В современной ситуации под детско-родительскими отношениями понимаются двойственные взаимозависимые отношения между старшими и юными членами семьи [14].
У каждой семьи свои особенные отношения, которые определяются многообразием черт ее членов. Эмоциональная связь, совместные дела и времяпрепровождение, система взаимообязанностей, отношений между супругами и между братьями и сестрами – все это накладывает отпечаток на личность ребенка старшего школьного возраста и в определенной мере определяет его личностные характеристики. Родители могут быть авторитарны по отношению к детям, а могут использовать демократический или либеральный и попустительский стиль воспитания, тем самым родители передают детям свои паттерны защитного реагирования. В процессе жизни возникают противоречивые ситуации, этого нельзя избежать и в детско-родительских отношениях. Так, конфликты могут решаться продуктивно, но иногда дети не в силах справиться со стрессовой ситуацией, тогда для сохранения гомеостаза собственной психики начинают работать ее защитные механизмы, тем самым обеспечивая безопасность и давая время на стабилизацию состояния.
Изначально, защитные механизмы психики рассматривались в рамках психоаналитической теории, и первая классификация принадлежит ее родоначальнику З. Фрейду. Также этот феномен рассматривался в интеракционистском подходе (Т. Шибутани), гуманистической психологии (А.Маслоу и др.), трансактном анализе (Э.Берн) и др.
В отечественной психотерапевтической науке и практике [2] (Б.Д. Карвасарский, Г.Л. Исурина, В.А. Ташлыков) психологическая защита понимается как система адаптивных реакций личности, направленная на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений – когнитивных, эмоциональных, поведенческих – с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я-концепцию личности.
Данное исследование было направлено на изучение детей старшего школьного возраста, для которого характерны определенные особенности: время завершения физического, в частности полового, созревания и достижения социальной зрелости, время формирования репертуара стратегий совладающего поведения для успешной адаптации к стрессовым ситуациям [6].
Специфика возрастного периода детей старшей школы предопределяет заметное проявление защитных механизмов, которые уже успели сформироваться после подросткового возраста. Дети находятся на стыке между прошлой понятной жизнью в школьной среде, установившимися отношениями с родителями и сверстниками и будущим, где необходимо постоянно принимать решения за собственную судьбу и нести за них ответственность. Происходящие на почве изменений конфликты влекут за собой конфликты, в которых ребенок вынужден либо действовать, либо же воспользоваться привычным защитным механизмом, особенно если ситуация каким-либо образом касается предшествующего психотравмирующего опыта. В исследованиях было выявлено, что с течением времени увеличивается адаптивность стратегий преодоления негативных ситуаций, используемых старшеклассниками, это может говорить о наличии наиболее зрелых механизмов защиты [4].
Особую важность для предоставленной работы имеет положение о том, что механизмы психологической защиты различаются по степени зрелости. Наиболее инфантильными, незрелыми механизмами считают вытеснение и отрицание — они характерны для маленьких детей. Подростковому возрасту более свойственны механизмы, занимающие промежуточное положение по степени зрелости: компенсация и изоляция. К наиболее зрелым защитным механизмам относятся сублимация, рационализация, интеллектуализация. В то же время, детям с недостаточно оформленными личными границами, может быть трудно вовремя «включать» защитные механизмы [5].
Итак, в исследованиях ученых обозначено, что на формирование механизмов психологических защит ребенка влияет множество факторов, одним из самых важных выступают детско-родительские отношения. Для изучения их влияния на степень сформированности механизмов психологических защит у ребенка старшего школьного возраста было проведено эмпирическое исследование на база МБОУ СОШ №21 города Ставрополя, в котором участвовали 20 учеников 11 класса в возрасте от 16 до 17 лет. Предполагалось, что благоприятные детско-родительские отношения у детей старшего школьного возраста способствуют преимущественному проявлению таких защитных механизмов как проекция и рационализация, менее выражены в данном возрасте вытеснение, компенсация, регрессия и замещение.
В ходе подготовки исследования был проанализирован теоретический материал, в частности методики, которые существуют на данный момент и подходят для определения основных параметров исследования. В результате были выбраны:
- опросник Плутчика Келлермана Конте - Методика Индекс жизненного стиля (Life Style Index, LSI), который был разработан Р.Плутчиком в соавторстве с Г.Келлерманом и Х.Р.Контом в 1979 году [1],
- методика «Детско-родительские отношения подростков» П.Трояновской (2003).
При анализе результатов прохождения респондентами опросника Плутчика Келлермана Конте - Методика Индекс жизненного стиля было выявлено следующее:
Наиболее характерными для детей старшего школьного возраста являются такие защитные механизмы как проекция и рационализация, средней выраженностью обладают отрицание и компенсация (рис 1).
То есть мы можем говорить о том, что большинству испытуемых характерно приписывание собственных негативных качеств другим людям, в частности наиболее сильно их беспокоят лишенные морали люди, эгоистичные, недоброжелательные, скандальные, лицемерные и неискренние (вопросы 12, 29, 45,71, 79, 88). То есть мы можем предположить наличие похожих качеств у самих испытуемых. При этом им свойственно паралогическое оправдание собственного поведения в стрессовых ситуациях.
В то же время наименее выраженными механизмами защиты стали замещение и регрессия (рис. 2). Испытуемые в своем большинстве не склонны перенаправлять собственные негативные эмоции с угрожающего объекта на менее опасный, также они не используют более простые поведенческие стереотипы поведения в решении сложных жизненных ситуаций.
При анализе результатов прохождения респондентами методики «Детско-родительские отношения подростков» П.Трояновской были выявлены следующие значения (%):
• высокие значения: 20-30
• средние значения: 10-20
• низкие значения: 0-10
Блоки шкалы высокие значения по выборке средние значения по выборке низкие значения по выборке
Блоки |
шкалы |
высокие значения по выборке |
средние значения по выборке |
низкие значения по выборке |
Блок особенностей эмоциональных отношений родителя и подростка |
1. Принятие |
87,5 |
12,5 |
|
2. Эмпатия |
80 |
20 |
||
3.Эмоциональная дистанция (высокие значения соответствуют малой эм. дистанции) |
40 |
47,5 |
10 |
|
Блок особенностей общения и взаимодействия |
4. Сотрудничество |
85 |
15 |
|
5. Принятие решений (высокие значения соответствуют демократичной схеме, низкие – давлению со стороны родителя) |
67,5 |
17,5 |
2,5 |
|
6. Конфликтность |
92,5 |
7,5 |
||
7. Поощрение автономности |
95 |
5 |
||
Блок контроля |
8. Требовательность |
65 |
35 |
|
9. Мониторинг |
85 |
10 |
5 |
|
10. Контроль |
32,5 |
62,5 |
5 |
|
11. Авторитарность |
10 |
72,5 |
17,5 |
|
12. Оказание поощрений/наказаний |
90 10 |
10 55 |
35 |
|
Блок противоречивости/непротиворечивости отношений |
13. Непоследовательность родителя |
2,5 |
80 |
17,5 |
14. Неуверенность родителя |
5 |
75 |
20 |
|
Дополнительные шкалы |
15. Удовлетворение потребностей ребенка |
92,5 |
7,5 |
|
16. Неадекватность образа ребенка |
20 |
52,5 |
27,5 |
|
17. Отношения с супругом |
5 75 |
62,5 17,5 |
29,5 7,5 |
|
18.Общая удовлетворенность отношениями |
80 |
40 |
Таким образом, мы видим высокие показатели эмпатии и принятия, сотрудничества и поощрения автономности, низкую интенсивность конфликтов, высокую осведомленность родителей о делах ребенка – это положительные черты детско-родительских отношений в выборке, они способствуют гармонизации взаимодействия и объясняют высокую общую удовлетворенность ими. При этом выявлены высокие показатели непререкаемости власти родителей, изменчивость и непостоянство воспитательных процессов, сомнение родителей в воспитании – это негативные стороны детско-родительских взаимодействий в выборке.
Можно предположить, что близкие эмоциональные отношения и сотрудническое взаимодействие с родителями во взаимосвязи с противоречиями в воспитании и достаточно высоким контролем за жизнью ребенка вызывают внутренние противоречия у детей старшего школьного возраста, и у них работают такие зрелые защитные механизмы как проекция и рационализация. То есть, общая гармоничность детско-родительских взаимоотношений исключает незрелые защитные механизмы (вытеснение, отрицание, регрессия, замещение) и формирует более зрелые, свойственные уже юношескому возрасту психологические защиты.
Список литературы
Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля // учеб.пособие: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева – Спб. 2005 г.
Долгова В.И. Психологическая защита: монография / В. И. Долгова, О. А. Кондратьева. – Москва : Перо, 2014. – 160 с. – Электрон. копия доступна на сайте ЭБС ЮУрГГПУ. URL: (открыть ссылку)
Майорова-Щеглова С.Н. Социальные факторы, влияющие на деструктивность детско-родительских отношений в современных семьях с подростками // Журнал: Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки – 2018 г. [Эл.ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-faktory-vliyayuschie-na-destruktivnost-detsko-roditelskih-otnosheniy-v-sovremennyh-semyah-s-podrostkami
Муругова А.О. Возрастная динамика вариативности способов преодоления негативных ситуаций у старшеклассников // Журнал: Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология – 2018 г. [Эл.ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnaya-dinamika-variativnosti-sposobov-preodoleniya-negativnyh-situatsiy-u-starsheklassnikov
Олейник О.Ю. Коренкова Н.Е. Взаимосвязь защитно-совладающего поведения с особенностями психологического пространства личности // Журнал: Научные труды Московского гуманитарного университета – 2017 г. [Эл.ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-zaschitno-sovladayuschego-povedeniya-s-osobennostyami-psihologicheskogo-prostranstva-lichnosti
Паниных Г.В. Особенности взаимосвязи копинг-стратегий с личностными характеристиками девушек и юношей старшего школьного возраста // Журнал: Вестник Прикамского социального института – 2020 г. [Эл.ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimosvyazi-koping-strategiy-s-lichnostnymi-harakteristikami-devushek-i-yunoshey-starshego-shkolnogo-vozrasta