ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТАНЕЦ, ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ НАРОДНО – СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА (КУРСОВАЯ РАБОТА) - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТАНЕЦ, ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ НАРОДНО – СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА (КУРСОВАЯ РАБОТА)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Народное творчество играет важную роль в патриотическом и художественном воспитании народов России, в укреплении межэтнического общества и единства. В само понятие «народное творчество» входит большое многообразие народных устоев и обычаев, национальных особенностей духовного уклада, праздников, обрядов, ритуалов, костюмов. Это ключевой компонент сохранения национальной идентичности.

Одной из важнейших форм сохранения и передачи накопленного опыта одного поколения другому - способность народного танца порождать и формировать новые сценические формы.

Многие хореографические коллективы находят новые интерпретации народного (фольклорного) танца, применяя элементы разных стилей, обогащая танец новыми средствами и формами, успешно демонстрируя расцвет многонационального танцевального искусства нашей страны.

Стилизация помогает отразить динамику изменения танцевального языка. В основе каждого стилизованного номера лежит фольклорно – этнографический материал, позволяющий создать и передать атмосферу исторической и национальной среды с целью достижения многоплановости и выразительности художественного образа.

Актуальность этой работы, определяется тем, что сегодня как никогда необходимо сохранить культурную самобытность, укрепить лучшие основы народного хореографического творчества, реализовать творческий потенциал профессиональных и неопытных хореографов.

Таким образом, необходимость в знании отличий между современной творческой интерпретации фольклорного материала и основ народного (фольклорного) танца. Изучение и сохранение традиций, поиск новых форм сочетания народного и современного искусства, внедрение новаторских методов обучения - делает проблему значимой и дает возможность дальнейшей работы в этом направлении.

Объектом исследования является: народный (фольклорный) и народно – сценический танец.

Целью данной работы: выяснить отличие фольклорного танца от народно – сценического танца, чтобы научиться разбираться в фольклоре, его происхождении. Узнать народные коллективы, работающие в данном направлении. Сравнить фольклорные номера и народно – сценические постановки, и понять в чем их отличие.

Задачами исследования:

- что такое народный танец (Зарождение народного танца);
- на какие виды подразделяется народный танец;
- фольклорный танец;
- народно - сценический танец;
- схожесть фольклорного и народно – сценического танца;
- различия народно – сценического и фольклорного танца.

ГЛАВА I. НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ В ХОРЕОГРАФИИ

Понятие «народный танец», его развитие и значение в народно – художественном творчестве

Танец - это яркое, красочное творение людей, эмоционально – художественно своеобразное отражение их многовековой разноплановой жизни. Народный танец - один из древнейших видов народного искусства. Он выражает стиль и манеру танца каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства [2]. О народном танце много написали и рассказали всевозможные писатели, поэты, музыканты. История сохранила множество памятников культуры человечества, в которых присутствует народный танец. Архитектура, живопись, скульптура, литература - все это воплощение этого замечательного искусства людей, родившихся с ним. И пока живы люди, жив и народный танец. Народный танец - результат коллективного творчества, история народа. Переходя из поколения в поколение, из одной местности в другую, он обогащается и достигает невероятных высот. Он отражает мудрость и героизм, радость и горе, победы и поражения, повседневную жизнь, обычаи, традиции, глубокую веру в доброе начало, а также в счастливое будущее [2]. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движений, примеры взаимосвязи движения с музыкой. Народный танец постоянно развивается, живёт с людьми, меняется вместе с ними, используя средства выражения, которые помогают выразить то, что они думают и чувствуют. В этом сила и величие народного творчества [13].

Народный танец можно подразделить на:

- народный (фольклорный);

- народно-характерный;

- народно-сценический танец [13].

Народный танец развился под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни народа. Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждой нации и неразрывно связан с другими формами искусства, в основном с музыкой [13]. Народный танец - неотъемлемая часть народных обрядов и праздников. В Китае, Индии и других странах Востока музыкальные, танцевальные и пантомические ритуальные представления были широко распространены с древних времен. Позже танец стал частью народных представлений на фестивалях и ярмарках. Хоровод и другие ритуальные танцы, разработаны на основе народных обрядов [7].

У народного танца всегда есть четко выраженная тема и идея - это всегда имеет смысл. Танец имеет драматическую основу и сюжет, а также содержит обобщенные и специфические художественные образы, созданные с помощью разнообразных пластических движений и пространственных рисунков - построений.

Образ танца можно узнать напрямую и через ассоциации. Правдивость, конкретность и художественность танцевальных образов определяются их содержанием и танцевальной лексикой, органической связью с мелодией, её характером, ритмом и темпом.

У одних народов акцент движения совпадает с сильной долей такта, у других, например, у венгров – падает на слабую музыкальную долю (синкопированное движение); для одних построение танцевальной фразы синхронно музыкальной, для других, например, у болгар – несинхронно; при восьми тактовой музыкальной фразе танцевальная фраза может строиться на семи или шести тактах [7].

Танцы народов Западной Европы основаны на движении ног, а руки и корпус как бы аккомпанируют. В танцах народов Средней Азии и некоторых стран Востока основной упор делается на движения рук и корпуса. В народном танце преобладает подчеркнутый танцором ритмический принцип - притопывания, хлопки, звон колец, бубенчиков, прикреплённых к ногам. Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые держат в руках танцоры - кастаньеты, тамбурин, барабан, дойра, гармошка, балалайка.

Некоторые народные танцы исполняются с бытовыми аксессуарами – платками, шляпами, блюдами, пиалами, чашами, кувшинами. Многие испанские танцы могут исполняться с шалями, веерами или в сопровождении кастаньет. Некоторые венгерские танцы исполняются с бутылочками и кувшинами. Итальянский танец «Тарантелла» обычно исполняется с тамбурином. В цыганском танце на исполнителей можно увидеть монисту или шаль, а в руках - бубен. Костюм оказывает большое влияние на характер исполнения: например, длинное платье или юбка, закрывающая ступни ног, способствует плавности хода русских, грузинских и армянских танцев; характерное движение – отбивка по голенищу в русском и венгерском танцах – связано с наличием жёстких сапог.

С помощью образов танец в определенной художественной форме, всеми средствами народной хореографии выражает и раскрывает духовную жизнь людей, их образ жизни, эстетические вкусы и идеалы. Многие танцы по своей природе являются коллективным действием, и часто их композиция помогает раскрыть содержание. В хороводе развития общества народный танец приобрёл большое самостоятельное значение, став одной из форм эстетического воспитания.

На протяжении веков русский народ собирали, сохраняли, развивали, шлифовали и приумножали своё национальное танцевальное богатство. Талантливые народные мастера - исполнители не только участвовали в танцах и бережно их хранили, они постепенно собирали различные движения. Особые жесты, интересные колена, сюжеты и темы, взятые из жизни, развивали старые и создавали новые танцы.

В танце, прежде всего, присутствует радость, веселье, и не случайно в древнем русском словаре – «Азбуковнике иностранных слов, перешедших в русский язык», - рядом со словом «танец» стоит слово «лик» (славянское «лик» - лицо, образ, а также хор, собрание ликующих, поющих. – А.К.). Танцую – значит «ликую», пою душой, праздную, радуюсь, веселюсь.

В танце каждый русский человек хотел быть лучше, возвышенней, чем в повседневной жизни. В нем он выражал свои думы и мысли о человеческой красоте, как внутренней, так и внешней. Русский человек танцевал не столько для публики, сколько для себя, для своего удовольствия, для собственного удовлетворения.

Танцами народ украшал свой быт, свою жизнь. В каждом городе или селе были особо любимые места, где в дни праздников и просто гуляний собирались люди, водили хороводы, плясали, пели, играли в разные игры. Традиции проведения подобных праздников сложились издавна, и уходят корнями в глубокую старину. Места для гуляний народ выбирал живописные, красивые, и обычно они не менялись много лет.

Влияние фольклорного танца на профессиональное искусство

Фольклорный танец – это танец, рожденный из традиций части страны или региона, который не предназначен для сцены. Термин фольклор вошел в употребление в середине 19 века и первоначально означал «народные знания» в целом, имея в виду традиционную духовную и материальную культуру народов: в частном случае - все «нефиксированные» виды творчества: словесное, музыкальное, хореографическое [13].

Фольклор оказал огромное влияние на профессиональное искусство на протяжении веков и развивался на его основе. Фольклорные эстетические идеалы, персонажи, схемы, темы, конкретные приемы проникают в мировое искусство в виде обработок, стилизаций, модернизаций, творчества «по мотивам». Это касается и народного (фольклорного) танца.

На протяжении веков традиции фольклорного танца передавались нефиксированным образом, от одного живого носителя к другому. Хотя фольклорный танец может исполняться и в городах, их происхождение почти всегда связано с сельской местностью. Несмотря на исторические различия, фольклорные танцы разных стран имеют много общего в ритмической структуре и рисунке движений. Упомянутые различия иногда связаны с географическими условиями. Например, танцы горцев одной страны могут быть больше похожи на танцы горцев других стран, чем танцы жителей равнин той же страны. Танец «Рил» американского штата Виргиния близок хороводным танцем других стран. Мазурка с характерным ей трехдольным музыкальным размером воплощает польский характер, а полька с ее отрывистым ритмом напоминает дух чешского народного танца. Чардаш, состоящий из двух частей - медленного кругового танца мужчин и огненного парного танца - соответствует общей идее венгерского характера с его безотчетной меланхолией и бурными страстями.

В отличие от профессионального искусства, фольклор (в некоторых странах он составляет и сейчас) был неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Его мировоззрение, быта, труда, распорядка дня и года.

Календарные праздники сыграли огромную роль в жизни каждого народа. Люди всегда знали, в какое время года, в какой праздник, какую песню спеть, какую играть игру, что танцевать, какие проводить обряды. Народный танец не требовал зрителя, потому что каждый танцевал для себя. Но всегда или и почти всегда танец исполняли перед большим или меньшим количеством зрителей. Причем исполнителей волновало, какими глазами на них смотрят зрители - их друзья и родные. Это придавало танцу особую эмоциональность и живость во взаимоотношениях исполнителей, а также способствовало развитию танцевальной техники, особенно мужской.

В фольклорных танцах ярко выражены эстетические и нравственные идеалы народа: мировосприятие, любовь к своей Родине, понятие нравственности, отношение к женщинам, к детям, а также их самобытность как «коллективного художника», и похожего на другие народы, и отличного от них.

Фольклор всегда был основой композиций художественного произведения, потому что он включает в себя всю жизнь народа, его историю, мифологию, верования, философию, психологию, культуру и характер людей. Народный танец был и остается неисчерпаемой копилкой того художника, который всегда из неё черпал свои идеи. И совершенно удивительное и чудесное явление - это существование и полнокровная жизнь фольклорных ансамблей, воспевающих красоту своего народа.

Народно – сценический танец, как часть художественной традиции и творческой деятельности народа

Народный сценический танец - один из танцев, предназначенных для зрителей и предполагающий создание на сцене хореографического образа. Танец, составленный хореографом на основе народного (фольклорного) танца или на основе фольклорных танцевальных традиций определенного народа для исполнения на сцене. Исполнение народно - сценического танца на сцене является обязательным условием, потому что народный сценический танец, как хореографическое произведение, сочинён именно для того, чтобы представить его публике на сцене. Фольклорный танец, игра, песня, наигрыш, обряд, праздник - это всего лишь материалы для создания народно - сценического танца, - авторского произведения хореографического искусства [13].

Первыми сочинителями и исполнителями русского сценического танца были скоморохи. Скоморохи известны на Руси с 11 века благодаря фреске Софийского собора в Киеве, которую учёные относят к 1073 году. На фреске изображены игроки на флейте, на длинных трубах, на арфообразном и гитаровидном инструментах, на тарелках. Флейтист и тарелочник изображены пляшущими. По содержанию сцены видно, что изображенные на фреске люди - профессионалы, они занимались этим давно и, скорее всего, это ремесло древнее, и существовало задолго до XI века.Деятельность скоморохов была чрезвычайно широкой. Они были желанными на княжеских торжествах и играх, без них не обходились свадьбы ипраздники. Особенно яркой и зрелищной была роль скоморохов в народных маскарадах, где они наряжались в козла и козу, медведя, коня или кобылу, журавля или петуха, русалку или масленицу. Скоморохи жили одной жизнью с народом, эта связь была неразрывной, и скоморохи прекрасно знали русский фольклорный танец, постоянно подпитываясь искусством народных плясунов – мастеров русской пляски. Именно скоморохи заложили основу перехода русского фольклорного танца на сцену, усложнив его и приспособив под свои цели и задачи.

В период появления театров в России русские юноши и девушки приобретали определенные знания, и с завидной легкостью становились артистами – исполнителями танцев в балетных постановках. Они с рождения интересовались русским народным танцем, и в балетах, где присутствовали русские народные танцы, артисты творили чудеса, поражали публику, какой бы публикой они ни были - знатными людьми или простыми.

Особый интерес представлял русский танец начала 19 века. Надвигалась Отечественная война, в обществе нарастала волна патриотических чувств. Это нашло отражение в хореографическом искусстве. В моду вошли сцены из жизни людей. Особенно это проявилось в Москве, где на основе русского народного танца сочинен ряд дивертисментов: «Подмосковная девушка», «Макарьевская ярмарка», «Масленица», «Семик», «Гуляние на Воробьевых горах», «Торжество россиян или бивак под Красным» и другие.

Такие постановки вызвали большой интерес у зрителей и имели большой успех. Основная задача здесь заключалась в том, чтобы русский народный танец вышел далеко на сцену и стал основным выразительным средством решения поставленных авторами задач, к которому регулярно прибегали профессиональные хореографы. В этом большая заслуга таких балетмейстеров, как: И.К. Лобанов, А.П. Глушковский, И.М. Аблец.

Интерес специалистов к народным танцам был постоянным. Изредка наблюдалось уменьшение или увеличение внимания, в зависимости от тенденций в обществе.

Мировую известность получили советские хореографические коллективы народного танца: Государственный академический ансамбль народного танца имени И.А. Моисеева, Государственный академический ансамбль народного танца Республики Башкортостан имени Файзи Гаскарова, Государственный русский народный хор имени М. Пятницкого, Заслуженный Государственный академический ансамбль танца «Березка», Северный русский народный хор, Красноярский Государственный академический ансамбль танца Сибири имени Михаила Годенко, Государственный ансамбль танца «Казаки России».

Прекрасные танцевальные композиции, созданные на основе народных танцев и составляющие репертуар этих профессиональных коллективов, вошли в золотой фонд мирового танцевального искусства.

Этот вид народного танца - важная часть художественной традиции и творческой деятельности каждого народа. Народно - сценический танец отличается от народного танца тем, что народный танец существует в самой жизни и исполняется, прежде всего, «для себя» (то есть для удовольствия самих танцоров), не нуждаясь в публике, которая необходима для сценического танца. В народно - сценическом танце максимально развиты присущие каждому танцу образные возможности, и его исполнение на сцене становится определяющей чертой. Развиваясь и видоизменяясь на протяжении веков, народно - сценический танец опирается одновременно на народный и бытовой, трансформируя их в сценические образы.

Народно-сценический танец незримо тесно связан с жизнью и незаметно подчиняется её переменам. Каждый танец соответствует характеру, духу людей, у которых он зародился. Народно - сценический танец имеет четкую функциональную задачу. У каждой национальности свои народные танцы со своими неповторимыми особенностями и манерой исполнения: испанские, грузинские, белорусские, венгерские, цыганские - каждый по-своему интересен, ярок, самобытен. Тема и хореографическая лексика народно - сценического танца зависят от национального характера, от природных и климатических условий, рода занятий, исторических событий.

Заключение

Народное творчество играет важную роль в воспитании народов России. «Народное творчество» включает в себя множество народных традиций, обычаев, устоев, праздников, ритуалов и т.д.

Важной формой сохранения и передачи народных танцев от одного поколения другому является умение народного танца создавать новые сценические формы.

Современные хореографические коллективы активно пользуются интерпретацией фольклорного танца, находя новые элементы, тем самым украшая танец различными формами и средствами. Происходит развитие танцевально искусства.

Фольклорно – этнографический материал лежит в основе каждого стилизованного номера, он позволяет не растерять историческую и национальную атмосферу того времени.

На сегодняшний день не многие коллективы способны похвастаться фольклорными танцами, без какой – либо включённой в них стилизации. Это происходит из-за не интереса публики в данных танцах. Но в деревнях и сёлах остаются коллективы, которым интересна эта тема и у них есть подходящий материал для воссоздания фольклорных постановок.

Фольклор является основой композиций, потому что в нём отображается вся жизнь народа. Народный танец останется неисчерпаемым источником идей для всех хореографов.

Народно – сценических танцев в коллективах преимущественно большее количество, нежели фольклорных. Но это не зависит от сложности исполнения или погоней за современностью. Этот вид народного танца является важной частью традиций и творческой деятельности народа. Народно - сценический танец отличается от фольклорного танца тем, что народный исполняется, прежде всего, «для себя», не нуждаясь в публике, которая необходима для народно - сценического танца.

У фольклорного и народно - сценического танца схожи композиции, ведь сценический танец опирается одновременно на народный и бытовой танец.

Таким образом, изучение и сохранение традиций, поиск новых форм сочетания народного и современного искусства, внедрение новаторских методов обучения даёт возможность процветанию фольклорного и народно – сценического танца в хореографическом искусстве.

Список использованных источников

Бриске И.Э., Народно – сценический танец и методика его преподавания. Челябинск, Челябинская государственная академия культуры и искусства, 2007

Бухвостова Л.В., Заикин Н.И., Щекотихина С.А., Балетмейстер и коллектив: учебное пособие. Орёл, ОГИИК, 2007

Голейзовский К.Я., Образы русской народной хореографии. М., Искусство, 1964

Гусев Г.П., Методика преподавания народного танца. М., Владос,

Заикин Н., Фольклорный танец и его сценическая обработка. Орёл, Труд, 1999

Заикин Н., Заикина Н., Областные особенности русского народного танца. Орёл, Труд, 1999

Зацепина К.С., Климов А.А., Рихтер К.Б., Толстая Н.М., Фармянянц Е.К., Народно – сценический танец. М., Искусство, 1976

Карпенко В.Н., Карпенко И.А., Багана Ж., Народно – сценический танец. М., ИНФРА-М, 2019

Климов А., Основы русского народного танца. М., Искусство, 1981

Королева Э.А., Ранние формы танца. Кишинев, Штиинца, 1977

Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И., Основы характерного танца. СПб., 2006

Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И., Основы характерного танца. СПб., 2007

Мурашко М.П., Классификация русского танца: Монографическое исследование. М., МГУКИ, 2012

Мурашко М.П., Формы русского танца. М., Один из лучших, 2006

Ткаченко Т.С., Народный танец. М., Искусство, 1954

Просмотров работы: 3223