Главной тенденцией развития образования становится информационный характер образовательных процессов. Становление информационного пространства повлекло изменение процесса профессиональной коммуникации. Современное общество невозможно представить без значительного влияния на него ИКТ, электронных устройств и виртуальной реальности. Еще 10-15 лет назад казалось почти невозможным, а сейчас стало повседневным явлением. Прогресс в этой деятельности не вызывает никакого сомнения и предполагает создание новых образовательных порталов.
Процессы информатизации в современном обществе характеризуются совершенствованием и глобальным распространением ИКТ. Особенностью этого процесса является накопление, хранение, использование, передача информации, которая воспроизводится с помощью современных средств вычислительной техники. Качество обучения и подготовка подрастающего поколения – это требования, которыми продиктованы информатизация образования.
Основными задачами внедрениями ИКТ в образовательный процесс являются:
Повышение качества обучения на основании использования в образовательном процессе ИКТ.
Повышение интеллектуальной и творческой активности учащихся, посредством применения активных методов обучения.
Осуществление интеграции различных видов учебной деятельности.
Осуществление адаптации ИКТ обучения в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся.
Осуществление преемственности и непрерывности в воспитании и обучении.
Разработка и внедрение актуальных методов и средств дистанционного обучения на основе ИКТ.
Осуществление совершенствования программного и методического обучения образовательного процесса.
Повышение уровня актуальности современной системы образования и ее соответствие требованиям со стороны общества и государства.
Анализ литературы показал, что понятие «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ) имеет множество определений.
В толковом словаре по информационному обществу и новой экономике приводится следующее толкование: ИКТ – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах её пользователей [6].
По мнению Е.И. Апольских, В.Н. Подковыровой, Д.П. Тевса, М.В. Афониной: «ИКТ – это большой спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг: компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет» [5].
И.А. Фурсевич характеризует ИКТ, как технологию, в основе которой лежит использование компьютера, системы Интернет и разнообразных компьютерных приложений [7].
И.В. Дробышева даёт следующее определение: «ИКТ – это педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструменты совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата» [2].
Е.С. Полат в своих трудах ИКТ называет компьютерными телекоммуникациями [4].
С точки зрения Ф.Б. Асановой, «ИКТ – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей» [1].
Ещё один подход к понятию ИКТ представлен в работах А.В. Демуровой. Автор, относит технологии, применяя которые современное общество поднимается на новую ступень общения в виртуальном пространстве [3].
В.И. Загвязинский даёт такое определение: «Информационно-коммуникационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио, видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией».
В.А. Трайнев в состав ИКТ относит совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, которая обеспечивает сбор, обработку, хранение и отображение информации с целью снижения трудоёмкости ее использования, а также для повышения ее надежности и оперативности.
В воспитательно-образовательном процессе использование ИКТ гармонично сочетается с традиционными методами обучения и воспитания.
И.Г. Захарова под информационно-коммуникативными технологиями понимает совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.
А.Ю. Уваров считает, что ИКТ – это процесс подготовки и передачи информации с помощью компьютера. Ученый различает ИКТ по:
- уровням использования – общепедагогические;
- концепции усвоения – ассоциативно-рефлекторные;
- по организационным формам – индивидуальные и групповые;
- по подходу – личностно-ориентированные;
- по методам использования – информационные и операционные, диалогические.
Зарубежные авторы, например J. Murray, определяют термин ИКТ (англ. ICT) как общий для информационных технологий ИИ (англ. IT), акцентирующих внимание на роли унифицированных коммуникаций [9].
Согласно K. Akarowhe, «термин ИКТ также используется, когда речь идет об объединении аудиовизуальных и телефонных сетей вместе с компьютерными сетями через единую систему связи. ИКТ – это зонтичный или собирательный термин (от англ. umbrella term), под которым понимаются устройства связи, включая теле-радиокоммуникации, сотовые телефоны, компьютеры, программное и аппаратное обеспечение, спутниковые системы и пр., и это наряду с различными службами: видеоконференции и дистанционное обучение» [8].
ИКТ увеличивают возможности образовательной среды разнообразными программными средствами и методами развития креативности обучающихся. К числу таких программных средств относятся:
- моделирующие программы;
- поисковые, интеллектуальные обучающие, экспертные системы;
- программы для проведения деловых игр.
Следовательно, современные технологии повышают потенциал педагога и реализуют расширение способностей учащихся. Применение ИКТ развивает наглядно-образное мышление, исследовательские способности, творческую и познавательную активность школьников. Использование ИКТ должны быть направлены на повышение эффективности образовательного процесса.
Таким образом, использование ИКТ открывает новые возможности для внедрения в образовательный процесс новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательного и образовательного характера. ИКТ является своеобразным помощником в работе и даёт возможность повысить эффективность учебного процесса. Встраивание ИКТ в учебный процесс должно базироваться на их педагогически обоснованном сочетании с традиционными методическими системами обучения и при обязательном обосновании педагогической целесообразности такого использования, то есть образование на современном этапе должно удовлетворять новым потребностям и одновременно сохранять свои сильные традиционные стороны.
Список литературы
Асанова, Ф.Б. Использование информационно-коммуникационных технологий с целью развития креативных способностей учеников на уроках технологий / Ф.Б. Асанова // ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет». – Симферополь. – 2018. – C. 284-288.
Дробышева, И.В. Обучение студентов методике использования ЦОР и ИКТ // Материалы Международной научно-практической конференции, 2007. [Электронный ресурс]. URL: https://refdb.ru/look/2338682-pall.html (дата обращения 23.08.2021)
Пантелейко, Г.И. Использование информационных технологий в управлении развитием школы. Ростов. гос. пед ун-т. – Ростов-н/Д, 2005. – 229 с.
Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2005. – 272 с.
Тевс, Д.П. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.Ф. Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006. – 104 с.
Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике [Электронный ресурс]. – М.. 2007. ULR: http://information_society.academic.ru/143/Информационно-коммуникационные_технологии (дата обращения: 29.09.2021).
Фурсевич, И.А. Особенности использования ИКТ при обучении иностранным языкам: сборник научных трудов региональных преподавателей иностранных языков / И.А. Фурсевич. – М.: Просвещение, 2005. – 256 с.
Akarowhe K. Information Communication Technology (ICT) in the Educational System of the Third World Countries as a Pivotal to Meet Global Best Practice in Teaching and Development. American Journal of Computer Science and Information Technology 5:2. 2017. [Electronic resource]. URL: http://www.imedpub.com/articles/information-communication-technology-ict-in-the-educational-system-of-thethird-world-countries-as-a-pivotal-to-meet-global-best-pr.pdf (дата обращения 23.08.2021)
Murray J. Cloud network architecture and ICT - Modern Network Architecture. Tech Target IT Knowledge Exchange. 2011. [Electronic resource]. URL: https://itknowledgeexchange.techtarget.com/modern-network-architecture/cloud-network-architecture-and-ict/ (датаобращения 23.08.2021).