Одним из важнейших факторов, которые влияют на здоровье и генофонд нации, является питание. Оптимальная структура питания оказывает влияние на высокую работоспособность, поддержание иммунного резерва организма, профилактику заболеваний влияет [3].
Актуальность проблемы неправильного питания у студентов вызвана тем, что сейчас огромное значение придается взаимосвязи неправильного питания и здоровья. Статистика последних лет показала, что среди молодежи увеличилось количество лиц, страдающих от ожирения, диабета, от заболеваний сердечно-сосудистой системы [4].
Обратимся к определениям, которые будем использовать в работе.
Неправильное питание – это дисбаланс между потребностями организма и реальным уровнем поступления веществ, которая может привести к пищевому дефициту, пищевой зависимости, пищевому отравлению или к ожирению [1].
Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [10].
Одним из важнейших критериев здоровья студента является рациональное питание. Качество психических функций (восприятие, память, мышление) напрямую зависит от напряженности умственного труда, что обуславливает необходимость поступления в организм важных питательных веществ [7].
Для студентов особенно остро стоит проблема питания. Студенческая пора очень насыщенна и разнообразна, отличается большим перенапряжением нервной системы. Нагрузка, особенно в период сессии, значительно увеличивается вплоть до 15-16 час в сутки. Также характерен в основном сидячий образ жизни – гиподинамия. В сочетании с плохим рационом питания это пагубно влияет на организм и его состояние [5].
Одной из причин неправильного питания у студентов-медиков можно считать специфику их обучения. Длительное время они вынуждены проводить в стенах учебного заведения, либо на вечерних и ночных дежурствах [2].
Но основными причинами неправильного питания студентов медицинских учебных заведений можно считать [8]:
1. Нехватка времени.
2. Нехватка денежных средств.
3. Неумение готовить.
Неправильное питание влияет не только на физическое, но и на психическое здоровье человека. Например, недостаток витамина ниацина может вызвать депрессивное состояние.
К неправильному питанию можно отнести недоедание и переедание, которые являются причинами многих заболеваний. Например, переедание вызывает ожирение, желчнокаменную болезнь, сахарный диабет, подагру.
К неправильному питанию относится и нерегулярное питание. Если будет нарушена регулярность приемов, то это приведет к ухудшению переваривания и усвоения пищи. Беспорядочное питание может привести к нарушению деятельности пищеварительных желез и к извращениям физиологического ритма пищеварительного аппарата [9].
Для правильной организации питания важен последний прием пищи. Так как после 17:00 снижается активность поджелудочной железы, и в это же время возрастает активность парасимпатической нервной системы, это приводит к выделению недостаточного количества инсулина, торможению выделения пищеварительных ферментов. В свою очередь низкое выделение пищеварительных ферментов приводит к тому, что остатки пищеварительных веществ «зашлаковывают» организм [5, 9].
Для изучения взаимосвязи неправильного питания и здоровья студентов медицинского института РУДН нами было проведено анкетирование, в котором приняло участие 47 респондентов. Анкетирование проводилось в ноябре 2021 года онлайн с помощью Google Forms. Анкета состояла из четырех блоков вопросов, которые были направлены на выявление:
Какую еду и напитки чаще всего студенты употребляют.
Как часто в день студенты питаются.
Переедания, недоедания и его причин.
Проблем со здоровьем, связанные с неправильным питанием.
По результатам исследования было выяснено, что проблемы со здоровьем, связанные с неправильным питанием, есть у 55,3% студентов (рис.1).
Рис.1. – «Если у вас есть проблемы со здоровьем,
связанные с неправильным питанием, то какие?»
Из проблем со здоровьем самая распространенная проблема - гастрит. Из 55,3% респондентов у 34% присутствует такое заболевание как гастрит, где 21,2% респондентов страдают от хронического гастрита; 12,7% респондентов - от острого гастрита.
Те респонденты, которые страдают гастритом, чаще всего питаются 1-2 или 2-3 раза в день, употребляют в пищу много жирной пищи, также они не соблюдают пропорции БЖУ.
Вторыми по величине проблемами со здоровьем являются небольшое повышение веса и легкая тошнота. Обе этих проблемы выражены у 23,3% респондентов.
Респонденты, которые ответили, что страдают от легкой тошноты, также питаются 1-2 или 2-3 раза в день, едят 100-200 граммов овощей и фруктов в день, часто недоедают.
Те респонденты, которые выбрали, что у них небольшое повышение веса, питаются реже, чем 3-5 раз в день, не соблюдают пропорции БЖУ, также едят либо за час до сна, либо за полчаса.
Также если судить по ответам респондентов, то у 19,1% респондентов выражен метеоризм, из них лишь у 4,25% респондентов он представлен, как самостоятельная проблема, а у оставшихся 14,8% - вкупе с другими заболеваниями.
Метеоризм отмечается у тех респондентов, которые питаются 1-2 или 2-3 раза в день, часто недоедают, также некоторые из них добавляют 3-4 чайных ложки сахара в свой чай или кофе, а также употребляют в пищу 100-200 граммов овощей и фруктов.
Такие проблемы, как диабет и хронический запор, судя по ответам, имеются лишь у 3,8% респондентов. Но и диабет, и хронический запор идут только вкупе с другими заболеваниями.
Диабет у того респондента, который питается 2-3 раза в день, а также употребляет в пищу жирную еду от 3 до 5 раз в неделю.
Хронический запор у респондента, который также питается 2-3 раза в день, употребляет в неделю от 3 до 5 раз в неделю, а также часто недоедает.
Анализируя ответы на третий блок вопросов, мы выяснили, что 51,1% респондентов часто недоедают. Те студенты, которые на вопрос «Часто ли вы недоедаете?» выбрали ответ «да», в вопросе про причину недоедания ответили, что они не располагают достаточным количеством времени.
Основной причиной недоедания 63,8% студентов выбрали нехватку времени; 8,5%- нехватку денежных средств; а 6,4% - неумение готовить (рис.2).
Рис. 2. – «Если вы недоедаете, то из-за какой причины?».
Выводы:
1. Неправильное питание – это дисбаланс между потребностями организма и реальным уровнем поступления веществ. К неправильному питанию относится переедание, недоедание и нерегулярное питание.
2. Основной причиной неправильного питания студентов является нехватка времени. Из-за того, что студенты-медики не располагают большим количеством времени, они не соблюдают правильный режим приема пищи, что приводит к множеству заболеваний.
3. В рамках эмпирического изучения проблемы влияния неправильного питания на здоровье было выявлено, что среди студентов медицинского института РУДН:
Гастрит является самым распространенным заболеванием, он встречается у 34% респондентов.
На втором месте по заболеваниям стоят небольшое повышение веса и легкая тошнота. Они встречаются у 23,3% студентов.
Метеоризм стоит на третьем месте по своей распространенности, он встречается у 19,1% респондентов.
Диабет и хронический запор встречаются реже всего (3,8% респондентов).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимов, А.Ю. Влияние нерационального питания на организм человека / А.Ю. Анисимов, А.А. Алькин // Гуманитарные научные исследования. – 2017. - №7. - 2011-2021 - Электр. дан. - Режим доступа: https://human.snauka.ru/2017/07/24291.
2. Каштанова, С.Г. Физиолого-гигиеническая оценка фактического питания и алиментарного статуса студента медицинского ВУЗа: автореферат… кандидата медицинских наук. / С.Г. Каштанова. - Оренбург, 2013. - 24 с.
3. Кашпарова, Ю.А. Актуальность проблемы неправильного питания современного студента / Ю.А. Кашпарова, А.Ю. Ромашов // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2020. - №2. - С.77-83. [Электронный ресурс] / Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». - 2012-2021. - Электр. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/aktualnost-problemy-nepravilnogo-pitaniya-sovremennogo-studenta
4. Лысова, Н.Ф. Особенности питания студентов НГПУ / Н.Ф. Лысова // Сибирский педагогический журнал. – 2012. - №9. - С.124-126 - [Электронный ресурс] / Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». - 2012-2021. - Электр. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pitaniya-studentov-ngpu
5. Мельниченко, П.И. Особенности питания студентов медицинского ВУЗА / П.И. Мельниченко, Н.А. Ермакова, С.А. Мишина, В.А. Фролова, А.Сорокова // Сеченовский вестник - 2015. - №4. - С.45-48. - [Электронный ресурс] / Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» - 2012-2021 - Электр. дан.- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pitaniya-studentov-meditsinskogo-vuza
6. Прохоров, Н.И. Условия жизнедеятельности студентов медицинского вуза как профессиональный риск в период обучения / В.И. Архангельский, Н.А. Ермакова, А.А. Матвеев, Н.И. Прохоров // Медицина труда и экология человека - 2017. - № 3. - С.66-74. - [Электронный ресурс] / Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» - 2012-2021. - Электр. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-zhiznedeyatelnosti-studentov-meditsin skogo-vuza-kak-professionalnyy-risk-v-period-obucheniya
7. Скутарь, А.И. Изучение питания и особенностей пищевого поведе-ния студентов СГМУ / А.И. Скутарь, Е.А. Ячевская // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2016. - С.700 - [Электронный ресурс] / Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». - 2012-2021 - Электр. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-pitaniya-i-osobennostey-pischevogo-povedeniya-studentov-sgmu
8. Сторчак, П.В., Основные ошибки питания студентов / П.В.Сторчак // Современные методы формирования здорового образа жизни у студенческой молодежи - 2017 - С.35 – [Электронный ресурс] / Электронная научная библиотека - 2000-2021 - Электр. дан. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=28783309
9. Тутельян, В. А. Микронутриенты в питании здорового и больного человека: справочное руководство по витаминам и минеральным веществам / В.А. Тутельян, В.Б. Спиричев, Б.П. Суханов. - М.: Колос, 2002. - 423 с.
10. Устав (конституция) Всемирной Организации Здравоохранения / Всемирная Организация Здравоохранения: основные документы. - Женева: ВОЗ, 1991. – 26 с.