Загрязнение – это привнесение в окружающую среду (природную среду, биосферу) или возникновение в ней новых, обычно не характерных физических, химических или биологических агентов (загрязнителей), или превышение их естественного среднемноголетнего уровня в различных средах, приводящее к негативным воздействиям.
Химическим загрязнением называют изменение естественных химических свойств среды, выражаемое в повышении их концентрации, либо к проникновению веществ, которые отсутствовали в среде раньше. На основе эпидемиологических исследований и многочисленных экспериментов с животными очевидно, что многие химические вещества сопряжены с высокой степенью риска для здоровья человека и могут нанести непоправимый вред живым организмам, если их концентрация в окружающей среде будет возрастать. К таким химическим продуктам относятся различные тяжелые металлы, асбест, полициклические углеводороды и нитрозоамины. Ориентировочно, в настоящее время во всем мире производится около 80 тысяч видов химических продуктов.
Если учесть, что во всем мире используется около 250 млн тонн органических химических продуктов, значительная часть которых после использования бесконтрольно попадает в окружающую среду, то становится очевидным, что данные продукты сами по себе могут изменить материальный состав окружающей среды во всем мире.
По месту локализации химические загрязнения можно разделить на три вида:
Первое, загрязнение воздуха. Источниками такого загрязнения является: транспорт, промышленные предприятия, бытовые котельные. При их работе в воздух выделяются такие вещества как: оксиды углерода и азота,сероводород и сероуглерод, фторные и хлорные соединения.
Из-за всего этого качество воздуха сильно ухудшается что на прямую влияет и на человека. Кроме при выбросы в атмосферу столь большого количества химических соединений приводит, а в реалиях современного слоя уже привело к возникновение парникового эффекта, а так же раз к разрушению озонового слоя[1]. Ко всему этому можно добавить выпадение кислотных осадков.
Человек, так же как и окружающая среда страдает от химического загрязнения атмосферы. Химические вещества способны вызывать изменения в структуре органом и систем органов. При накоплении этих веществ организм теряет возможножность самозащищться. При сгорании топлива в воздух выделяются канцерогены, которые приводят к возникновению онкологических заболеваний [5]. Происходит разрушение клеток, которые приводит к образованию опухолей. Отмечается рост аллергических кожных состояний, обострения сердечно-сосудистых патологий.
Вторым видом химических загрязнений является загрязнение почвы. Источниками такого загрязнения служат: промышленость, транспорт, сельское хозяйство, нефть и нефтепродукты, энергетические предприятия и.т.д.
Химических веществ, которые поступают в почву из этих источников огромное множество, разделить их можно на 2 группы:
1.Органические соединения
-органические кислоты;
-низкомолекулярные соединения;
-полициклические углеводороды;
-хлорорганические соединения;
-нефть;
-фенолы;
-красители.
2. Неорганические соединения.
-тяжелые металлы;
-минеральные соли;
-кислоты;
-токсичные щелочи.
Последствиями такого загрязнения для окружающей среды могут стать: усталость почвы, снижение ее плодородия. При особо серьезном загрязнении происходит деградация почвы и растительности. Засоление почвы, влекущее за собой вымывание питательных веществ. Пища, выращенная на такой почве попадая в организм человека способна вызвать болезни, мутации ухудшение состояние организма в целом. Особенно опасно загрязнение почвы пестицидами для подрастающего поколения, поскольку, чем меньше здоровой пищи и воздуха получает ребенок, тем слабее будет новое поколение. Также загрязнение почвы могут вызвать развитие хронических и генетических заболеваний, вылечить которые нельзя будет вылечить известными на сегодняшний день методами и лекарствами. Ну и поскольку загрязненная почва «выделяет» вредоносные вещества в воздух человек может страдать и от загрязнения воздуха. Загрязнение почвы влечет за собой не только вредоносные влияние на само почву и на человека, но и является одним из источников загрязнения воды. К источникам загрязнения так же относятся [2]:
заводы, сбрасывающие в водоёмы отходы и отработанную воду,
канализационные стоки,
паводковые воды,
осадки,
нефтяные продукты с буровых,
дампинг-утилизация отходов в мировой океан,
Химические вещества, так же как и в случае с почвой можно разделить на две группы. Это неорганические вещества, к которым относятся соли тяжелых металлов и органические соли. При загрязнении неорганическими веществами происходит нарушение кислотно-щелочного баланса, что влечет гибель живых организмов. Органическое загрязнение может нанести не меньше вреда. Так органические остатки, попадая водоемы вместе со сточными водами опадая на дно мешая микроорганизмам в переработке мертвой органики. В результате чего она гниет и выделяет в воду сероводород, который вытесняет из воды кислород, приводя к гибели живущих в ней организмов. Разлитие нефти так же является по своим масштабам ужаснейшей катастрофой, образуя на поверхности воды пленку мешая поступлению кислорода. Органика, замутняя воду, препятствует фотосинтезу водорослей. Это тоже приводит к кислородному голоданию водных обитателей.
Человек страдает от загрязнения воды не меньше чем сама окружающая среда. Неочищенные сточные бытовые воды. Попадая в водоемы или в реки с медленным течением способны вызывать вспышку опасных инфекций:брюшного тифа, дизентерии, холеры.[6] Еще одной болезнью, от которой страдает человек является болезнь минамата, возникающая при употреблении в пищу рыбы плавающую в водах с большим содержанием тяжелых металлов в частностью ртутью [4].Загрязненная металлами вода приводит к выпадению волос, циррозу печени, почечной недостаточности и нервному расстройству. А химическое воздействие во время беременности приводит к увеличению процента рождений с пониженным весом, в результате чего страдает здоровье плода.
В курсе общей биологии изучаются вопросы антропогенного воздействия на биосферу и виды загрязнений окружающей среды. В таблице 1 представим, содержание вопросов антропогенного загрязнения в курсе биологии 11 класса на уроках и во внеурочной работе.
Таблица 1
Изучение загрязнения окружающей средв в курсе общей биологии
(линия В.И. Сивоглазова)[7].
Урочная работа |
Содержание темы |
Внеурочная работа |
Содержание работы |
Загрязнение атмосферы |
Изучается парниковый эффект, смог, кислотные дожди озоновые дыры. По ним можно приготовить сообщения или презентации. |
Загрязнение почвы |
можно провести лабораторную работу, где берется почва и различные реагенты, которые в нее добавляются, затем проводится наблюдение, что с ней происходит |
Загрязнение и перерасход природных вод |
Изучаются источники загрязнения воды и ее перерасход По загрязнению воды можно показать видеоролик опасность пролитой нефти, а ученикам дать задние подготовить сообщения ил презентации про болезни возникающие при загрязнении воды |
Загрязнение воздуха |
Организовать и провести санитарно-биологическое исследование воздуха. Оценить микробное загрязнение воздуха в различных местах под открытым небом и в помещении в разное время суток (например, на оживлённой улице, во дворе школы, в парке, в спортзале школы перед тренировкой и после, в классе в начале и в конце занятий, в школьной столовой и т. д.). |
Загрязнение и истощение почвы |
Рассказывается про источники загрязнения почв |
Загрязнение воды |
Провести исследование. Оценить состояние водных ресурсов вашего региона. Представить результаты работы в виде информационного листка на стенде школы. |
Таким образом, в школьной биологии уделяется значение вопросам экологии окружающей среды и защиты ее от вреднего химического воздействия. Использование разнообразных форм, приемов и средств изучения данных вопросов активизирует учащихся к деятельности в природе, к осознанию бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью.
Список используемых источников
1. Александров Э.Л., Израэль Ю.А., Кароль И.Л., Хргиан Л.Х. Озонный щит Земли и его изменения. СПб, 1992. –63 с. .– Текст : непосредственный.
2. Аммосова Я. М., Орлов Д. С., Садовникова Л. К. Охрана почв от химических загрязнений. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 96 с. – Текст : непосредственный.
3. Галкина, Е. А. Обучение школьной биологии с помощью наглядных и мультимедийных средств : учеб. пособие / Е. А. Галкина – Красноярск : Концепт, 2013. .– Текст : непосредственный.
4. Гильденскиольд Р.С., Винокур И.Л. Тяжелые металлы в окружающей среде и их влияние на организм – Текст : непосредственный // Гигиена и санитария. 1992. № 5-6. С. 6-9.
5. Даценко И.И. Воздушная среда и здоровье. Львов, 1981. - 243 с. –Текст : непосредственный.
6. Эльпинер Л.И. Питьевая вода и здоровье.– Текст : непосредственный // Экология и жизнь.-2000.- №2.- С.62-65.
7. Сивоглазов В.И. Биология : Общая биология. Базовый уровень. 11 кл. : учебник / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова»: Дрофа; Москва; 2013. – Текст : непосредственный.