Процессы гуманизации общественной жизни, происходящие на современном этапе развития человеческой цивилизации, требуют неотложного решения благородной задачи - найти пути повышения ценности жизни, социальной адаптации, реабилитации, интеграции инвалидов, их активного участия в жизни, обеспечения равенства с не-инвалидами.
Актуальность состоит в том, что сегодня постоянно растущий динамизм социокультурной ситуации обусловливает постоянное требование к системе образования - воспроизводство социально адаптированной мобильной личности. Целью нашей работы является привлечение внимания студентов к проблеме сохранения здоровья. Задачей нашей работы, является рассмотрение адаптивной двигательной рекреации.
Г.Ф. Шитикова характеризует двигательную рекреацию как двигательную деятельность, направленную на удовлетворение общественно-полезной потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении и всестороннем совершенствовании личности. Н.И. Пономарев характеризует двигательную рекреацию как игровую деятельность в сфере досуга, связанную с получением удовольствия от самого процесса выполнения физических упражнений и направленную на организацию активного отдыха. Отсюда гедонистическая функция физической рекреации — наслаждение, удовольствие от движения [2,4].
Сегодня постоянно растущий динамизм социокультурной ситуации обусловливает постоянное требование к системе образования - воспроизводство социально адаптированной мобильной личности с набором социально значимых компетенций, определяющих жизнеспособность и жизнеспособность человека, успешность выполнения социальных функций (гражданин, студент, семьянин, работник) и постоянное развитие. В связи с этим особое внимание следует уделять молодым людям с ограниченными возможностями, которые из-за своих нарушений, блокирующих восприятие социальных норм и требований, испытывают трудности в общении с обществом и культурой, которые являются источниками развития. Таким образом, для человека ключевыми словами в адаптивной физической рекреации являются следующие: переключение, получение удовольствия, отдых, восстановление. Исходя из этого можно выделить ряд задач адаптивной двигательной рекреации: переключение с основного вида деятельности на другой, получение удовольствия от движений, оптимизация своего состояния, обеспечение активного отдыха и приобщение к здоровому образу жизни, привитие интереса к адаптивной физической культуре и вовлечение в занятия другими ее видами – адаптивным спортом, экстремальными и креативными видами двигательной активности и др..
Известный австрийский психолог Виктор Франкл убедительно показал, что «...в норме наслаждение не является целью человеческих стремлений. Оно является и должно оставаться результатом, точнее побочным эффектом достижения цели... Достижение цели создает причину для счастья. А если есть причина для счастья, счастье вытекает из нее автоматически и спонтанно»[1]. Можно констатировать, что решение проблемы социальной адаптации молодежи с ограниченными возможностями посредством адаптивной двигательной реакции сегодня как никогда актуально. Адаптивная физическая культура и спорт эффективны в оздоровлении и развитии человека, что требует использования комплексной системы мер социального взаимодействия. Получение же удовольствия от занятий адаптивной двигательной рекреацией позволяет занимающимся улучшить свое настроение, уйти от грустных мыслей, избавиться от депрессии и способствует приобщению к другим видам адаптивной физической культуры, жизненному и профессиональному самоопределению[3]. Физическая рекреация, с применением массовых форм физической культуры, целенаправленного комплексного лечения, для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, под воздействием специально подобранных подвижных игр, массажа, водных и физиотерапевтических процедур, создает оптимальное физическое состояние, обеспечивающее нормальное функционирование человеческого организма [4].
Список использованных источников
Виктор франкл. Человек в поисках смысла Москва, Прогресс, 1990 г.
Забродина ㅤ Н.П. Работа ㅤ с лмцами с ОВЗㅤ //Физическая культура ㅤ в школе – ㅤ 2017. – 587-599с.
Рипа ㅤ М.Д. и ㅤ др. Занятия ㅤ физической культурой ㅤ со школьниками, ㅤ отнесенными к ㅤ специальной медицинской ㅤ группе ㅤ – М.: ㅤ Просвещение, 2019.
Шитикова Г. Ф. Методы контроля эффективности педагогического процесса на уроках физического воспитания: Учебно-методическое пособие / СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 1997