Учителя географии при подготовке к урокам должны продумывать формы заданий, которые бы оценивали личностные, предметные и метапредметные результаты обучения. Удачным решением этой достаточно трудной задачи может быть использование эссе на уроках географии.
Под эссе понимают прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. В целом, структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями. К примеру, необходимо учитывать, чтобы мысли автора эссе по проблеме излагались в форме кратких тезисов, которые должны быть подкреплены доказательствами, т.е. за тезисом должен следовать аргументы. Аргументы могут быть факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и другие. Методисты отмечают, что лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут излишне перегрузить изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность. Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли).
Учителю географии, для выбора темы эссе, следует опираться на содержание ФГОС и учитывать формируемые УУД, возрастные особенности учащихся. В частности, интересен для учеников раздел географии, связанный с изучением населения России и мира. При знакомстве с таким явлением как миграция, ученики должны понимать и объяснять направления и типы миграции, определять параметры миграционных процессов, определять регионы с различными показателями миграций и т.д. Для общения этой темы можно предложить тему эссе «Миграция как острая проблема современного общества».
Ученикам следует озвучить правила написания эссе. К примеру, из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка и наличие аргументов по проблеме. В тоже время внутренняя структура эссе может быть произвольной, но с сохранением пропорций к общему объему (вступление - 20%; основная часть – 60%; заключение – 20%).
Приведём пример эссе.
На сегодняшний день проблема миграции очень актуальна.
Прежде всего нужно разобраться, что же такое миграция. Миграция — это переселение или перемещение людей за пределы страны (внешняя) или же внутри страны (внутренняя). К примеру, из одного города в другой. По-моему мнению самую большую угрозу представляет именно внешняя миграция [1].
Основной причиной международной или внешней миграции является разница в уровне заработной платы, которая может быть получена за одинаковую работу в разных странах мира. Во внутренней миграции эта причина тоже присутствует, также люди мигрируют. потому что хотят повысить свой уровень жизни, жилищные условия. У миграции бывает и экологическая причина. Это всевозможные природные катаклизмы: землетрясения, цунами, извержения вулканов, крупные аварии на производствах (АЭС и др.). Еще одной не мало важной причиной является политическая. Я считаю, что эта причина является самой тяжелой, потому что люди переселяются в большинстве случаев не по своей воле, а так как переживают за свои жизни. Это происходит во время реформ, смены власти, при государственных переворотах [2]. Есть и такие причины, как религиозные, то есть переселения по мотивам вероисповедания и национальные - люди возвращаются на свою этническую родину. Значительное влияние на миграционные процессы оказывает и репатриация населения.
Миграция никогда не проходит бесследно и всегда влияет на положение в стране, из которой мигрируют или наоборот. Страны, в которых мигрируют, испытывают огромные сложности с нелегальными мигрантами. Для мигрантов есть определенные требования, которых они обязаны выполнить, в противном случае они будут депортированы. Эти условия часто не соблюдаются, и государство многие годы борется с нелегальными мигрантами. Есть определенные страны, у которых наиболее остро стоит проблема миграции населения, прежде всего это касается экономического положения в стране. Наиболее распространенными странами, в которые эмигрируют люди являются США, Канада и Германия. В Россию также мигрируют народы Азии и др. для получения более крупного заработка [3].
Очевидно, что бороться нужно не с самой миграцией, а с ее причинами, по которым, население мигрирует из одной страны в другую. Миграция из одной страны в другую ещё может быть, не из-за каких-то экономических проблем, а просто из-за того люди хотят сменить место жительства по своим же интересам и т.д.
В истории было многих крупных миграций. К таким можно отнести великие географические открытия в XVII-XVIII веке. Прорыв в науке и новые географические открытия подтолкнули народы заселить нетронутые земли Нового Света - Южную и Северную Америку. Ещё одна из крупных миграций произошла во время открытия Австралии, тогда европейцы стали заселять ее. Такое историческое событие как Великое переселение народов, ведь тоже является миграцией, причиной которой было крах Римской империи. В XX векеначались переселения евреев из Российской империи преимущественно в США. Во время Второй Мировой войны много людей подверглись переселениям, в том числе и депортациям. По окончанию войны было образовано новое государство Израиль и поэтому евреи массово мигрировали на свою историческую родину. После развала в СССР в России было несколько миграционных процессов: это так называемая утечка мозгов на запад, эмиграция людей на свою малую родину. и на фоне экономических проблем и приобретения суверенитета бывших советских республик обострялись этнические конфликты, поэтому русские переселялись обратно в Россию, что породило большое число беженцев и вынужденных переселенцев. В XXI веке также присутствуют крупные миграции. Примером является всеми известные переселения из Сирии. Причиной которых, служит политический конфликт между правительством и оппозицией. Этот конфликт приобрел вооруженный характер, и поэтому мирные люди, переживающие за свои жизни, были вынуждены покинуть свои места проживания [4].
У миграции есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Например, для стран принимающих мигрантов положительной стороной этого процесса является улучшение демографической ситуации, дешевая рабочая сила, обмен опытом, подробное изучение новой культуры. Дети мигрантов также учатся в школе или других учебных заведениях со всеми наравне. Я считаю, что в таких случаях им безусловно нужно помогать. Благодаря этому и будет происходить обмен опытом.
К сожалению, есть и отрицательная сторона для таких стран. Это прежде всего рост преступности. Люди, приезжающие в чужие страны, чувствуют себя безнаказанными, тем самым принося вред гражданам данного государства. Еще может происходит притеснение религии и культуры коренного народа. Происходит преобладание предложение над спросом на рынке труда, т.е. рабочая сила увеличивается, а а вакансии уменьшаются, тем происходит снижение заработной платы. В конце концов, и сами жители негативно относятся к мигрантам из-за личных неприязней. А из этого вытекает самая большая причина миграции – это расовая дискриминация. Появившиеся у людей предрассудки негативно складываются в отношении коренных жителей на эмигрантов.
Именно острую проблему современного общества составляют нелегальные мигранты. Я считаю, что нелегальная миграция может привести к экономическому и социальному кризису в стране, которая приняла мигрантов. Также это может привести и к политическому кризису. Из-за ситуации с нелегальными мигрантами Ангела Меркель с трудом выиграла выборы, потому что избиратели посчитали, что она к мигрантам была более либеральна настроена. А бывший президент США Дональд Трамп выиграл выборы на волне борьбы с мигрантами. Эти факты еще раз подчеркивают, насколько проблема с миграцией является острой в современном мире.
В данный момент борьба с нелегальными мигрантами развернута по-крупному. Борьба заключается с двух позиций. Первая это устранение факторов ее возникновения. А вторая это борьба с организаторами незаконных миграций. Чтобы предотвратить миграции власти стран с хорошей экономикой пытаются помогать странам, принимающих мигрантов или самим странам, из которых иммигрируют. Многие страны (такие как Россия, Израиль, Швеция) разработали специальные программы для иммигрантов, чтобы они возвращались на свою историческую родину [5].
Я считаю, что прежде всего должны работодатели и главы муниципалитетов должны ответственно подходить к данной проблеме. Они не должны искать более дешевую рабочую силу, а обеспечивать всеми условиями, итак, имеющихся рабочих.
Какой же из выше сказанного можно сделать вывод? Данная проблема действительно стоит очень остро в современном мире. Нужно принимать меры для борьбы с миграцией, потому что она может принести большие изменения как для стран принимающих мигрантов, так и для стран, из которых мигранты эмигрируют, вплоть до исчезновения самого государства. И нужно бороться не с самими мигрантами, а с причинами, по которым люди хотят покинуть свое место жительства.
Таким образом, эссе с одной стороны позволит оценить предметные результаты по географии населения, а с другой стороны личностные и метапредметные (самостоятельно выделять и формулировать цели; вести поиск и выделять необходимую информацию; структурировать знания о миграциях; умения анализировать и синтезировать информацию; уметь формулировать проблему и т.д.)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Блинова, М.С. Современные концепции миграции населения: критический анализ / Блинова, М.С. - Текст: непосредственный // Вестн.Моск. ун-та.Сер.18, Социология и политология. - 2008. - №3 - С.61-65.
Ионцев, В.А. Формирование «нового населения» в свете концепции четвертого демографического перехода / В.А. Ионцев, Ю.А. Прохорова. - Текст: непосредственный // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. - 2012. - № 4. - С. 75-87.
Зинченко, Н.Н. Причины и сущность социального явления незаконной миграции / Н. Н. Зинченко. - Текст: непосредственный // Социально-гуманитарные знания. - 2012. - № 1. - С. 138-146.
Тихонова, Т.И. Размещение населения. Миграции / Т.И. Тихонова. - Текст: непосредственный // География и экология в шк. XXI в.: науч. - метод. журн. - 2010. - N 5. - С. 69-70.
Ходжаев, З. К. Воздействие миграционных процессов на благосостояние населения / З. К. Ходжаев. - Текст: непосредственный // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2012. - № 9. - С. 116-118.