Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время здоровье является одной из важнейших ценностей человека. Сегодня большинство людей ведут малоподвижный образ жизни, именно поэтому физическое воспитание и здоровье на сегодняшний день играет немаловажную роль.
Цель: Определить роль, виды и формы оздоровительной физической культуры.
Задачи: Рассмотреть влияние оздоровительной физической культуры на физическое и физиологическое здоровье студентов.
Почему же важно следить за здоровьем? Ответ достаточно прост. Здоровье студентов находится в прямой зависимости от его образа жизни. При недостатке физических нагрузок снижается иммунитет, возникают заболевания органов дыхания и кровообращения, а также внутренних органов.
Одной из возможностей сохранения или восстановления здоровья является оздоровительная физическая культура.
Обращаясь к методическому пособию по физической культуре, мы можем наткнуться на такое определение, оздоровительная физическая культура – это специфическая сфера использования средств физической культуры и спорта, направленная на оптимизацию физического состояния студента, восстановление сил, затраченных в процессе учебы, организацию активного досуга и повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов производства и окружающей среды. [3]
Основа оздоровительной физической культуры – двигательная активность, именно она имеет наиболее важное значение не только для формирования и поддержания нормальной жизнедеятельности организма студента, но и для предупреждения возникновения различных заболеваний.
В обще принятой практике чаще всего используют классификацию видов упражнений оздоровительной физической культуры по двум группам: циклического и ациклического характера. К циклическим упражнениям можно отнести упражнения, в которых на протяжении долгого времени повторяется одно и то же действие. Например, это может быть ходьба, бег, плавание и так далее. Ациклические упражнения – это упражнения в структуре которых нет повторяющегося цикла, то есть они все время меняются. К ациклическим упражнениям можно отнести единоборства, спортивные игры, эстафеты.[2]
К основным формам оздоровительной физической культуры относят: атлетическую, гигиеническую и производственную гимнастику, все разновидности ритмической аэробики (например, степ-аэробика) и йогу. [1]
Рассмотрим наиболее популярные формы оздоровительной физической культуры:
Утренняя гимнастика.
Самая лёгкая форма поддержания красоты и здоровья – утренняя гигиеническая гимнастика. Благодаря выполнению утренней гимнастики можно: избавиться от сонливости и вялости, получить заряд бодрости перед рабочим днем, усилить работу дыхательной, кровеносной систем, повысить умственную и физическую работоспособность.
Аэробика.
Аэробика – комплекс гимнастических упражнений, выполняемых под ритмичную музыку. Этот вид нагрузки является одним из самых популярных у людей, стремящихся поддерживать здоровый образ жизни.
Аэробика имеет много разновидностей: аквааэробика, денс-аэробика, степ-аэробика, силовая аэробика. Аэробика способствует ускорению обменных процессов и метаболизма, укрепляет внутренние органы дыхательной и сердечно-сосудистой системы, придаёт пластичность коже и мышцам.
Йога.
Йога считается одной из самых уникальных и эффективных систем оздоровления организма. Она сочетает в себе комплекс физических упражнений, дыхательных техник и концентрацию внимания.
Чем же полезна йога? Йога улучшает пластичность тела, осанку, развивает гибкость и даже повышает иммунитет.
В отличие от тренировок фитнесом, призванных совершенствовать тело и укреплять здоровье, практики йоги помогают обрести душевное равновесие.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что физическая активность вызывает только положительное влияние на организм, не только на физическое здоровье, но и на психическое состояние студента. В чем же это выражается? Когда студент начинает регулярно заниматься оздоровительной гимнастикой, он будет чувствовать себя более энергично, уверенно. При регулярных занятиях нормализуется работа ЖКТ, сердечно-сосудистая, дыхательная системы. В принципе изменится отношение к жизни, так как чувствовать он себя будет намного лучше.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Современные оздоровительные системы физической культуры: Учебно- методическое пособие/ Л.В. Касатова, Н.М. Закирова, В.И. Марахтанова – Казань: Казанский университет, 2015. – 35с.
Волков В. К. Современные и традиционные оздоровительные системы //Теория и практика физической культуры. – 2016. - № 12. – С. 7-10.
Боярская, Л. А. Методика и организация физкультурно- оздоровительной работы : учеб. пособие / Л. А. Боярская ; [науч. ред. В. Н. Люберцев] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 120 с.