В современных условиях на профессиональный выбор влияют ускоренные темпы развития рыночных отношений, обострения конкурентных отношений, возникают кризисные явления, ослабляющие социальную защищенность различных категорий населения, и прежде всего детей-сирот. Также на профессиональное самоопределение влияют личностные особенности детей-сирот, осложняющие их выход в конкурентную профессиональную среду, обусловленные лишением ребенка материнской заботы и организацией жизнедеятельности детей в детском доме.[1] Условиями конкурентоспособности детей-сирот является востребованная профессия, социально-трудовая компетентность, адаптивность. Очевидно, что успешность детей-сирот в будущей трудовой деятельности определяется в значительной степени качеством организации их профессиональной ориентации[3].
Профессиональное самоопределение составляет существенную часть жизненного самоопределения и весьма значимо для детей-сирот. Поэтому одним из наиболее критических моментов развития детей, воспитывающихся без семьи, является окончание обучения и воспитания в детском доме или школе-интернате, выбор ими будущего профессионального пути, профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение на начальных его стадиях закладывает основы, определяет стратегию дальнейшего профессионального становления и развития личности.
Цель исследования – изучение ценностных оснований профессионального самоопределения воспитанников детского дома, составление и реализация программы развития ценностных оснований профессионального самоопределения воспитанников детского дома-школы.
Методики, используемые в исследовании: анкеты профессиональных предпочтений и мотивов выбора профессии, методика определения профессиональных склонностей Л.А. Йовайши, дифференциально - диагностический опросник (автор Е.А. Климов), ценностный опросник (ЦО) Ш. Шварца.
В ходе диагностики воспитанников были выявлены некоторые проблемы:
1) у 100% испытуемых недостаточно знаний о разнообразии профессий, а также об образовательных учреждениях региона и перспективах развития, следовательно, нужно организовать мероприятие по расширению знаний о мире профессий, также рассказать о способах подготовки к будущей профессии.
2) Воспитанники имеют разные профессиональные интересы и разные мотивы выбора профессии, поэтому стоит проводить работу, где будут глубоко рассмотрены эти аспекты.
3) Воспитанники имеют разные склонности к типам профессий, большинство – 32% имеют тип «человек-художественный образ», 23% - «человек-природа». Нужно организовать мероприятие, где будут задействованы все типы профессий.
4) Воспитанники имеют положительные жизненные принципы – универсализм, доброта, безопасность, самостоятельность и традиция, и отрицают такие как – стимуляция, власть, достижения, гедонизм.
С целью увеличить уровень профессионального самоопределения далее нами составлена и реализуется программа развития ценностных оснований профессионального самоопределения воспитанников детского дома.
Цель программы: развитие ценностных оснований профессионального самоопределения воспитанников детского дома.
Задачи:
1. Сформировать у воспитанников желание и способности к самостоятельному и осознанному выбору будущей профессии.
2. Сформировать у подростков углубленные представления о мире профессий.
3. Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии
Форма работы по программе: групповая.
Методы: наглядные (использование технических средств, презентаций, видео), словесные (беседа, викторина, лекция, опрос), практические (анализ и решение проблемных ситуаций, ролевые игры, практические задания.
Срок реализации программы - 3 месяца. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 40 минут.
В программу нами включены такие темы:
- Профориентационная игра «Мир профессий», что позволяет расширить представления о мире профессий и способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся.
- Виртуальная экскурсия по профессиям, подростки приобретают информацию о новых и перспективных профессиях будущего.
- Экскурсии в профессиональные образовательные учреждения – воспитанники получают информацию об образовательных профессиональных маршрутах в городе.
- «Мои сильные стороны» - тема включает упражнения и игры, направленные на формирование у обучающихся сознательного отношения к профессиональной деятельности.
- Диспут «Успех в жизни» и дискуссия «Мотивы и ценностные ориентации в выборе карьеры» - направлены на развитие умения находить компромиссы в условиях наличия конкурентных точек зрения и оказания помощи в осознании мотивов выбора профессии.
Таким образом, в ходе исследования мы определили ценностные основания профессионального самоопределения воспитанников детского дома, составили и реализовали программу развития ценностных оснований профессионального самоопределения воспитанников детского дома-школы. Программа направлена на развитие ценностей, а также способствует формированию представлений о профессиях и психологической готовности к осознанному выбору своего пути.
Список литературы:
1. Арон, И. С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению в особой социальной ситуации развития: теория и практика исследования / И. С. Арон; Поволжский государственный технологический университет. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2015. – 248 с.
2. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н., Чернявская А. П.
Б18 Профориентация и самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учеб.-метод. пособие / под. ред. Л. В. Байбородовой, М. И. Рожкова. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. — 247 с.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.