Роль шахмат в жизни студентов - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Роль шахмат в жизни студентов

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель исследования заключается в изучении влияния игры «шахматы» на студентов.

Задачи:

1. Рассмотреть влияние занятия шахматами на мозговую активность студентов.

2. Рассмотреть влияние занятия шахматами на успеваемость студентов.

3. Рассмотреть влияние занятия шахматами на физическую подготовку.

4. Выявить преимущества и недостатки, сделать вывод.

Объект исследования: игра шахматы.

Предмет исследования: влияние игры шахматы на студентов.

Шахматы — древняя и мудрая игра, которая появилась в Индии приблизительно полторы тысячи лет назад. И на сегодняшний день шахматы не перестают быть объектом интереса для множества людей. Генеральный директор сайта Chess.com Эрик Аллебест заявил о небывалом росте популярности шахмат во всем мире в 2020 году [1]. И этот рост интереса к шахматам привел к росту количества пользователей Chess.com. Эрик Аллебест опубликовал статистические данные сайта Chess.com (Рис. 1), по которым было зафиксировано, что количество шахматистов значительно выросло на сервере: на 160% с прошлого года, на 67% с прошлого месяца и 12% с прошлой недели. Причинами данного явления Эрик Аллебест назвал продолжение эпидемии КОВИД и показ сериала "Ход Королевы" на Нетфликс. Появление 1.3 миллиона ежедневных пользователей было зафиксировано в марте 2020 года, 1.9 миллиона ежедневных пользователей 23 октября 2020 года и 2.6 миллиона ежедневных пользователей 15 ноября 2020 года (Рис. 2).

Рис. 1. График с ростом пользователей на сайте Chess.com в 2019–2020 годах.

Рис. 2. График с ростом пользователей на сайте Chess.com в середине 2020 года.

Таким образом, все эти данные доказывают сегодняшнюю актуальность шахмат в наши дни, а значит и изучение их роли в жизни социальных групп, в частности студентов, является необходимым.

Чемпионы мира по шахматам давали разные формулировки понятию «шахматы» [2]. Т. В. Петросян утверждал, что «... шахматы – это по форме игра, по содержанию искусство, а по трудности овладения игрой это наука». А. Е. Карпов характеризовал шахматную игру следующим образом: «Что такое шахматы: спорт, искусство или наука? Для меня и то, и другое, и третье. На сегодня шахматы, это, конечно, в первую очередь спорт». М. А. Вершинин и Ч. А. Боваев понимают шахматы как вид умственной деятельности, который раскрывается в технологии формирования и развития логического мышления. Для М. Ю. Гутенева шахматы являются спортивной игрой с превалирующей активной мыслительной деятельностью, оперирующей мысленными образами и схемами. Обобщая трактовки понятия «шахматы», можно утверждать, что данная игра является мыслительным видом спорта, требующим внимания и концентрации.

Шахматы являются фактором развития интеллектуальных способностей студентов. Данный тезис в научно-исследовательских работах доказали такие ученые как В. А. Якунин, Б. Г. Ананьев, Ю.Н. Кулюткин. Они доказали, что человек способен находить оптимальные решения в зависимости от уровня интеллекта, который необходимо развивать. Развитие мышления ученые видели в тренировке логики, объясняя это тем, что, заставляя мозг принимать логически правильные решения, человек формирует некую закономерность, которая закрепляется в памяти, и, исходя из этого, развивать интеллект возможно с помощью процессов и игр, тренирующих логическое мышление, например шахматы [3].

Исследователь Б. Г. Ананьев выделил несколько показателей, от которых зависит развитие интеллектуальной деятельности в студенческом возрасте [4]:

1) сообразительность;

2) восприимчивость;

3) любознательность;

4) вербализация;

5) эрудиция.

Достижение данных показателей возможно благодаря игре в шахматы, поскольку принцип данной игры предполагает интеллектуальное развитие и задействование ума, сообразительности, интереса, коммуникации. Что может говорить о том, что шахматы могут играть положительную роль в формировании интеллектуальных способностей студентов.

Исследователь Ч. Спирмен утверждал, что успешная умственная деятельность зависит от интеллектуального развития, способности человека адаптироваться в социуме и анализировать изменяющиеся факторы окружающей среды [4]. Поскольку, шахматы подразумевают из себя процесс анализа ситуации и адаптации к ней с целью победы, это может говорить о прямой связи между игрой в шахматы и интеллектуальном развитии и являться еще одним доказательством их пользы для студентов.

Однако, помимо влияния на интеллектуальное развитие человека, шахматы могут оказывать влияние на процесс личностного роста. Примером могут служители рассуждения великих шахматистов о влиянии игры на их жизнь. Четвертый чемпион мира Александр Алёхин заявил, что с помощью шахмат он воспитал свой характер, ведь, по его мнению, эта игра учит замечать свои ошибки и недостатки. Тринадцатый чемпион мира Гарри Каспаров высказался следующим образом: «Слабости характера обычно проявляются во время шахматной партии» [5].

Еще одним доказательством влияния шахмат на личностный рост могут служить успешные люди или знаменитости, достигшие успеха, но в то же время играющие в шахматы. В пример можно привести Альберта Эйнштейна, Бенджамина Франклина, Стэнли Кубрика, Арнольда Шварценеггера и Джорджа Мартина и многих других [6].

Все это может доказывать наличие связи между игрой в шахматы и личностным ростом или успехом.

Однако, поскольку шахматы являются сидячим видом спорта, данная игра может вызывать проблемы с физическим здоровьем, которые могут сказаться на появлении заболеваний [7]. Одним из таких может быть остеохондроз, из-за того, что позвоночник, застывший в одной позе, не получает достаточного питания и может подвергаться большим нагрузкам. Также еще одним заболевание из-за сидячего образа жизни может оказаться ожирение, поскольку из-за данного образа жизни получаемые из еды калории накапливаются и не тратятся из-за отсутствия двигательной активности. Помимо этого, сидячий образ жизни может стать причиной сердечной недостаточности из-за повышения артериального давления и ослабления работы сердечных мышц.

Поэтому сидячая игра в шахматы действительно может сказаться в негативную сторону на здоровье, однако, этого можно избежать, занимаясь параллельно другими активными видами спорта.

Чтобы получить окончательную картину и узнать о влиянии шахмат на студенческую жизнь, были взяты интервью у студентов Северного Арктического Федерального Института, принимавших участие в турнирах по шахматам и любителей. В ходе интервью было задано три вопроса:

Скажите, пожалуйста, как игра в шахматы может влиять на интеллектуальное развитие?

Скажите, пожалуйста, как игра в шахматы может влиять на развитие личности?

Скажите, пожалуйста, может ли игра в шахматы, являющаяся сидячим видом спорта, негативно влиять на физическое состояние игроков?

На основе ответов, которые были даны студентам, можно сделать такие выводы:

Практически все респонденты ответили, что шахматы оказывают положительное влияние на логическое мышление и на аналитические способности. Некоторые заявили, что игра в шахматы усилила умственные способности, и благодаря этому были достигнуты успехи в учебе.

Респонденты заявили, что шахматы учат самоконтролю, спокойствию и собранности в трудные моменты. Один из респондентов заявил, что развитие логических способностей благодаря шахматам помогло ему научиться шутить, поскольку шутки требуют логической составляющей.

Отвечая на третий вопрос, студенты, играющие в шахматы, заявили, что сталкивались с проблемами со здоровьем из-за сидячего образа жизни, некоторые рассказывали о нарушении осанки, некоторые о затекании шеи. Один респондент рассказал о случае кровотечения из носовой полости у одного из игроков во время турнира.

Таким образом, можно сделать вывод, что шахматы имеют огромное влияние на студентов, однако, как положительное, так и негативное.

Положительное влияние:

улучшение логического мышление;

улучшение аналитических способностей;

успехи в учебе;

обучение самоконтролю и собранности;

спокойствие.

Негативное влияние:

проблемы с давлением;

проблемы с осанкой.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что шахматы являются древней игрой, которая имеет актуальность и спрос и на сегодняшний день. Учеными было доказано наличие положительного влияние игры в шахматы на развитие интеллектуальных способностей человека. Также была доказана связь между игрой в шахматы и личностным ростом. Однако, шахматы как сидячий вид спорта могут сказываться на физическом здоровье человека в виде сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний с позвоночником. Однако, данные опроса показали, что шахматы оказывают больше положительное влияние на студентов чем негативное. Таким образом, можно утверждать, что роль шахмат в жизни студентов важна и скорее имеет полезные функции.

Список литературы:

Chess.com [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Chess.com крупнейшее сообщество любителей шахмат в сети Электрон. дан.[USA]: Chess.com крупнейшее сообщество любителей шахмат в сети [2021] Режим доступа: https://www.chess.com/ru/article/view/vtoraia-volna-populiarnosti-shakhmat свободный (дата обращения: 20.12.21) – Загл. с экрана.

Михайлова И. В. Шахматы как полноправный вид спорта: современная проблематика и методологические аспекты [Электронный ресурс] / Михайлова Ирина Витальевна, Махов Александр Сергеевич // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта: науч. электрон. журн. 2015. Электрон. журн. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/shahmaty-kak-polnopravnyy-vid-sporta-sovremennaya-problematika-i-metodologicheskie-aspekty свободный (дата обращения: 20.12.21) – Загл. с экрана.

Шишканова М. А. Шахматы как фактор развития интеллектуальных способностей студентов [Электронный ресурс] / Шишканова Мария Александровна, Переузник Анатолий Захарович // Наука-2020: науч. электрон. журн. 2019. Электрон. журн. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/shahmaty-kak-faktor-razvitiya-intellektualnyh-sposobnostey-studentov свободный (дата обращения: 20.12.21) – Загл. с экрана.

Алифиров А. И. Развитие интеллектуальных способностей студентов посредством игры в шахматы [Электронный ресурс] / Алифиров Анатолий Иванович, Зарывкина Анастасия Витальевна// Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация: науч. электрон. журн. 2016. Электрон. журн. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-intellektualnyh-sposobnostey-studentov-posredstvom-igry-v-shahmaty свободный (дата обращения: 20.12.21) – Загл. с экрана.

Chess.com [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Chess.com крупнейшее сообщество любителей шахмат в сети Электрон. дан.[USA]: Chess.com крупнейшее сообщество любителей шахмат в сети [2021] Режим доступа: https://www.chess.com/ru/blog/Kravchenko_Oleg/tsiennost-shakhmat-dlia-lichnostnogho-rosta свободный (дата обращения: 20.12.21) – Загл. с экрана.

Chess.com [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Chess.com крупнейшее сообщество любителей шахмат в сети Электрон. дан.[USA]: Chess.com крупнейшее сообщество любителей шахмат в сети [2021] Режим доступа: https://www.chess.com/ru/article/view/zvezdy-igraiut-v-shakhmaty-ot-bogarta-do-shvartseneggera#others свободный (дата обращения: 20.12.21) – Загл. с экрана.

Шкурпит М. Н. Влияние сидячего образа жизни на организм и профилактические методы [Электронный ресурс] / Шкурпит М. Н., Поповян Н. О. // Обучение и воспитание: методики и практика: науч. электрон. журн. 2016. Электрон. журн. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sidyachego-obraza-zhizni-na-organizm-i-profilakticheskie-metody свободный (дата обращения: 20.12.21) – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 349