Диагностика сформированных психологических защит ребёнка старшего школьного возраста в системе детско-родительских взаимодействий - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Диагностика сформированных психологических защит ребёнка старшего школьного возраста в системе детско-родительских взаимодействий

Иванова В.Р. 1
1Ставропольский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной ситуации под детско-родительскими отношениями понимаются двойственные взаимозависимые отношения между старшими и юными членами семьи [14].

У каждой семьи свои особенные отношения, которые определяются многообразием черт ее членов. Эмоциональная связь, совместные дела и времяпрепровождение, система взаимообязанностей, отношений между супругами и между братьями и сестрами – все это накладывает отпечаток на личность ребенка старшего школьного возраста и в определенной мере определяет его личностные характеристики. Родители могут быть авторитарны по отношению к детям, а могут использовать демократический или либеральный и попустительский стиль воспитания, тем самым родители передают детям свои паттерны защитного реагирования. В процессе жизни возникают противоречивые ситуации, этого нельзя избежать и в детско-родительских отношениях. Так, конфликты могут решаться продуктивно, но иногда дети не в силах справиться со стрессовой ситуацией, тогда для сохранения гомеостаза собственной психики начинают работать ее защитные механизмы, тем самым обеспечивая безопасность и давая время на стабилизацию состояния.

Изначально, защитные механизмы психики рассматривались в рамках психоаналитической теории, и первая классификация принадлежит ее родоначальнику З. Фрейду. Также этот феномен рассматривался в интеракционистском подходе (Т. Шибутани), гуманистической психологии (А.Маслоу и др.), трансактном анализе (Э.Берн) и др.

В отечественной психотерапевтической науке и практике [2] (Б.Д. Карвасарский, Г.Л. Исурина, В.А. Ташлыков) психологическая защита понимается как система адаптивных реакций личности, направленная на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений – когнитивных, эмоциональных, поведенческих – с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я-концепцию личности.

Данное исследование было направлено на изучение детей старшего школьного возраста, для которого характерны определенные особенности: время завершения физического, в частности полового, созревания и достижения социальной зрелости, время формирования репертуара стратегий совладающего поведения для успешной адаптации к стрессовым ситуациям [6].

Специфика возрастного периода детей старшей школы предопределяет заметное проявление защитных механизмов, которые уже успели сформироваться после подросткового возраста. Дети находятся на стыке между прошлой понятной жизнью в школьной среде, установившимися отношениями с родителями и сверстниками и будущим, где необходимо постоянно принимать решения за собственную судьбу и нести за них ответственность. Происходящие на почве изменений конфликты влекут за собой конфликты, в которых ребенок вынужден либо действовать, либо же воспользоваться привычным защитным механизмом, особенно если ситуация каким-либо образом касается предшествующего психотравмирующего опыта. В исследованиях было выявлено, что с течением времени увеличивается адаптивность стратегий преодоления негативных ситуаций, используемых старшеклассниками, это может говорить о наличии наиболее зрелых механизмов защиты [4].

Особую важность для предоставленной работы имеет положение о том, что механизмы психологической защиты различаются по степени зрелости. Наиболее инфантильными, незрелыми механизмами считают вытеснение и отрицание — они характерны для маленьких детей. Подростковому возрасту более свойственны механизмы, занимающие промежуточное положение по степени зрелости: компенсация и изоляция. К наиболее зрелым защитным механизмам относятся сублимация, рационализация, интеллектуализация. В то же время, детям с недостаточно оформленными личными границами, может быть трудно вовремя «включать» защитные механизмы [5].

Итак, в исследованиях ученых обозначено, что на формирование механизмов психологических защит ребенка влияет множество факторов, одним из самых важных выступают детско-родительские отношения. Для изучения их влияния на степень сформированности механизмов психологических защит у ребенка старшего школьного возраста было проведено эмпирическое исследование на база МБОУ СОШ №21 города Ставрополя, в котором участвовали 20 учеников 11 класса в возрасте от 16 до 17 лет. Предполагалось, что благоприятные детско-родительские отношения у детей старшего школьного возраста способствуют преимущественному проявлению таких защитных механизмов как проекция и рационализация, менее выражены в данном возрасте вытеснение, компенсация, регрессия и замещение.

В ходе подготовки исследования был проанализирован теоретический материал, в частности методики, которые существуют на данный момент и подходят для определения основных параметров исследования. В результате были выбраны:

- опросник Плутчика Келлермана Конте - Методика Индекс жизненного стиля (Life Style Index, LSI), который был разработан Р.Плутчиком в соавторстве с Г.Келлерманом и Х.Р.Контом в 1979 году [1],

- методика «Детско-родительские отношения подростков» П.Трояновской (2003).

При анализе результатов прохождения респондентами опросника Плутчика Келлермана Конте - Методика Индекс жизненного стиля было выявлено следующее:

Наиболее характерными для детей старшего школьного возраста являются такие защитные механизмы как проекция и рационализация, средней выраженностью обладают отрицание и компенсация (рис 1).

То есть мы можем говорить о том, что большинству испытуемых характерно приписывание собственных негативных качеств другим людям, в частности наиболее сильно их беспокоят лишенные морали люди, эгоистичные, недоброжелательные, скандальные, лицемерные и неискренние (вопросы 12, 29, 45,71, 79, 88). То есть мы можем предположить наличие похожих качеств у самих испытуемых. При этом им свойственно паралогическое оправдание собственного поведения в стрессовых ситуациях.

В то же время наименее выраженными механизмами защиты стали замещение и регрессия (рис. 2). Испытуемые в своем большинстве не склонны перенаправлять собственные негативные эмоции с угрожающего объекта на менее опасный, также они не используют более простые поведенческие стереотипы поведения в решении сложных жизненных ситуаций.

При анализе результатов прохождения респондентами методики «Детско-родительские отношения подростков» П.Трояновской были выявлены следующие значения (%):

• высокие значения: 20-30

• средние значения: 10-20

• низкие значения: 0-10

Блоки шкалы высокие значения по выборке средние значения по выборке низкие значения по выборке

Блоки

шкалы

высокие значения по выборке

средние значения по выборке

низкие значения по выборке

Блок особенностей эмоциональных отношений родителя и подростка

1. Принятие

87,5

12,5

 

2. Эмпатия

80

20

 

3.Эмоциональная дистанция (высокие значения соответствуют малой эм. дистанции)

40

47,5

10

Блок особенностей общения и взаимодействия

4. Сотрудничество

85

15

 

5. Принятие решений (высокие значения соответствуют демократичной схеме, низкие – давлению со стороны родителя)

67,5

17,5

2,5

6. Конфликтность

92,5

7,5

 

7. Поощрение автономности

95

5

 

Блок контроля

8. Требовательность

65

35

 

9. Мониторинг

85

10

5

10. Контроль

32,5

62,5

5

11. Авторитарность

10

72,5

17,5

12. Оказание поощрений/наказаний

90

10

10

55

35

Блок противоречивости/непротиворечивости отношений

13. Непоследовательность родителя

2,5

80

17,5

14. Неуверенность родителя

5

75

20

Дополнительные шкалы

15. Удовлетворение потребностей ребенка

92,5

7,5

 

16. Неадекватность образа ребенка

20

52,5

27,5

17. Отношения с супругом

5

75

62,5

17,5

29,5

7,5

18.Общая удовлетворенность отношениями

80

40

 

Таким образом, мы видим высокие показатели эмпатии и принятия, сотрудничества и поощрения автономности, низкую интенсивность конфликтов, высокую осведомленность родителей о делах ребенка – это положительные черты детско-родительских отношений в выборке, они способствуют гармонизации взаимодействия и объясняют высокую общую удовлетворенность ими. При этом выявлены высокие показатели непререкаемости власти родителей, изменчивость и непостоянство воспитательных процессов, сомнение родителей в воспитании – это негативные стороны детско-родительских взаимодействий в выборке.

Можно предположить, что близкие эмоциональные отношения и сотрудническое взаимодействие с родителями во взаимосвязи с противоречиями в воспитании и достаточно высоким контролем за жизнью ребенка вызывают внутренние противоречия у детей старшего школьного возраста, и у них работают такие зрелые защитные механизмы как проекция и рационализация. То есть, общая гармоничность детско-родительских взаимоотношений исключает незрелые защитные механизмы (вытеснение, отрицание, регрессия, замещение) и формирует более зрелые, свойственные уже юношескому возрасту психологические защиты.

Список литературы

Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля // учеб.пособие: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева – Спб. 2005 г.

Долгова В.И. Психологическая защита: монография / В. И. Долгова, О. А. Кондратьева. – Москва : Перо, 2014. – 160 с. – Электрон. копия доступна на сайте ЭБС ЮУрГГПУ. URL: (открыть ссылку)

Майорова-Щеглова С.Н. Социальные факторы, влияющие на деструктивность детско-родительских отношений в современных семьях с подростками // Журнал: Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки – 2018 г. [Эл.ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-faktory-vliyayuschie-na-destruktivnost-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-sovremennyh-semyah-s-podrostkami

Муругова А.О. Возрастная динамика вариативности способов преодоления негативных ситуаций у старшеклассников // Журнал: Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология – 2018 г. [Эл.ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnaya-dinamika-variativnosti-sposobov-preodoleniya-negativnyh-situatsiy-u-starsheklassnikov

Олейник О.Ю. Коренкова Н.Е. Взаимосвязь защитно-совладающего поведения с особенностями психологического пространства личности // Журнал: Научные труды Московского гуманитарного университета – 2017 г. [Эл.ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-zaschitno-sovladayuschego-povedeniya-s-osobennostyami-psihologicheskogo-prostranstva-lichnosti

Паниных Г.В. Особенности взаимосвязи копинг-стратегий с личностными характеристиками девушек и юношей старшего школьного возраста // Журнал: Вестник Прикамского социального института – 2020 г. [Эл.ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimosvyazi-koping-strategiy-s-lichnostnymi-harakteristikami-devushek-i-yunoshey-starshego-shkolnogo-vozrasta

Просмотров работы: 43