В современном мире наблюдаются процессы трансформации общественных отношений, происходит смена социальных ценностей, образа жизни людей, что в свою очередь влияет на институт семьи и статус женщины [5].
Сегодня успешной профессиональной карьере женщин мешает имеющийся у многих из них страх перед успехом [8]. У многих женщин успех вызывает тревогу, так как ассоциируется с нежелательными последствиями, утратой женственности, потерей значимых отношений с социальным окружением.
При совмещении семейных и внесемейных ролей наблюдается возникновение целого ряда конфликтов и тревог. Женщины обеспокоены тем фактом, что наносят детям эмоциональный ущерб, что вынуждены доверять воспитание своих детей другим людям, что их профессиональная жизнь урезается временем и энергией, которую они отдают детям, что их брак страдает от всего этого, и что их эмоциональные и физические ресурсы напряжены до предела [2].
На протяжении многих веков основным назначением прекрасной половины человечества являлось продолжение рода и поддержание семейного очага. Женщины были средством платежа, рабынями, их рассматривали как собственность мужчин. В настоящее время наиболее популярной становится такая модель семьи, где женщина также, как и мужчина, ставит на первое место карьеру и лишь потом семью, стараясь совместить два этих важных дела и уделить им равное количество времени и своего внимания [3]. Женщина с удовольствием примеряет на себя новую роль, и в этом ей способствуют изменения в самом обществе.
Выявлено несколько факторов, определяющих, будет ли женщина стремиться к карьере: возраст вступления в брак, экономическое положение мужа, его взгляды на работающих женщин [6]. Наиболее неблагоприятным считается вариант, когда женщина прерывает ради семьи свою карьеру, не закончив образования. Длительный перерыв при еще не устоявшихся профессиональных интересах ведет к тому, что женщине трудно возвратиться к получению профессионального образования. Такие же проблемы возникают и у юношей, прерывающих учебу из-за службы в армии. Разница лишь в том, что мужчин принуждают, а женщин вынуждают семейные обстоятельства прервать учебу.
Новые представления о сексуальной и супружеской жизни, в частности возросшая нравственная свобода и толерантность к незарегистрированным союзам со стороны общества, привели к тому, что брак перестал рассматриваться в качестве единственной одобряемой формы отношений между мужчиной и женщиной, рождению ребенка не обязательно предшествует заключение брака, увеличилось число сожительств и внебрачных детей [10].
В современном обществе, как показало исследование «Проблемы современной женщины» в г. Екатеринбург (2015 г.), 62% женщин считают, что у них не остается времени на домашние дела. 25% женщинам помогают родственники или мужья, и 13% опрошенных считает, что в связи с современным темпом развития, поддержанием домашнего очага должны заниматься специализированные компании [1].
Более того, все чаще наблюдается рост числа женщин, которые и вовсе не воспринимают семейные отношения как нечто значимое. Они нацелены на карьерные достижения, саморазвитие и самосовершенствование.
Что касается профессиональной среды в медицинском институте, все в ней характеризуется исключительной динамичностью, интеллектуальностью и все большим совмещением различных видов деятельности в рамках одной профессии. Медицинский вуз ставит основополагающей целью воспитать у своих выпускников устойчивый профессиональный интерес, стремление к углублению и накоплению знаний. Программы в области образования для карьеры в системе высшего медицинского образования могут включать в себя широкий спектр надпрофессиональной проблематики, но в то же время они должны быть контекстно ориентированными [4].
Женщинам-преподавателям приходится работать не только по своему медицинскому направлению, но еще и развивать внедисциплинарные умения и навыки. Также преподавателям необходимо находить общий язык со студентами и с коллегами. Это требует большого количества времени, сил и энергии. Специалист, работающий в данной среде, должен быть весьма чувствительным в отношении потребностей студентов и быть готовым расширять круг прорабатываемых проблем [9].
Взаимосвязанная и последовательная система образовательных программ по формированию универсальной профессиональной компетентности студента-медика подразумевает, что преподаватель должен сам быть хорошо осведомлен по конкретной дисциплине преподавания, вовлечен в процесс личностного роста студента. Преподавателю необходимо быть полностью заинтересованным в процессе приобретения знаний, о закономерностях развития карьеры студентов и особенностях карьеры в медицине. Также преподаватель является наставником для каждого студента, ведь им необходимо достигнуть определённой стадии зрелости для самоопределения и принятия решения относительно первых шагов в трудовой деятельности, основанной на полученном образовании [7].
Данная тема оказалась настолько актуальной и интересной, что для подтверждения теоретических взглядов нами было проведено эмпирическое исследование.
Выборку исследования составили 29 женщин-преподавателей медицинского института РУДН, средний возраст которых составил 42 ± 6 лет. Среднее количество лет преподавания в учреждениях высшего медицинского образования составило 11 ± 6 лет. К исследованию были приглашены женщины, состоящие в отношениях с мужчиной, и проживающих с ним на одной жилой площади.
Для определения взаимосвязи карьеры и семейной жизни женщин-преподавателей медицинского института РУДН мы использовали: анкетирование и методы статистической обработки данных.
Исследование показало, что при оценке удовлетворенности карьерой преподавателя высшей школы по 10-балльной шкале, средний балл составил 8,8 баллов (рис. 1). Также 93% опрошенных считают, что с каждым годом наблюдают рост своих профессиональных знаний. 76% женщин-преподавателей получают искреннее удовольствие от своей работы. 69% респондентов считают, что им легко удается находить общий язык со студентами, а также они получают позитивную энергию и эмоции. В тоже время 72% опрошенных подтверждают факт необходимости совершенствования своих умений и навыков, что показывает сложность и высокий уровень вовлеченности преподавателей в свою деятельность.
Рис.1. – Удовлетворенность карьерой преподавателя
высшей школы.
При оценке удовлетворенности семейной жизнью по 10-балльной шкале средний результат составил 7,1 баллов (рис.2). Большая часть опрошенных (41%) считают, что их отношения с партнером приносит им беспокойство в большей степени, чем удовлетворения и радости. 62% женщин-преподавателей имеют примерно одинаковый заработок со своим партнером. Однако 45% респондентов отмечают крайнее нежелание своих партнеров разделять с ними обязанности по ведению домашнего хозяйства. Данные результаты можно связать с консервативными взглядами мужчин по отношению к женщинам, ведь испокон веков именно женщины заботились о сохранении домашнего очага. Партнеров женщин-преподавателей в большей степени характеризует неинициативность и малая предприимчивость по ведению домашнего хозяйства.
Рис.2. – Удовлетворенность семейной жизнью женщин-преподавателей.
П
ри оценке удовлетворенности совмещением преподавательской деятельности и семейной жизнью по 10-балльной шкале средний результат составил 7,7 баллов (рис.3). Так, 41% женщин-преподавателей полагают, что их карьерных достижений было бы больше, если бы они не вступили в отношения. 45% респондентов согласны с необходимостью жертвовать своей карьерой ради благополучия личных отношений. Более того, 45% опрошенных мотивируют своих партнеров на карьерные достижения и успехи. Это можно связать с тем, что женщины хотят видеть рядом с собой преуспевающего, сильного и социально-активного человека, при этом самой соответствовать ему. На это уходит приличная часть энергии и сил, и в последствии женщина может чувствовать хроническую усталость и стресс.
Рис.3. – Удовлетворенность совмещением преподавательской деятельностью и семейной жизнью женщин-преподавателей.
На основании результатов корреляционного анализа была выявлена взаимосвязь между удовлетворенностью карьерой и удовлетворенностью семейной жизнью у женщин-преподавателей медицинского института РУДН (Tэмп = 0,736 > Tкрит = 0,47 при α = 0,01). Чем выше у женщин-преподавателей удовлетворенность карьерой, тем выше удовлетворенность семейной жизнью и, соответственно, чем выше у женщин удовлетворенность семейной жизнью, тем выше удовлетворенность карьерой.
На основании результатов корреляционного анализа также была выявлена взаимосвязь между удовлетворенностью карьерой и удовлетворенностью от совмещения преподавательской деятельности и семейной жизни (Tэмп = 0,711 > Tкрит =0,47 при α = 0,01). Исходя из этого, можно предположить, что существует некий базис удовлетворенности жизнью и всех её составляющих, в частности карьеры и семейной жизни. Однако, взаимосвязи между удовлетворенностью семейной жизнью и удовлетворенностью от совмещения преподавательской деятельности и семейной жизни не выявлено (Tэмп = 0,014 < Tкрит = 0,47).
Таким образом, нами была выявлена взаимосвязь между карьерой и семейной жизни женщин-преподавателей медицинского института РУДН.
Выводы:
В современном обществе прослеживается тенденция изменения жизненных стратегий женщин в сторону профессионального самоопределения для успешной самореализации личности.
Карьера является одним из составляющих самореализации современной женщины. Успех профессиональной самореализации зависит от знаний, умений, навыков и творческого мышления.
Было проведено анкетирование женщин-преподавателей медицинского института РУДН на выявление взаимосвязи карьеры и семейной жизни. В исследовании приняли участие 29 женщин-преподавателей медицинского института РУДН, средний возраст которых составил 42 ± 6 лет.
В ходе анкетирования женщин-преподавателей высшей школы был выявлен высокий балл удовлетворенности карьерой. Данные результаты показывают тенденцию к развитию карьерных способностей женщин и их самодостаточности.
Результаты анкетирования показывают, что женщины-преподаватели в меньшей степени удовлетворены семейной жизнью. Что является показателем их беспокойства и стресса.
Женщины-преподаватели оценили совмещение своей преподавательской деятельности и семейной жизни на удовлетворительном уровне. Однако, существует ряд проблем и конфликтов, связанные по большей части с семейной жизнью.
Корреляционный анализ результатов удовлетворенности преподавательской деятельностью, семейной жизнью и их взаимосвязью выявил определенную зависимость. Так, наблюдается прямая корреляция между удовлетворенностью карьерой и удовлетворенностью семейной жизнью, а также между удовлетворенностью карьерой и удовлетворенностью от совмещения преподавательской деятельности и семейной жизни. Однако, взаимосвязи между удовлетворенностью семейной жизнью и удовлетворенностью от совмещения преподавательской деятельности и семейной жизни не выявлено.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Бутаева, М.А. Роль женщины в современном обществе. / М.А. Бутаева. // Журнал истории, археологии и этнографии Кавказа. – 2011. – № 4. – С. 6-8.
Толок, Е.С. Место и роль женщины в современном российском обществе. / Е.С. Толок. – СПб.: Манускрипт, 2016. – 152 с.
Кудинов, С.И. Психологические предпосылки самореализации женщин в современной России. / С.И. Кудинов, Н.А. Ежова. [Электронный ресурс] / Вестник Российского университета дружбы народов. – 2011. – №1. – С.16-17. – Электр. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-predposylki-samorealizatsii-zhenschin-v-sovremennoy-rossii/viewer (дата обращения: 9.10.2021).
Неговорова, Д.Т. Роль женщины в современном мире. / Д.Т. Неговорова, М.Ю. Тимофеева – М.: ЛОГОС Плюс, 2015. – 52 с.
Соколова, А.С. Образование для карьеры в образовательном пространстве медицинского вуза. / А.С. Соколова. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – № 4. – С. 9-13.
Толок, Е.С. Место и роль женщины в современном российском обществе. / Е.С. Толок. – СПб.: Манускрипт, 2016. – 152 с.
Толстая, С.В. Современная женщина: карьера или семья? / С.В. Толстая. [Электронный ресурс] / European research. – 2015. – №2. – С. 3-4. – Электр. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-zhenschina-kariera-ili-semya/viewer (дата обращения 20.09.2021).
Чуприна, Н.Н. Выбор современной женщины: семья или карьера. / Н.Н. Чуприна — СПб.: МАКС Пресс, 2016. - 237 с.
Шевченко, Н.Г. Психологические аспекты достижения успеха современными женщинами. / Н.Г. Шевченко. – М.: Эксмо, 2015. - 25 с.
Щербатых, А.В. Компетенции преподавателя медицинского вуза. / А.В. Щербатых, Л.Ю. Хамнуева. [Электронный ресурс] / Сибирский медицинских журнал. – 2010. – №2. – С.9-14. – Электр. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-prepodavatelya-meditsinskogo-vuza/viewer (дата обращения: 24.10.2021).