь на конкретные способности и возможности каждого занимающегося, создать максимальные условия для его роста. Ведущая роль в организации адаптивного физического воспитания принадлежит преподавателю, проводящему в основном фронтальную работу, в процессе которой осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход.

При индивидуальной форме занятий принцип индивидуализации реализуется полностью и зависит от профессиональной компетентности и методического мастерства преподавателя.

Одно из направлений реализации принципа - определение индивидуальных образовательных маршрутов, ориентированных на уникальность и своеобразие личности во всех ее проявлениях. В адаптивной физической культуре подход предполагает разработку универсальных алгоритмов обучения, воспитания, коррекции, развития в целях физкультурного образования личности. Проектирование технологий адаптивных программ должны соответствовать реальным индивидуальным возможностям, возрасту и ступени развития.

Таким образом, специальные методические принципы в физической культуре помогают находить подход к каждому занимающемуся. С помощью которых, физической культурой и спортом может заниматься каждый, кто имеет такое желание. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает, что занятия будут проходить только с учетом особенностей, присущих занимающимся (пол, возраст, телосложение, свойств характера, состояния сохранных функций – двигательных, сенсорных, психических, интеллектуальных) [3].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - М: Советский спорт, 2000. - 240 с.

2. Методические рекомендации по адаптивной физкультуре [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib11/%D0%90%D0%B4%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0.pdf, свободный (дата обращения: 25.12.2021). – Загл. с экрана.

3. Принципы адаптивной физической культуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studme.org/122256/meditsina/printsipy_adaptivnoy_fizicheskoy_kultury, свободный (дата обращения: 25.12.2021). – Загл. с экрана

Просмотров работы: 182