РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Институт семьи - это один из важнейших общественных институтов, фокусирующий в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности. Семья - это общественная ценность, базовая ячейка общества, которая в современном мире претерпевает различные деформации. Глубокие перемены, произошедшие как в социально-экономической, так и в демографической сфере обусловили ряд значимых проблем в социальной политике, затронувших развитие института семьи.

Государственная семейная политика - часть социальной политики, комплекс мер, направленных на оказание того или иного воздействия на семью, процессы семейных изменений или семейное поведение.

Семейная политика формируется как самостоятельное направление социальной политики и система целенаправленной деятельности, предусматривающая свою стратегию, программы, организацию, кадры, финансовое, другое обеспечение.

По своему содержанию семейная политика является комплексной и отражает отношения государства и семьи в основных сферах жизнедеятельности общества. В то же время она сосредоточена на специфических проблемах семьи, связанных с реализацией ее основных социальных функций (репродуктивной, экономической,

жизнеохранительной, воспитательной).

Развитие семейной политики, а также поддержание устойчивости института семьи возможно через нормативно-правовой механизм регулирования как в России в целом, так и в ее субъектах. Согласно Конституции Российской Федерации, семья, материнство, детство находятся под защитой государства [1, c 224].

Наиболее подробно вопросы государственной поддержки семьи, материнства и детства также регламентируются на сегодняшний день следующими федеральными нормами:

а) Семейный кодекс РФ;

б) Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»;

д) ФЗ «О государственной поддержке многодетных семей»;

е) ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [2];

Важным направлением государственной семейной политики в России в настоящее время является обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям (рисунок 1).

Рисунок 1 - Основные направления государственной
семейной политики РФ

Развивается система семейных пособий, охватывающая поддержкой все семьи с несовершеннолетними детьми. Государство реализует контроль за своевременной и полной выплатой алиментов [1].

В 2006 году была принята до сих пор актуальная программа «Материнский капитал». Размер материнского капитала каждый год изменяется - его сумма индексируется из-за инфляции (таблица 1).

Т а б л и ц а 1 – Размер материнского капитала

Годы

Размер капитала, рублей

2007

250000

2008

276250

2009

312162

2010

343378

2011

365698

2012

387640

2013

408960

2014

429408

2015-2019

453026

Основными вопросами регулирования семейной политики в Республики Мордовия занимается Министерство социальной защиты, труда и занятости населения

Косвенное влияние оказывает так же деятельность Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения, Министерства здравоохранения, Республиканская служба записи актов гражданского состояния.

В Мордовии, как и в других субъектах Российской Федерации реализуется программа поддержки семей с детьми Материнский капитал.

В Саранске и Республике Мордовия на ряду с государственным материнским капиталом (при рождении второго и последующего ребенка - 453026 рублей) действует региональный в соответствии законом от 18 октября 2011 года о дополнительных мерах поддержки семей с детьми, выплачивается материнский капитал. Реализация региональной программы положительно сказалась на демографической ситуации в регионе, рождаемость в котором увеличивается последние годы (таблица 2) [3].

Таблица 2 – Размер республиканского семейного капитала и его индексация

Годы

Количество детей

Размер пособия

2013-2016

за третьего ребенка за четвертого ребенка за пятого ребенка и последующих детей

100000 рублей

120000 рублей

150000 рублей за каждого (при рождении двойни сумма пособия умножается на два, тройни - на три)

2017-2020

за третьего ребенка за четвертого ребенка за пятого ребенка и последующих детей

125270 рублей

150324 рубля

187906 рублей

(при рождении двойни сумма пособия умножается на два, тройни - на три)

При рождении или усыновлении в семье, не имеющей детей, первого ребенка общая сумма кредита или займа погашается на 10 %, второго ребенка - на 10 %, третьего - на 30 %, четвертого - 100 %.

Если на момент получение ипотечного кредитования семья уже имеет детей, то она так же претендует на республиканскую помощь. При наличии

двух детей общая сумма остатка кредита или займа после заключения договора, погашается на 10 %, трех и четырех детей - на 20 %, пяти - 100 %.

В Мордовии не применяются районные коэффициенты к заработной плате и пособиям. Все выплаты на детей предоставляются в размере, установленном на федеральном уровне (таблица 3) [3].

Таблица 3 – Федеральные пособия семьям с детьми в Мордовии

Название федерального пособия

Размер пособия на федеральном уровне с 01.02.2018 г., рублей

Единовременные:

По беременности и родам

9489 - минимум по МРОТ за каждый

полный месяц декрета;

43615,65 - минимум за весь срок

При постановке на учет по

беременности в ранние сроки

628,47

При рождении ребенка, его

усыновлении

16759,09

Ежемесячные:

По уходу за ребенком (до 1.5 лет)

— минимум на первого ребенка для безработных;

— минимум для работающих

6284,65 — на второго и последующих детей

Ежемесячная выплата при рождении 1 и 2 ребенка до 1.5 лет с 2018 года

8714,00

На ребенка военнослужащего по

призыву(до 3 лет)

11374,18

Таким образом, государственное управление семейной политикой в регионе реализуется через организационный механизм, в первую очередь через Министерство социальной защиты, труда и занятости населения по Республике Мордовия, а так же с помощью мер материальной поддержки семей по средствам ежемесячных, ежегодных и единовременных пособий, льгот и адресных выплат, то есть через экономический механизм.

Наиболее актуальной проблемой семейной политики на современном этапе развития является проблема устойчивости института семьи. Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально-типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности

семейного союза, ее социально-психологическая характеристика. Динамика показателей браков и разводов среди населения Республики Мордовия представлены в таблице 4 [3].

Таблица 4 – Динамика показателей браков и разводов среди населения Республики Мордовия

Показатели

Годы

2016

2017

2018

2019

Число браков

4256

4013

3810

4018

Число разводов

2659

2569

2614

2571

Данные показатели нестабильны в рассматриваемом периоде, однако прослежена тенденция снижения числа браков и разводов.

Исходя из выше сказанного, стоит еще раз подчеркнуть одну из основных проблем семейной политики - неустойчивость брака, что приобретает еще большую актуальность в связи с сокращением числа браков и одновременно сохранении прежнего числа разводов. Так по итогам 2019 года на 1000 браков пришлось более 600 разводов. В этой связи важно обратить внимание на приоритетные направления совершенствования государственной семейной политики Республики Мордовия, так как ее недостатки приводят к серьезным проблемам социально-экономического развития региона.

По итогам исследования определено, что достижение стабильности института семьи в Республике Мордовия возможно через его экономическую самостоятельность, обеспеченность собственным жильем, высокий уровень здоровья всех членов семьи, социальную защищенность, психологическое равновесие и государственную поддержку.

Библиографический список

Карцева Л. В. Психология и педагогика социальной работы с семьей : Учебное пособие / Л. В. Карцева. - 2-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 224 с.

О государственных пособиях гражданам, имеющим детей [Электронный ресурс] : федер. Закон Рос. Федерации от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ - Доступ из спав.- правовой системы «КонсультантПлюс».

Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : Официальный сайт. - Режим доступа : http://www.gks.ru/.

Просмотров работы: 102