ПОНЯТИЕ «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПОНЯТИЕ «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Главной тенденцией развития образования становится информационный характер образовательных процессов. Становление информационного пространства повлекло изменение процесса профессиональной коммуникации. Современное общество невозможно представить без значительного влияния на него ИКТ, электронных устройств и виртуальной реальности. Еще 10-15 лет назад казалось почти невозможным, а сейчас стало повседневным явлением. Прогресс в этой деятельности не вызывает никакого сомнения и предполагает создание новых образовательных порталов.

Процессы информатизации в современном обществе характеризуются совершенствованием и глобальным распространением ИКТ. Особенностью этого процесса является накопление, хранение, использование, передача информации, которая воспроизводится с помощью современных средств вычислительной техники. Качество обучения и подготовка подрастающего поколения – это требования, которыми продиктованы информатизация образования.

Основными задачами внедрениями ИКТ в образовательный процесс являются:

Повышение качества обучения на основании использования в образовательном процессе ИКТ.

Повышение интеллектуальной и творческой активности учащихся, посредством применения активных методов обучения.

Осуществление интеграции различных видов учебной деятельности.

Осуществление адаптации ИКТ обучения в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся.

Осуществление преемственности и непрерывности в воспитании и обучении.

Разработка и внедрение актуальных методов и средств дистанционного обучения на основе ИКТ.

Осуществление совершенствования программного и методического обучения образовательного процесса.

Повышение уровня актуальности современной системы образования и ее соответствие требованиям со стороны общества и государства.

Анализ литературы показал, что понятие «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ) имеет множество определений.

В толковом словаре по информационному обществу и новой экономике приводится следующее толкование: ИКТ – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах её пользователей [6].

По мнению Е.И. Апольских, В.Н. Подковыровой, Д.П. Тевса, М.В. Афониной: «ИКТ – это большой спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг: компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет» [5].

И.А. Фурсевич характеризует ИКТ, как технологию, в основе которой лежит использование компьютера, системы Интернет и разнообразных компьютерных приложений [7].

И.В. Дробышева даёт следующее определение: «ИКТ – это педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструменты совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата» [2].

Е.С. Полат в своих трудах ИКТ называет компьютерными телекоммуникациями [4].

С точки зрения Ф.Б. Асановой, «ИКТ – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей» [1].

Ещё один подход к понятию ИКТ представлен в работах А.В. Демуровой. Автор, относит технологии, применяя которые современное общество поднимается на новую ступень общения в виртуальном пространстве [3].

В.И. Загвязинский даёт такое определение: «Информационно-коммуникационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио, видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией».

В.А. Трайнев в состав ИКТ относит совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, которая обеспечивает сбор, обработку, хранение и отображение информации с целью снижения трудоёмкости ее использования, а также для повышения ее надежности и оперативности.

В воспитательно-образовательном процессе использование ИКТ гармонично сочетается с традиционными методами обучения и воспитания.

И.Г. Захарова под информационно-коммуникативными технологиями понимает совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

А.Ю. Уваров считает, что ИКТ – это процесс подготовки и передачи информации с помощью компьютера. Ученый различает ИКТ по:

- уровням использования – общепедагогические;

- концепции усвоения – ассоциативно-рефлекторные;

- по организационным формам – индивидуальные и групповые;

- по подходу – личностно-ориентированные;

- по методам использования – информационные и операционные, диалогические.

Зарубежные авторы, например J. Murray, определяют термин ИКТ (англ. ICT) как общий для информационных технологий ИИ (англ. IT), акцентирующих внимание на роли унифицированных коммуникаций [9].

Согласно K. Akarowhe, «термин ИКТ также используется, когда речь идет об объединении аудиовизуальных и телефонных сетей вместе с компьютерными сетями через единую систему связи. ИКТ – это зонтичный или собирательный термин (от англ. umbrella term), под которым понимаются устройства связи, включая теле-радиокоммуникации, сотовые телефоны, компьютеры, программное и аппаратное обеспечение, спутниковые системы и пр., и это наряду с различными службами: видеоконференции и дистанционное обучение» [8].

ИКТ увеличивают возможности образовательной среды разнообразными программными средствами и методами развития креативности обучающихся. К числу таких программных средств относятся:

- моделирующие программы;

- поисковые, интеллектуальные обучающие, экспертные системы;

- программы для проведения деловых игр.

Следовательно, современные технологии повышают потенциал педагога и реализуют расширение способностей учащихся. Применение ИКТ развивает наглядно-образное мышление, исследовательские способности, творческую и познавательную активность школьников. Использование ИКТ должны быть направлены на повышение эффективности образовательного процесса.

Таким образом, использование ИКТ открывает новые возможности для внедрения в образовательный процесс новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательного и образовательного характера. ИКТ является своеобразным помощником в работе и даёт возможность повысить эффективность учебного процесса. Встраивание ИКТ в учебный процесс должно базироваться на их педагогически обоснованном сочетании с традиционными методическими системами обучения и при обязательном обосновании педагогической целесообразности такого использования, то есть образование на современном этапе должно удовлетворять новым потребностям и одновременно сохранять свои сильные традиционные стороны.

Список литературы

Асанова, Ф.Б. Использование информационно-коммуникационных технологий с целью развития креативных способностей учеников на уроках технологий / Ф.Б. Асанова // ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет». – Симферополь. – 2018. – C. 284-288.

Дробышева, И.В. Обучение студентов методике использования ЦОР и ИКТ // Материалы Международной научно-практической конференции, 2007. [Электронный ресурс]. URL: https://refdb.ru/look/2338682-pall.html (дата обращения 23.08.2021)

Пантелейко, Г.И. Использование информационных технологий в управлении развитием школы. Ростов. гос. пед ун-т. – Ростов-н/Д, 2005. – 229 с.

Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2005. – 272 с.

Тевс, Д.П. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.Ф. Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006. – 104 с.

Толковый словарь по информационному обществу и  новой экономике [Электронный ресурс]. – М.. 2007. ULR: http://information_society.academic.ru/143/Информационно-коммуникационные_технологии (дата обращения: 29.09.2021).

Фурсевич, И.А. Особенности использования ИКТ при обучении иностранным языкам: сборник научных трудов региональных преподавателей иностранных языков / И.А. Фурсевич. – М.: Просвещение, 2005. – 256 с.

Akarowhe K. Information Communication Technology (ICT) in the Educational System of the Third World Countries as a Pivotal to Meet Global Best Practice in Teaching and Development. American Journal of Computer Science and Information Technology 5:2. 2017. [Electronic resource]. URL: http://www.imedpub.com/articles/information-communication-technology-ict-in-the-educational-system-of-thethird-world-countries-as-a-pivotal-to-meet-global-best-pr.pdf (дата обращения 23.08.2021)

Murray J. Cloud network architecture and ICT - Modern Network Architecture. Tech Target IT Knowledge Exchange. 2011. [Electronic resource]. URL: https://itknowledgeexchange.techtarget.com/modern-network-architecture/cloud-network-architecture-and-ict/ (датаобращения 23.08.2021).

Просмотров работы: 3724