ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ

Синикина О.С. 1
1МГУ им. Н.П. Огарева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных по всему миру. Её значимость определяется тем, что во-первых семья – один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает кризис[3, с. 106].

Проблемы ответственности государства за укрепление и развитие семьи как общественного института, обеспечения прав семей, создания надлежащих условий для их функционирования, выполнения социальных функций получили отражение во многих документах ООН и ее учреждений.

Для реализации поставленной цели, под эгидой ООН, Венским комитетом неправительственных организаций по вопросам семьи создана рабочая группа «Хартия семьи/права семьи». Ее деятельность способствует формированию и развитию национальных систем семейной политики, выработке программ укрепления семьи, обобщению их международным опытом.

На основе анализа «Руководящих принципов по вопросам семьи», разработанных названной рабочей группой, можно сформулировать наиболее важные положения, отражающие приоритеты семейной политики в современном мире [1. с. 24-29]:

утверждение ценности семьи, уважение и защита всех типов семей независимо от их национальных, культурных, региональных различий, недопущение их дискриминации;

обеспечение лучших условий жизнедеятельности семьи, создание предпосылок для здорового развития общества, социального и экономического прогресса в интересах семьи, перераспределение в этих целях ресурсов в пользу социальных программ за счет военных расходов;

осуществление специальных мер социальной и экономической поддержки бедных семей, семей с особыми проблемами (инвалидность её членов, наличие иждивенцев, престарелых, многодетные семьи, молодые, неполные семьи и др.);

предоставление помощи семьям, столкнувшимся с проблемами наркомании, алкоголизмом, преступностью, агрессией, принятие мер по их искоренению;

формирование позитивного для семьи информационного пространства.

Оливье Тевенон подчеркивает, что во всех странах мира семейная политика реализуется не одинаково и оказание социальной помощи молодым семьям осуществляется по-разному. Это происходит по причине различного уровня социально-экономического развития территории, политических, демографических, климатических и других условий [2, с. 123].

Международный и отечественный опыт свидетельствует о том, что проблемы семьи гораздо эффективнее решаются с помощью государственной семейной политики.

В этом вопросе был рассмотрен опыт нескольких стран, одной из них является Великобритания.

В Великобритании под лозунгом «сбросить с себя обузу государства» Тэтчер и ее сторонники неоконсерватизма пытались «загнать» решение социальных проблем в рамки семьи без помощи государства. Итогом этой политики стало резкое уменьшение роли государства в решении социальных проблем, сокращение социального бюджета страны.

На сегодняшний день англичанки могут получить 52 недели декретного отпуска. Уйти в декрет можно, когда до рождения остается 11 недель. Даже если есть желание поработать и дольше, за месяц до родов все равно придется уйти в декрет. В первые полтора месяца отпуска мать получает 90 % от заработка, еще девять месяцев в пересчете на рубли – около 30 тысяч.

Не менее интересен опыт социально-правовой поддержки во Франции.

Важнейшей составной частью семейной политики Франции является довольно разветвленная система семейных пособий. Финансирование семейных пособий осуществляется в основном за счет предприятий, взносы которых с 1990 года расчитываются со всего фонда выплаченной заработной платы. Эти взносы, а также доля поступающих от государства финансовых средств перераспределяется Национальной кассой семейных пособий, которая выплачивает различные виды семейных пособий, а также пособий целевого назначения, например на оплату жилья и на трудоустройство. 

Во Франции женщины могут уйти в декрет на 16 недель. Все это время они могут получать полную зарплату. Плюс единовременное пособие около 45 тысяч в пересчете на рубли. Можно сидеть с ребенком и дольше – до трех лет и ежемесячно получать 26 тысяч. В этом отличие от наших правил, когда до полутора лет выплачивается пособие значительно меньше в размере.

Р. Силдер Отличительной чертой системы социальной защиты населения в США определяет децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации разных социальных программ на разных уровнях: федеральном, штата, местном. Преимущества данной системы состоят в том, что она позволяет полностью и оперативно реализовывать социальные потребности людей практически в каждом регионе.

Жилищные субсидии в США предоставляются семьям с низким доходом, и их размер составляет в среднем 2000 долларов в год на семью.
В США декрет лишь на три месяца (дальше твоё место не держат и нанимают нового сотрудника), и то неоплачиваемый, и получить его полностью женщина может только если отработала в компании не менее года. Поэтому американки, собирающиеся иметь детей, страхуются «на случай временной потери трудоспособности», что позволяет получать от страховой компании до 60 % от зарплаты.

В Финляндии декрет составляет три месяца, потом еще семь месяцев – родительский отпуск. В это время оплачивается до 70 % от заработка.
Кроме этого, можно брать отпуск до трех лет с минимальной оплатой около 2 тысяч в пересчете на рубли в месяц. Использовать его могут и отцы, и как минимум две трети финских отцов этим правом пользуются. Финляндию называют самой удобной страной для молодых мам. При выписке из роддома семье вручают все, что понадобится малышу в первый месяц, чтобы у молодых родителей не болела голова о материальном, и они заботились о новорожденном.

В Германии постепенно складывается понимание того, что семьи приносят обществу колоссальную пользу, за которую они не получают никакого вознаграждения. Федеральный конституционный суд всё чаще принимает решения, призванные стать своего рода ориентиром для более очевидного политического и общественного признания всего того, что делается семьями. Реакция законодательных органов на эти требования заключается в принятии поправок к законам, а также иных мер.

Во всех странах Запада действуют службы планирования семьи, а женщины получили право доступа к контрацептивам. Отношение к абортам варьирует от полной либерализации до строгих ограничений [2, с. 129].

Таким образом, опыт зарубежных стран в области социально-правовой поддержки молодых семей, позволяет нам определить основные формы поддержки, среди которых преобладают субсидии, пособия, поддержка материнства и детства и т.д. 

Подводя итог всему рассмотренному теоретическому материалу в рамках темы диссертационного исследования, стоит еще раз акцентировать внимание на основополагающих моментах.

Для того чтобы молодая семья могла осуществлять все свои функции, необходимо комплексное решение существующих в современном мире проблем, на что и направлена государственная семейная политика в отношении молодой семьи [3, стр. 106].

Основными формами государственной помощи молодым семьям являются денежные выплаты, выплаты семьям на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей; трудовые, налоговые, жилищные и другие льготы, бесплатные натуральные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, питание беременным женщинам и т.д.); социальное обслуживание молодых семей (оказание конкретной психологической, юридической помощи, консультирование, социальные услуги

Важнейшими принципами социальной работы с молодыми семьями выступают самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития, принцип равноправия между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности, для молодых семей, принцип обеспечения единства семейной политики на федеральном и региональном уровнях, принцип организации социальной поддержки молодых семей, принцип информационной обеспеченности деятельности по социальной поддержке молодых семей, принцип обеспечения качества населения, активное привлечение ресурсов общества к решению социальных проблем молодых семей, принцип осуществления программно-целевого подхода к организации соответствующей деятельности.

Реализация семейной политики, в том числе в области социальной поддержки молодых семей, осуществляется неодинаково в различных странах, поэтому целесообразно рассмотреть опыт других государств в этом вопросе. Особенно стоит обратить внимание на опыт социальной поддержки молодых семей в части размеров денежных пособий, которые значительно больше в западных странах, чем в России.

Список литература

Бурганов Р. А. Семейно-родственные отношения в государственном менеджменте / Р. А. Бурганов // Менеджмент в России и за рубежом. 2012. – №1. – С. 24–29.

Оливье Тевенон. Семейная политика в развитых странах : контра-стирующие модели. – Population et sociétés. – №448. – 2008. – С. 123-129.

Рябова В. В. Трансформация функций семьи в современном российском обществе / В. В. Рябова // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2014. – № 3. – С. 106-112.

Семейные узы: Модели для сборки: Сборник статей. Кн. 2 / Сост. и редактор С. Ушакин. – М. : Новое литературное обозрение, 2014. – 520 с.

Просмотров работы: 576