ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДОСУГОВОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА МБУК ЦКС ДК С. ОТРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДОСУГОВОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, НА ПРИМЕРЕ ФИЛИАЛА МБУК ЦКС ДК С. ОТРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Военно-патриотическое воспитание граждан - задача настолько важная, значимая, сложная и многогранная, что на каждом историческом этапе развития страны этот вопрос становится снова и снова. Во все времена, выдающиеся реформаторы России, задумываясь о переустройстве государства, неизменно обращали свое внимание к проблеме патриотического воспитания. Они понимали, что успех задуманного во многом будет зависеть от подготовки преданных делу, патриотически настроенных людей.

На современном этапе развития российского социума остро вставала проблема духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере военно-патриотического воспитания граждан, развития их политической культуры и способности к сознательному социально-политическому выбору. Таким образом, военно-патриотическое воспитание в рамках социально0культурной деятельности представляется как одна из приоритетных в современной внутренней политике государства, так как в гражданском патриотизме находят свое конкретное воплощение политическая направленность, мировоззренческая, социальная и нравственная зрелость личности.

Военно-патриотическое воспитание в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социо-культурная жизнь населения, принципы функционирования учреждений культуры, средств массовой информации, различных общественных организаций. В сложившейся социально-политической обстановке для государства исключительно важным стало то, каким будет человек будущего, в каком мире он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. Стало очевидным, что решение большинства проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у населения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историческому и культурному наследию своего народа.

Стратегической целью государства стало возрождение гражданственности и патриотизма, формирование духовно здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края, страны, способного встать на защиту государственных интересов России, улучшение морально-психологического климата в обществе, повышение престижа службы в рядах Вооруженных Сил. Поставленные задачи военно-патриотического воспитания наряду с образовательными учреждениями, политическими и общественными организациями призваны решать учреждения культуры.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к военно-патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых форм и методов в организации этой деятельности. Также является важным пересмотр накопленного опыта прошлых десятилетий и адаптация его к современным условиям.

Чтобы подойти к сути направленности работы учреждений культуры по военно-патриотическому воспитанию, необходимо определить, на чем оно базируется. Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, уважения к истории своей страны, сохранение и приумножение славных патриотических традиций. В настоящее время это направление работы учреждений культуры наиболее актуально, так как резко упал престиж военной службы, произошел не всегда верный пересмотр истории страны.

Военно-патриотическое воспитание невозможно без таких его составных частей, как героико-патриотическое и гражданское воспитание. Чтобы понять всю сложность и ответственность работы по военно-патриотическому воспитанию, нужно рассмотреть какой смысл вкладывается в эти понятия.

Героико-патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков и желания следовать их примеру.

Национально-патриотическое воспитание формирует в людях чувство любви к своей малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ.

Гражданское воспитание - это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добросовестному служению своему народу.

Цель работы учреждений культуры по военно-патриотическому воспитанию - довести до человека понимание величия, духовной красоты, героизма, благородства, преданности высоким идеалам и на этой основе утвердить чувство самоуважения и большой ответственности за все, что он делает сейчас и что ему предстоит сделать в будущем. Ибо патриотизм - это прежде всего ответственность, долг, та высшая ступень в духовной жизни человека, на которой он отдает себя служению Родине. Патриотизм - это важнейший ресурс роста социальной энергии, направленной на возрождение страны.

В последнее время в средствах массовой информации очень часто освящается проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Нынешнее поколение в неоплатном долгу перед теми, кто остался на полях сражений, перед теми, кто вернулся, обеспечив нам мирную, спокойную жизнь на Земле. Именно поэтому наш долг - помнить о тех суровых днях и героях войны. Задача педагогической общественности особенно актуальна и она продиктована стремлением сохранить память о земляках - участников Великой Отечественной войны, погибших и оставшихся в живых, необходимостью формирования в детях патриотизма и чувства любви к Родине, чувства гордости за свою малую Родину, за своих земляков.

Содержание понятия «патриотизм» имеет свой социальный смысл, который меняется в конкретных исторических условиях. В настоящее время патриотизм проявляется в каждодневном труде, в воспитании достойного молодого поколения. Этим призваны заниматься учреждения образования и культуры.

Коллектив ДК с. Отрада гражданско-патриотическое воспитание считает приоритетным направлением в своей работе. Стратегической целью своей деятельности творческие работники Дома культуры, считают возрождение гражданственности и патриотизма; улучшение морально-психологического климата в обществе; формирование духовно здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России. Для достижения этой цели такие задачи, как содействие военно-патриотической ориентации молодежи, готовящейся к службе в армии; приобщение населения к изучению военной истории, патриотических традиций Вооруженных Сил России; утверждение в сознании населения патриотических взглядов и убеждений; повышение престижа службы в рядах Вооруженных Сил.

В своей работе по гражданско-патриотическому воспитанию Дом культуры с. Отрада старается охватить все возрастные категории населения.

Для детей и подростков ежегодно проводится такое мероприятие, как военно-спортивная игра «Зарница». Это мероприятие проводится в преддверии Дня Победы с 2011 года. Актуальность проведения данного мероприятия заключается в том, что эта игра, в сегодняшних условиях, достаточно действенный способ привлечения внимания и заинтересованности подростков, а также одна из форм патриотического воспитания подрастающего поколения.

Основная цель этого мероприятия - способствовать сохранению и укреплению традиций, связанных с патриотическим воспитанием школьников в рамках военно-спортивных игр.

Наряду с этим, в Доме Культуры действуют творческие коллективы, в репертуаре которых большое внимание уделяется военно-патриотическому направлению, через которые ребята лучше узнают военную историю и усваивают патриотические традиции своего народа.

Для молодежи в Доме Культуры проводятся тематические вечера ко Дню призывника. Очень ярко проходят мероприятия, приуроченные ко Дню защитников Отечества. Цель мероприятий состоит в воспитании у молодежи чувства ответственности к выполнению воинского долга, патриотизма, уважения и любви к своей малой Родине.

Ко Дню Победы 9 мая в ДК с. Отрада традиционно проводятся праздничные мероприятия, с 2015 года проводится городская акция «Поющий трамвай», организованная МБУК ЦКС. Дети, подростки и молодежь творческих коллективов ДК с. Отрада ежегодно принимают активное участие в этой акции исполняют песни военных лет. Таким образом, на примере музыкального творчества периода Великой Отечественной войны происходит формирование у подростков и молодежи гражданского и патриотического самосознания.

В августе 2016 года на базе Дома Культуры с. Отрада начал свою работу клуб «Эксклюзифф». Одной из задач и функций клуба является воспитание патриотов; развитие национальной культуры; сохранение памятников погибших воинов. Осуществляет помощь в проведении тематических вечеров и праздников; привлекает к своей работе ветеранов ВОВ, воинов-афганцев, участников локальных войн; обеспечивает стимулирование активных участников клуба; проводит военно-спортивную игру «Зарница». Для стимулирования и мотивации деятельности активистов Дом Культуры обеспечивает им бесплатный вход на все мероприятия, проводимые в Доме культуры с. Отрада, в конце года каждому из них вручаются грамоты и памятные подарки.

Домом культуры с. Отрада ведется и обширная работа с ветеранами и вдовами ветеранов Великой Отечественной войны. Эта работа включает в себя проведение вечеров, встреч за самоваром; шефскую работу; чествование ветеранов войны в дни памятных дат; встречи ветеранов ВОВ с молодежью.

Одним из направлений работы ДК с. Отрада по военно-патриотическому воспитанию является увековечивание памяти павших на войне защитников Отечества. Это ряд мероприятий, которые проводятся ежегодно в преддверии праздника Победы и Дня освобождения Симбирска-Ульяновска от белогвардейцев 12 сентября и состоят из: акции зажжения свечи, митинга-реквиема, концерта-посвящения. Цель данных мероприятий - формирование гражданственности, уважения к историческому прошлому своей Родины, ее традициям, увековечивание памяти защитников Отечества. В этих мероприятиях принимают участие все жители села Отрада: школьники, студенты, ветераны ВОВ, родители с детьми, люди разных возрастов и профессий.

В своей работе по военно-патриотическому воспитанию коллектив ДК с. Отрада использует разнообразные культурно-просветительской работы:

Массовые - проведение тематических вечеров, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, «огоньков» для ветеранов войны и труда, митингов, факельных шествий, конкурсов песен военных лет, пионерских костров, тематических концертов.

Индивидуальные - чествование ветеранов войны и труда на дому, шефство над семьями погибших в локальных войнах, над ветеранами Великой Отечественной войны, переписка с военными частями и земляками, служащими в рядах Российской армии.

Наглядные - создание видеоархива, выпуск фотогазет, создание тематических слайдфильмов, тематических папок, оформление планшетов, фотовыставок.

Устные - организация тематических бесед, лекций с молодежью, организация бесед с родителями земляков-военнослужащих, беседы молодежи с ветеранами ВОВ.

Для эффективности военно-патриотической работы творческими работниками ДК с.Отрада используются различные действенные методы клубной работы. Особое внимание уделяется использованию метода убедительных и ярких примеров. Как свидетельствует практика, воздействие на человека захватывающих примеров героизма и мужества, проявленных при защите Родины, вызывает желание следовать им в своей жизни. Опыт показывает, что наиболее глубокое воздействие на людей оказывают примеры таких подвигов, где отчетливо прослеживается руководящее героем чувство долга перед своей страной, внутренняя готовность сознательно пожертвовать собой ради общей победы, где воедино слиты убеждение и поступок, сознание и действие. Собирая материалы для подготовки мероприятия военно-политической направленности, работники ДК стараются подбирать такие героические примеры, которые настраивали бы людей на глубокие и серьезные раздумья, помогали им вырабатывать положительные нравственные идеалы, воспитывать способность и внутреннюю готовность к самоотверженным действиям, героизму. Особенно велико воспитательное влияние примеров героев, близких людям по возрасту, положению в обществе и другим признакам. Учитывая эту особенность, творческие работники ДК стараются, чтобы используемые ими героические примеры соответствовали той категории зрителей, для которой проводится мероприятие. Такие примеры глубоко западают в души людей, побуждают их сверять собственные поступки с действиями героев, способствую самовоспитанию. Каждый пример представляется зрителю ярко, чтобы он вызвал чувство восхищения и гордости. Многие улицы города Ульяновска носят имена народных героев, но иной раз жители ничего не знают о человеке, в честь которого названа их улица. В этой ситуации ДК с. Отрада тоже старается следовать примеру В.А. Сухомлинского, который говорил, что «патриотическое видение окружающего мира как раз и состоит в том, что юный гражданин познает живую историю своей семьи, своих соотечественников, живших несколько столетий назад или недавно ушедших в землю, во имя свободы и счастья которой они сражались» [5].

Поисковые методы работы активно используются не только культработниками, но и участниками клуба «Эксклюзифф». Ребята изучают историческую литературу города Ульяновска, ищут сведения о биографиях замечательных людей живших когда-то и сейчас живущих в городе, собирают информацию о памятных местах и событиях Засвияжского района. Своей работой клуб «Эксклюзифф» очень помогает коллективу ДК в организации и проведении тематических мероприятий.

Культработники ДК с. Отрада широко используют в работе по военно-патриотическому воспитанию информационно-просветительские методы. Людям старшего поколения разъясняется современная социально-политическая обстановка в стране, молодым людям рассказывается о родном городе, о перспективах его развития, его прошлом и его людях, детям открывается красота родной природы и важность ее сохранения.

Любовь к Родине начинается с восхищения красотой того, что видит перед собой ребенок, чем он любуется, во что вкладывает частичку своей души. Поэтому в детских мероприятиях, проводимых Домом Культуры, открывается детям красота родной природы, называются растения, птицы и звери, реки, примечательные и памятные события и места. Дети должны знать о том, что рядом с их домом некогда шли ожесточенные бои с фашистами, что на полях района выращивается лучшая, к примеру, пшеница в стране, что неподалеку нашли руду или разводят редких животных. «Все что свершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» [3], - завещал А.С. Макаренко. Ребенок чрезвычайно эмоционален, сухие сведения его мало трогают, поэтому работники Дома культуры с. Отрада стараются такую информацию не только организовывать, но и «одушевить» театрализовать, сделать конкретно-образной. Воспитывая чувства патриотизма в ребенке, важно включить механизмы фантазии и эмоций во все, что касается ощущения Родины, в чем бы это ощущение не проявлялось.

Все перечисленные формы и методы клубной работы воспитывают у детей, подростков и молодежи уважение к истории и культуре Отечества, родному языку, дают возможность ощущать себя хозяином страны и края, развивают нравственные качества, повышают духовный уровень, прививают здоровый образ жизни. Старшему поколению прививается развитая политическая культура и способность к осознанному социально-политическому выбору.

Огромное значение в работе ДК с. Отрада и всех филиалов МБУК ЦКС по гражданско-патриотическому воспитанию имеет такое мероприятие, как Городской фестиваль «Дорогами Победы», который проводится ежегодно с 2014 года в период с февраля по октябрь.

С годами подготовка фестиваля становилась все более организованной и четко спланированной, появилась определенная система, которая значительно облегчила работу коллектива Дома Культуры и оставила больше времени для поиска новых творческих подходов и интересных сценарных ходов.

С каждым годом фестиваль приобретает все большее звучание и вносит огромный вклад в патриотическое воспитание, дисциплинирует ребят.

Эффективность системы военно-патриотического воспитания, сложившейся в ДК с. Отрада, повышается с каждым годом благодаря постоянной и планомерной работе всех членов творческого коллектива. Каждое мероприятие культработники стараются сделать наиболее разработанным год от года, каждый раз внося в него что-то новое, более интересное и выразительное.

Список использованных источников

Акинина, Е.И. Нравственно-патриотическое воспитание школьников / Е.И. Акинина, С.И. Ростовщикова, Ю.А. Акинина // Вестник научных конференций. - 2019. - № 3-3 (43). - С. 13-14.

Игра? Не только (об интегрированном подходе к военно-патриотическому воспитанию) // Воспитание школьников, 2017. - №7.- С. 19-23.

Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2015. – 215с.

Каменец, А.В. Основы культурно-досуговой деятельности: учеб. для СПО / А.В. Каменец, И.А. Урмина, Г.В. Заярская; под науч. ред. А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — М: Юрайт, 2018. — 185 с.

Мазыкина Н.В., Монахов А.Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. // Воспитание школьников. – 2018. – № 5. – С. 12-13.

Просмотров работы: 1243