Биологическое эссе как средство активизации познавательной деятельности учащихся - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Биологическое эссе как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Камалова А.Р. 1
1ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из форм самостоятельной работы, имеющей творческий характер, является эссе. Эссе – это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретной проблеме. В школе метод эссе применяется не только в гуманитарных дисциплинах, как литература, русский язык, история, обществознание, но и в естественных, например, биология, химия.

Одним из новых методов в совершенствовании процесса обучения на уроках биологии является работа с эссе, которое можно считать альтернативой реферату. Школьники при подготовке сообщений и рефератов в основном берут готовую информацию с Интернет-ресурсов, чаще всего не вникая в суть темы. Можно заметить, не всегда учащийся глубоко владеет представленными в труде сведениями, а тем более не применяет методы анализа, синтеза и оценки темы, которая представлена в работе. Таким образом, такой вид деятельности, базирующейся в основном на умении поиска нужной научной информации, не предоставляет возможности существенно увеличить качество знаний ученика, развить учебные навыки. Решением данной проблемы выступает эссе, достоинством которого являются развитие самостоятельного, творческого мышления у учеников, использование обучающимися научных фактов, терминов, формированию личного мнения, обогащению словарного запаса.

Эссе по биологии – это сочинение по определенной «биологической» теме, рассуждение по высказыванию или ответ на спорный вопрос.

У эссе есть свои критерии оценивания, приведём основные:

- внутреннее смысловое единство, соответствие теме;

- творческий характер восприятия темы, её осознание;

- содержательность ответа и подлинность излагаемого материала;

-самостоятельность суждений;

- грамотность использования фактов и терминов;

- точность, корректность и доказательность основных положений работы;

- аргументированность суждений и заключений и др.

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями: мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов. Мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы.

Рассмотрим структуру написания эссе на примере собственного сочинения-рассуждения на тему «Вирус – невидимый враг или полезный попутчик?».

Человеческий организм – это удивительная вещь, порой нам кажется, что человек способен пережить все – пройти всю войну, преодолеть пешком тысячи километров, остаться в живых после многочисленных ранений, вылечиться от всяких болезней, одним словом, настоящий «терминатор». Но в то ж время его может поразить то, что мы не увидим невооруженным взглядом, микроскопические обитатели Земли, наши постоянные «соседи» – это вирусы. Рассмотрим, что они из себя представляют.

Вирусы – это мельчайшие инфекционные агенты, которые имеют неклеточную организацию, обладают единственным типом нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и являются строгими внутриклеточными паразитами. [1, с. 20]. Сразу, на что обращаешь внимание – это на выражение «внутриклеточные паразиты». Да, размножение вирусов происходит только в зараженных ими клетках, они используют ресурсы клетки – хозяина для создания большого количества таких же вирусов, т.е. вирусная «программа». Кроме того вирусы обладают наследственностью и выраженной изменчивостью, их развитие тоже подчиняется законам эволюции.

Из выше сказанного следует, вирусы – удивительные микроорганизмы, имеющие уникальный жизненный цикл, и свойства, существенно отличающие их от других существ [3, с. 5]. Вирусы распространены в природе повсеместно, потому не случайно нами употреблено выражение «постоянные соседи», глубоко под землей, в песках пустыни Сахара, под километровыми толщами антарктического льда обнаружены эти микроорганизмы. Они поражают не только нас с вами, животные, растения и другие микроорганизмы также попадают под их влияние.

Кратко мы разобрались, что собой представляют вирусы. Однако возникает вопрос, зачем изучать эти микроорганизмы, и почему выделена целая наука «вирусология»?

Все просто, вирусы являются важнейшими возбудителями инфекционных заболеваний человека, их изучение является «жизненно» необходимым для человечества.

Не стоит путать понятие «вирусы» и «бактерии», и дело не только в размерах, а в форме существования: бактерии свободноживущие, в то время как вирусы размножаются только внутри живых существ, это паразиты на генетическом уровне [5, с. 53]. Потому и лечение инфекционных заболеваний, вызванных этими микроорганизмами, различно.

Когда мы слышим понятие «вирус», в голове моментально возникает негативная ассоциация с инфекционными заболеваниями, страданиями, смертельными исходами. Одним словом, вирус для всех нас – это невидимое зло, атакующее в неожиданный момент. Достаточно заглянуть в курс истории, чтобы убедиться в правильности высказывания.

За прошедшие тысячелетия вирусные заболевания (и не только) унесли бесчисленное количество жизней, и многие из этих инфекций нам известны. Каждый из нас слышал о таком вирусном заболевании как натуральная оспа. Впервые эпидемия оспы прокатилась по Китаю в 4 веке, в 8 веке появилась в Европе, а уже в 17-18 веке им страдало всё европейское население, ежегодно в результате эпидемии умирало 1,5 млн. человек, в России же наивысшее распространение болезни наблюдалось в 18 веке. Современное человечество не знает что такое оспа, благодаря глобальной вакцинации по программе ВОЗ, проходившей во второй половине 1960-х годов. Другой пример, испанский грипп (испанка), который считают самой массовой пандемией гриппа, длился с 1918 по 1920 годы, по разным оценкам жертвами стали до 100 млн. человек. Список можно дополнить Эболой, свиным и птичьим гриппом и др.

Однако не стоит думать, что инфекционные заболевания, вызванные вирусами, остались где-то в прошлом и нас это не касается, как раз наоборот. Человечество продолжает страдать – простуда, корь, краснуха, свинка (эпидемический паротит), ВИЧ… Этот список можно дальше продолжать. Исход заболевания вирусными инфекциями может быть плачевным, иногда это ощущается в течение всей жизни. Наиболее актуальной темой для обсуждений является новая коронавирусная инфекция (Covid-19), влияние которой каждый из нас почувствовал напрямую или косвенно. Вспышка заболеваемости вирусом впервые зафиксирована в Ухане, Китай, в декабре 2019 года, а в марте 2020 года – стало пандемией. Сейчас выявлено несколько штаммов коронавируса, которые становятся более агрессивными и заразными. Из этого можно сделать вывод, что вирусы эволюционно не стоят на месте, они изменяются, развиваются, приспосабливаются к новым условиям существования, потому человечество еще не знает, с какими вирусными «штормами» ему предстоит столкнуться.

Но у нас тоже есть оружие против вируса – это вакцина, дающая активный приобретённый иммунитет против конкретной вирусной инфекции. В конце XVIII века Э. Дженнер впервые использовал вакцинацию (вариоляцию) для профилактики наиболее тяжелого вирусного заболевания – натуральной оспы. К 1885 г. Луи Пастер и Эмиль Ру разработали и с успехом применили первую вакцину против бешенства [2, с. 13]. Однако некоторым вирусам, в том числе вирусу иммунодефицита человека (ВИЧ) и возбудителям вирусных гепатитов, удаётся ускользнуть от иммунного ответа, вызывая хроническую болезнь.

Возникает ощущение, что человечество с самого существования страдает, мучается из-за вирусов, и только ждёт очередное нападение смертельных вирусов. Но всё ли так очевидно, как нам кажется? Нужно помнить, что у медали две стороны, возможно, не все вирусы плохие и агрессивные по отношению к человеку, животным, растениям, и среди них есть приносящую пользу.

Рассуждая о негативном влиянии вирусов на человеческую жизнь, у многих из нас возникает желание (если бы это было возможно) уничтожить все вирусы и положить конец «людским страданиям». Однако видные эпидемиологи, вирусологи думают об обратном, те важнейшие вещи, за которые отвечают вирусы, значительно перевешивают зло от них. Большинство людей даже не догадываются о том, какую роль играют эти микроорганизмы в жизни на Земле, обращая внимание только на тех из них, которые нас убивают.

Рассмотрим полезные свойства вирусов.

Во-первых, бактериофаги (вирусы, пожирающие бактерии) невероятны важны. Именно они регулируют популяцию бактерий в океане, которые в противном случае, разрослись и подавили бы популяцию других микроорганизмов [4, с. 139]. Для человечества это очень важно, потому что микробы производят около половины всего кислорода на планете. Вирусы, уничтожая каждый день океанических микроорганизмов, обеспечивают питательными веществами планктон, производящий кислород.

Во-вторых, вирусы необходимы для контроля численности популяции. Если количество особей в популяции становится чересчур многочисленной, то вирусы быстро снижают её объем.

В-третьих, для некоторых организмов вирусы необходимы для выживания. Например, вирусы помогают коровам и другим жвачным животным превращать целлюлозу из травы в сахара, которые в итоге превращаются в молоко.

В-четвертых, инфицирование человека определенными безвредными вирусами помогает отпугивать некоторые патогены. И это не все положительные стороны вирусов.

На Земле существуют множество вирусов, которые имеют как негативное, так и положительное значение для всего живого. История показывает, что вирусные заболевания приносили большие бедствия людям (эпидемии), однако некоторые из этих микроорганизмов поддерживают жизнь на земле. Человечеством изучена лишь малая доля вирусов, поэтому «вирусная» тема для науки еще не закрыта.

Таким образом, как видно из этого эссе, четко прослеживается чередование тезисов и аргументов, сначала рассматривается, что такое вирусы, доказывается их отрицательное влияние на человечество, а затем и положительные стороны. Немаловажным является выражение автором своего мнения, отношения к поставленной проблеме, иначе эссе будет напоминать больше научную статью, где излагаются научные факты. Нельзя забывать, эссе имеет творческий характер, поэтому язык написания произведения должен быть понятен каждому читателю.

Итак, эссе занимает немаловажную часть в методики преподавания биологии, помимо выше перечисленных достоинств сочинение-рассуждение активизирует познавательную деятельность учащихся. Следует учитывать и возрастные особенности. Такого рода сочинение «Вирус – невидимый враг или полезный попутчик?» сможет написать десятиклассник, но точно не ученик 5 или 6 класса, где заостряют немного внимания на основных особенностях микроорганизмов, а в школьной программе 10 класса выделяется отдельная и довольно подробная тема про вирусы. Для написания эссе необходимо постепенно подготавливать учеников, начиная с 5-6 класса, например, с простых устных вопросов к подобранным выражениям, высказываниям учёных. Также эссе может быть более направлено на тематическую сторону, если изучают строение, то и в эссе об этом нужно сделать акцент; если изучают только представителей, например, почвенной фауны, то больше обратить внимание на вред и пользу обитателей.

Список литературы

Блинов, Л.Н. Микробиология и иммунология: Учебное пособие / Л.Н. Блинов, И.Л. Перфилова и др. – СПб.: Лань, 2013. – 240 c.

Генералов, И.И. Медицинская вирусология: учебное пособие / И.И. Генералов, Н.В. Железняк, В.К. Окулич, А.В. Фролова, И.В. Зубарева, А.М. Моисеева, С.А. Сенькович, В.Е. Шилин, А.Г. Денисенко, А.Г. Генералова. Под ред. И.И. Генералова. – Витебск, ВГМУ, 2017. – 307 с.

Жданов, В.М. Укрощение строптивых: рассказы о вирусах и вирусологии / В.М. Жданов, Ф.И. Ершов. – М.: Медицина, 1988. – 160 с.

Коротяев, А.И. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология / А.И. Коротяев, С.А. Бабичев. – СПб.: СпецЛит, 2012. – 760 c.

Мамонтов, С.Г. Биология. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: учеб. пособие / С.Г. Мамонтов. – М.: Дрофа, 1995. – 480 с.

Просмотров работы: 296