Введение. Из года в год связь между человеком и природой становится всё тоньше. Около 80% людей, проживающих в городе, а это более 3/5 населения России, видят природу лишь за пределами города, и только примерно 40% горожан активно принимают участие в улучшении окружающей их природной обстановки. Усугублению этой ситуации способствует то, что в окружении железобетонных сооружений, безликих серых построек, свалок, а также нескончаемого потока рекламных объявлений, размещенных в том числе и на деревьях, у людей постепенно снижается видение разрушения природы, нарастает психологическое напряжение, происходит «загрязнение сознания», снижаются эстетические требования. Однако следует помнить, что способности человека к биологической адаптации ограничены, поэтому основная стратегия, направленная на улучшение окружающей его антропогенной среды, должна состоять в её обоснованном приближении к естественной, что осуществимо лишь при содействии каждого человека в деятельности по сохранению и улучшению природного окружения. А это возможно только при наличии должного экологического воспитания. И вот мы подошли к проблеме, стоящей перед нами в настоящее время – проблеме экологического образования и воспитания. С методологической точки зрения экологическое воспитание, наиболее соответствующее целям и человеческим ценностям, должно занимать лидирующее положение среди других образовательных областей [1]. Именно экологическое воспитание является на настоящий момент наиболее современным.
Актуальность данной темы заключается в том, что экологическое просвещение молодого населения – это важный вклад в залог светлого будущего не только города Архангельска, но и страны в целом, а если мыслить масштабно, то и всего мира. По мере того, насколько грамотно будет осуществляться экологическое воспитание населения, можно наблюдать непосредственное развитие государства, как с экологической, так и с экономической точки зрения.
Результаты. В условиях учебного процесса успешными средствами формирования экологической культуры школьников могут выступать краеведческие музеи, музеи природы и школьные живые уголки. На их базе возможна организация разных форм внеурочной деятельности, связанных с проведением экскурсий, различных экологических акций и исследовательских работ.
Как правило, экскурсии вводятся в поурочное планирование начиная с младших классов, т.к. в данный период времени ученикам свойственно уникальное единство знаний и переживаний, позволяющие прививать любовь и заинтересованность к природе, а также формировать у детей основы ответственности за природное наследие [2]. Стоит отметить, что организация музыкального сопровождения позволит молодому поколению обеспечить полное погружение в окружающую обстановку музея [3].
Изучение и сбор экспонатов для своего музея/живого уголка школьниками способствует сближению методов обучения и научного познания. Происходит развитие умений и навыков самостоятельной работы, приобщение к исследовательской работе, осмысление необходимости защиты природы [4].
Проведение исследовательских работ сопровождается принципом единства человека и природы. Она способствует появлению у обучающихся естественно-научного интереса. Учениками производятся простейшие манипуляции по систематике, анализу, сопоставлению наблюдений, знаний, полученных на уроках естествознания. Эта работа способствует закладыванию умений и формированию навыков ведения дневников наблюдений, а также представлению полученной информации в виде презентаций. Стоит отметить, что в данной форме работы происходит внедрение активной деятельности родителей в исследование ребенка, что способствует реализации принципа сотрудничества детей и взрослых [5, 6].
При использовании комплексного подхода к вышеперечисленным формам деятельности с помощью тестирований наблюдается повышение уровня экологической культуры школьников, проявляющегося в сформированное экологического сознания, увеличение объема экологических знаний, овладение умениями природоохранной деятельности, а также изменение ценностных отношений и ориентаций [7, 8].
Где ещё, как не в музее можно близко ознакомиться с чучелами птиц, осмотреть их особенности строения и узнать о их поведенческих реакциях. Орнитологические акции в данном случае выступают отличным способом прививания интереса подрастающего поколения к орнитофауне, озабоченности сокращения видового разнообразия, готовность к участию в природоохранных мероприятиях, обеспечивающих устойчивое развитие территории [9].
Выводы. На основе проанализированных исследовательских работ можно сделать вывод, что музей природы Арктики САФУ может выступать средством формирования экологической культуры школьников, т.к. внешкольная и внеурочная деятельность становятся интересным и познавательным средством обучения, оказывающим положительное влияние на успеваемость и заинтересованность учеников в обучении естественных предметов, происходит знакомство с природой родного края и прививание чувства ответственности за ее наследие, а также наблюдается улучшение эмоциональных показателей, что в свою очередь благоприятно влияет на здоровье подрастающего поколения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 ФГБУН ФИЦКИА УрО РАН [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fciarctic.ru/ (дата обращения: 01.12.2021).
2 Источник: Губарева, И. М. Роль экскурсии в формировании экологической культуры младших школьников (на основе педагогического опыта) / И. М. Губарева // Вопросы образования и науки : сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, Тамбов, 30 ноября 2017 года. – Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2017. – С. 21-22.
3 Источник: Valiullina, R. N. Formation of ecological culture of schoolchildren based on the material of composers of Kazakhstan / R. N. Valiullina, T. U. Kashaganova, G. B. Kamza // Bulletin of Kazakh National Women's Teacher Training University. – 2020. – No 1. – P. 210-215.
4 Макарычева, Н. В. Школьный музей как средство формирования навыков экологической культуры учащихся / Н. В. Макарычева, М. В. Лозовская // Человек и животные : материалы VII Международной заочной конференции, Астрахань, 10–30 мая 2014 года / сост.: М.В. Лозовская, Н.В. Смирнова; Инновационный Естественный институт Астраханского государственного университета. – Астрахань: Нижневолжский экоцентр, 2014. – С. 131-133.
5 Источник: Костина, Н. В. Формирование экологической культуры младших школьников средствами музейной педагогики (из опыта работы) / Н. В. Костина // Педагогический поиск. – 2012. – № 11. – С. 17-19.
6 Источник: Багова, Л. Л. Методические особенности формирования экологической культуры младших школьников во внеклассной работе по интегрированному курсу "Окружающий мир" / Л. Л. Багова, И. Л. Тхапшоков, Б. Х. Панеш // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2020. – № 31. – С. 9-12.
7 Источник: Коробков, С. Д. Формирование экологической культуры школьников в учреждении дополнительного образования : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Коробков Сергей Дмитриевич. – Саратов, 2008. – 211 с.
8 Источник: Погорелова, Я. О. Формирование эколого-краеведческой культуры школьников : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Погорелова Яна Олеговна. – Челябинск, 2005. – 22 с.
9 Источник: Вандышева, В. В. Формирование экологической культуры школьников в системе дополнительного экологического образования средствами массовых орнитологических акций : специальность 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Вандышева Валентина Владимировна. – Нижний Новгород, 2010. – 21 с.