Изучение глобальных проблем на уроках географии - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Изучение глобальных проблем на уроках географии

Сидорова Т.С. 1
1ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (ШГПУ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Методический поиск изучения глобальных экологических проблем средствами отдельных школьных предметов осуществлялся в целом ряде исследований. Однако только в школьной географии имеются уникальные возможности в раскрытии глобальных проблем современности. География включает естественнонаучное и социально-экономическое содержание, что создает предпосылки изучения целостной системы «природная среда - общество - человек».

Одной из форм проверки знаний проблем глобального характера может стать написание эссе.

Под эссе понимают прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Главное отличие эссе по географии – наличие и умение оперировать географическими фактами, которые будут являться аргументами, опровергающими или подтверждающими выдвинутый тезис.

Методисты в структуру эссе включают такие компоненты, как вступление; тезис – аргументы; тезис – аргументы: тезис – аргументы; заключение.

При написании эссе, следует учащимся раскрыть алгоритм написания: обсуждение темы (проблемы); определение тезиса; подбор аргументов; изложение своей точки зрения; формулировка общего вывода к работе.

При знакомстве с правилами написания эссе следует учащимся указать на правила написания эссе:

1) раскрыть в рассуждении географические теоретические знания и понятия по теме, обозначенной в задании;

2) использовать в рассуждении сопутствующие теоретические знания (фоновый материал по теме), которые могут быть привлечены к доказательству собственной точки зрения по проблеме;

3) определить причинно-следственные связи между указанными в задании понятиями (в том числе, используя сложные синтаксические конструкции сложноподчиненных предложений с придаточными цели, следствия, причины, условия);

4) продемонстрировать знания по географии в рамках указанной темы и в фоновом материале, умение оперировать географическими фактами; «тезис – аргументы – вывод».

Немаловажно познакомить и с критериями оценивания эссе. Так, к примеру, могут быть предложены следующие критерии:

– эссе выполнено грамотно, без грубых орфографических ошибок – 1 балл;

– структура эссе выстроено логично – 1 балл;

– содержание эссе соответствует заявленной теме – 1 балл;

– в содержании эссе использованы аргументы из разных источников информации – 1 балл;

– в эссе изложена собственная позиция – 1 балл.

Распространенные ошибки при написании эссе: многословие; длинные предложения (фразы); отход от темы; неправильное деление текста на абзацы; несоблюдение требуемого объема.

Целью работы над эссе по географии является формулирование собственных рассуждений по теме. Написание эссе, развивает навыки творческого мышления, и письменного изложения собственных мыслей. Эссе учит четкому и грамотному формулированию мыслей.

Можно предложить эссе на тему «Экологические проблемы в современном мире».

Экологическая проблема-это изменения окружающей среды, вследствие жизнедеятельности человечества, ведущие к неблагоприятным последствиям (загрязнение воздуха, воды и почвы, изменение климата, гибель животного и растительного мира, эпидемии, природные катаклизмы и т.д.).

На сегодняшний день в каждом «уголке» нашей планеты есть экологические проблемы. Во многих регионах проблемы похожи, например, загрязнение воды, почвы и воздуха. Серьезные проблемы с экологией начались в ХХ веке в ходе научно-технической революции, началось масштабное строительство промышленных предприятий с вредными отходами, развитие транспортной сферы, использование пестицидов в сельском хозяйстве, вырубка лесов. Но самая главная проблема – отношение людей к природе, многие не задумываясь выбрасывают бытовой мусор, создавая свалки мусора [5].

Все экологические проблемы можно подразделить на несколько категорий:

1.Парниковый эффект и глобальное потепление. Промышленные предприятия выбрасывают в атмосферу большое количество вредных химических веществ. Эти вещества образуют так называемую пелену, которая задерживая тепло пропускает горячее излучение Солнца к планете. Все это приводит к развитию парникового эффекта, при этом повышается температура нашей планеты. Результат этого, глобальное потепление, таяние ледников, подъёмом уровня мирового океана и изменения климата. Изменение климата за последнее время заметили все жители нашей планеты, например, в Африке выпал снег, а на других континентах произошло резкое похолодание. Решением данной проблемы может стать ограничение предприятий, использование фильтров для удаления вредных веществ попадающих в атмосферу, сокращение потребление нефти, газа и угля [4].

2.Загрязнение воздуха, воды и почвы. Естественный вид воздуха загрязнения- лесные и торфяные пожары, извержения вулканов и другие изменения, вызванные в результате природных причин. Загрязнение воздуха из-за большого количества выбросов в атмосферу побочных продуктов предприятий промышленной, химической и энергетической промышленности- это антропогенное загрязнение. Для каждого человека планеты атмосферное загрязнение воздуха несет большие проблемы для здоровья, способствуя развитию заболеваний сердечной и дыхательной систем. Загрязнения уничтожает флору и фауну, разрушая экосистемы [2].

3.Загрязнение воды большая экологическая проблема, ведь вода нужна для существования всех живых организмов на нашей планете. Существующие способы очистки воды не эффективны. Быстрый рост населения приводит к большому увеличению объектов для жизнедеятельности людей, сливая отходы в водоемы. В следствие происходит микробное заражение воды. Вода является одним из основных факторов распространения инфекционных заболеваний. Все это требует дезинфекцию воды. Так же происходит загрязнение воды, например, тонны мусора в мировом океане. Люди, не задумываясь о дальнейших последствиях выбрасывают не разлагающийся мусор. В современном мире стоит острая нехватка пресной воды. Существуют различные способы борьбы с загрязнением воды: бережное отношение к водным ресурсам, создание более совершенных фильтров для очистки воды, повторное использование очищенных вод в промышленности, сельском хозяйстве [2].

Загрязнения почвы. Все промышленные и транспортные выбросы, оседают на почву. Плодородный слой почвы формируется сотни лет. Использование химических удобрений уничтожают гумус, меняется структура почвы [2].

Опустынивание- деградация земель в засушливых областях Земли, вызванная деятельностью человека и природными факторами, и процессами. В большинстве бедных стран происходит опустынивание и засуха.

Кислотные дожди- это следствие загрязнения воздуха и воды. Вред кислотных дождей настолько опасен для всего человечества и природы. Они пагубно воздействуют на растительность, повреждают лиственные деревья и уничтожают хвойные леса. Люди употребляют зараженную воду, вызывая серьезные проблемы со здоровьем. Так же в следствие кислотных дождей падает урожайность сельскохозяйственных угодий.

Бытовое загрязнение окружающей среды. Жизнедеятельность людей оказывает негативное влияние на экологию. Создаются свалки мусора, сброс в водные ресурсы загрязненных воды, забор большого количества пресных вод, выбросы в атмосферу различных вредных веществ. Все это зачастую не контролируется и поэтому создается неблагоприятная экологическая обстановка. Большой вред несут отходы из пластика, которые не разлагаются в природе. Конечно, все эти загрязнения в большей степени зависят от людей. Многие люди не задумываются о вреде выбрасываемого мусора. Многим странам следует привить экологическую культуру. Для предотвращения экологической катастрофы следует: контролировать свалки мусора, сократить выпуск продуктов из пластика, сортировать и перерабатывать мусор [2].

Неравномерный прирост населения планеты. В то время как в странах Европы прироста нет или идет убыль населения. В странах Азии, Африки и Латинской Америки высокий темп роста населения. Происходи освоение новых территорий, потребление все возможных ресурсов природы, что негативно сказывается на воздействие окружающей среды. Происходит нарастание антропогенной нагрузки на природу [3].

Эти проблемы ведут к сокращению видового биоразнообразия. Развивающаяся промышленность, нефтепереработка загрязняют окружающую среду. Вырубаются леса и загрязняются водоемы. Это приводит к нарушению естественного обитания животных, нарушению цепи питания. Число видов животных и растений, входящих в Красную книгу постоянно растет в геометрической прогрессии.

Технологический прогресс, влияние жизнедеятельности людей на природу, индустриализация и многие другие причины, привели мир к глобальному экологическому кризису. Я думаю, что населению нашей планеты, стоит задуматься о защите природы. Все это ведет к уничтожению всего живого на Земле. Многие страны должны объединить усилия в решении всех экологических проблем. На мой взгляд есть пути следующие пути решения: усиление борьбы с производственными загрязнениями, увеличение предприятий по переработке бытовых и производственных отходов, ограничение использования природных ресурсов, контроль всех выбросов предприятий, строительство очистных сооружений, рациональное использование воды, принятие мер по охране биоразнообразия планеты, соблюдать все меры безопасности на предприятиях химической и атомной промышленности.

Таким образом, эссе может стать интересной формой, которая бы способствовала осмыслению школьниками основных глобальных проблем современности.

Список использованных источников:

Дзятковская, Е.Н. Экологическая этика: проблемы экологического воспитания / Е.Н. Дзятковская. - Текст: непосредственный // Педагогика. - 2012. - № 4. - С. 27-34.

Коробкин, В. И. Общая экология /В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. - Текст: непосредственный // Коробкин В. И. Экология / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. - Ростов-на-Дону, 2000. - С. 296-385

Коробкин, В. И. Экологическая защита и охрана окружающей природной среды / В. И. Коробкин, Л.В. Передельский. - Текст: непосредственный // Коробкин В. И. Экология / В.И. Коробкин, Л. В. Передельский. - Ростов-на-Дону, 2000. - С. 369-379

Митин Е. Г. «Климатические уроки» в школьном курсе биологии: системно-средовой подход / Е. Г. Митина, Е. Н. Луппова. - Текст: непосредственный // Биология в школе. - 2012. -и№ 8. - С. 41-47.

Монин, А.С. Глобальные экологические проблемы загрязнение окружающей среды / А.С. Монин, Ю.А. Шишков. - Москва: Знание, 1991. - 48 с. - Текст: непосредственный.

Просмотров работы: 48