ПРОДВИЖЕНИЕ КНИГИ И ЧТЕНИЯ В РОССИЙСКИХ БИБЛИОТЕКАХ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПРОДВИЖЕНИЕ КНИГИ И ЧТЕНИЯ В РОССИЙСКИХ БИБЛИОТЕКАХ

Егорова Е.В. 1, Евстифеева Д.И. 1
1ОГБПОУ "УККиИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В последние десятилетия в России продолжается процесс падения культуры чтения и уровня грамотности населения. Чтение сегодня потеряло статус престижного занятия. Распространение электронных средств массовых коммуникаций и урбанизация общества повлекли за собой процесс отхода от книг: взрослые теряют навыки чтения, а дети не приобретают их.

Российские библиотеки осознают, что привлечение к чтению весьма сложная задача, так как «волевым путем» заставить читать человека невозможно. Однако если максимально приблизить содержательную и организационную деятельность библиотек к реальным потребностям современных пользователей, то вполне вероятно, что «заразить чтением» большинство людей удастся.

Для этого необходимо в корне переосмыслить организацию библиотечного дела, ведь будущее библиотек – это не только владение фондами, но и качественное обеспечение читателя интеллектуальной информацией. И потому надо постоянно стремиться быть интересными, привлекательными для пользователей и многое менять в библиотеке в соответствии со временем.

Основная цель поддержки чтения – создание распространенного среди общественности позитивного мнения о чтении.

Продвижение книги и чтения – основное направление в деятельности каждой библиотеки. Программы по популяризации книги и чтения реализуются с привлечением в библиотеки всех категорий населения, и особое внимание уделяется содействию чтению детей, подростков и молодежи.

Произвести впечатление на современного читателя – задача не из легких. Нужно уметь показать нестандартное содержание и форму, новое видение, новую лексику, новые способы коммуникации, внести ауру новизны и работать в опережающем режиме. Как показывает анализ реализованных проектов российских библиотек, на помощь библиотекарям здесь приходят комплексные методы продвижения чтения.

Необходима серьезная работа, направленная на создание комфортной среды для интеллектуального общения. Для этого книжные фонды должны комплектоваться преимущественно высокохудожественной литературой различных форматов: книгами, периодикой, электронными изданиями с обязательным привлечением лучших и проверенных ресурсов Интернета.

На первый план сегодня выходит проблема организации библиотечного пространства. Сегодняшняя библиотека призвана быть многоликой и разной: с «шумными» и «тихими» зонами, с открытыми пространствами и уединенными местами отдыха. Поэтому необходимо пересмотреть организацию библиотечного пространства, буквально каждого уголка помещения, сделав его как можно удобнее и привлекательнее для пользователей

Необходимо создавать в библиотеках рекреационные зоны для читателей с удобной для отдыха и чтения мебелью. В этих зонах можно создать уголки интеллектуального отдыха, где можно разгадать кроссворд, поиграть в шахматы, познакомиться со свежими номерами журналов и газет.

Но не только современный дизайн делает комфортным библиотечное пространство. Главное – это хорошо продуманная, понятная даже малоискушенному читателю организация фондов. Особого внимания требует расстановка фонда свободного доступа.

Массовые мероприятия, выставки – самые эффективные формы привлечения читателей. Зрелищная информация хорошо воспринимается аудиторией, увеличивает приток пользователей, побуждает многих людей обращаться к литературным первоисточникам, способна улучшить имидж библиотеки. Приоритет следует отдавать презентационным, интерактивным формам информационно просветительского и культурно-досугового направления, что позволит позиционировать чтение как неотъемлемую часть жизни современного человека, необходимое для успешной образовательной, профессиональной и творческой деятельности. Именно эти формы проведения мероприятий позволят активизировать читательскую и творческую заинтересованность реальных и потенциальных посетителей, сделают чтение и книгу привлекательной и актуальной в глазах пользователей, особенно молодежи, зачастую воспринимающей печатный аналог как устаревший формат.

Компьютеризация библиотек позволила применять новые формы работы – видеочасы, медиапутешествия, медиакалейдоскопы, электронные презентации, которые подняли библиотечные мероприятия на иной качественный уровень.

Сегодня библиотеками страны активно используются новые, нетрадиционные формы просветительской деятельности. Среди них фестивали, различные конкурсы, акции, дни открытых дверей, культурно-досуговые программы, литературные брейн-ринги, комплексные формы продвижения книги и чтения. Популярными формами в последние годы стали молодежные уличные флешмобы, продвижение книги и чтения в транспорте, программы летнего чтения.

Продвигая книгу и чтение, библиотекари постоянно изучают мнение читателей о литературе, выявляют их пристрастия и оценки, проводят опросы.

Выставочная деятельность становится информационно более емкой, лаконичной, нешаблонной, с привлечением художественных и декоративных элементов, природного материала, рисунков, поделок, вещей и предметов, помогающих создать образ человека или эпохи.

Библиотекам следует принимать самое активное участие в акциях, проводимых книгоиздательскими и книготорговыми организациями, направленных на популяризацию чтения. Они предоставляют богатейший иллюстрированный материал, рассказывая о пользе чтения.

Сегодня библиотечное пространство – это еще и виртуальное пространство библиотеки. Библиотекари в электронной среде создают свои сообщества, группы по интересам, обсуждают актуальные темы, обмениваются опытом работы. Наличие web-сайта в библиотеке значительно повышает ее статус. Ведь сайт библиотеки – это ее имидж в информационном пространстве. Библиотечные блоги выступают инструментом для продвижения библиотечных новостей, обмена опытом по продвижению книги и чтения, информирования о грядущих мероприятиях, о новых поступлениях в библиотечный фонд, привлечения новой аудитории, создания онлайнового клуба любителей чтения, где можно обсуждать книги.

Библиотеки формируют и повышают информационную культуру пользователей и всего местного населения, обучая их компьютерной грамотности в библиотечных ресурсах и основам работы в сети Интернет. При многих библиотеках создаются Службы информационной культуры, работают бесплатные компьютерные курсы для различных слоев населения. Эти курсы становятся очень востребованными, особенно у пожилых людей.

И, конечно, не следует забывать о фирменном стиле, который включает в себя разработку логотипа, блинков, визитных карточек, приглашений, грамот, дипломов для награждения читателей и т.п. Совокупность графический элементов, которые библиотеки используют на рекламных материалах, издательской продукции позволяет создать целостное представление о деятельности библиотеки, чтобы ее запоминали и узнавали как доброго и хорошего знакомого.

Беседа является наиболее распространенной формой индивидуального руководства чтением в библиотеке.

Беседа – диалоговая форма массового мероприятия. Рассказ (сообщение) библиотекаря на определённую тему. В повседневной работе в практике библиотек используются как на абонементе, так и в читальном зале разные виды бесед:

беседа при записи в библиотеку (ориентирующая беседа);

беседа при выдаче книг читателю (рекомендательная, тактическая беседа);

беседа при получении от пользователя прочитанной книги (корректировочная беседа).

Беседа при записи в библиотеку чрезвычайно важна, прежде всего, как первый контакт с читателя с библиотекой. От первой встречи ребенка, подростка с библиотекарем многое зависит в его читательской судьбе: будет ли он постоянным читателем или будет появляться от случая к случаю, возможно, зависит даже отношение к библиотекам вообще и даже к книгам. Цель ориентирующей беседы становится ясна уже из самого ее названия – сориентировать читателя в пространстве библиотеки (отдела), а также как можно ближе познакомиться с читателем.

Важно учесть, что новичок в библиотеке испытывает определенную незащищенность. Он не знает, как к нему отнесутся, на что он может рассчитывать, что «можно» и что «нельзя». Поэтому задача библиотекаря, прежде всего, как можно радушнее встретить читателя, снять с него психологическое напряжение.

Разговор с читателем обычно начинается с формальных вопросов, необходимых для заполнения формуляра, но продолжиться он должен вопросами о том, что ребенок любит читать, каков его опыт общения с книгами, с кем делится впечатлениями о прочитанном, чем увлекается в свободное время, есть ли домашняя библиотека… Все полученные дополнительные сведения могут быть занесены в формуляр для дальнейшего продуктивного общения между библиотекарем и читателем. Когда библиотекарь задает вопросы, то интерес его должен быть (или, по крайней мере, выглядеть как таковой) естественным, а вопросы неназойливыми.

Продолжиться беседа должна уже не за кафедрой, а в ходе экскурсии по пространству отдела (библиотеки – если читатель впервые в ее стенах). О чем рассказывать? Сначала о том, что видит читатель: о расстановке фонда, способах ориентации в нем, об интересных предложениях (выставках, опросах, играх, каких-то удивительных книгах библиотеки (отдела)), затем следует познакомить и с правилами пользования. Очень важно объяснить читателю справедливость этих правил, их направленность на его благо; чтобы они (правила) не казались читателю «драконовскими». Если читатель ученик старших классов или взрослый человек, то нужно познакомить его и с историей библиотеки и традициями, которые сложились в библиотеке, с ее информационными возможностями и ресурсами (количество и круг информации зависит от возраста читателя). Читатель должен увидеть «лицо» библиотеки, почувствовать ее отличие от других.

С другой стороны, ориентирующая беседа должна помочь и библиотекарю «увидеть» читателя: понять его общий культурный уровень и потенциал, а также его «читательскую квалификацию» и уровень информационной культуры. Наконец, в ходе беседы, выясняется и то, чем может быть полезен, интересен для библиотеки и сам читатель: например, обладает какими-то талантами, которые могут проявиться в библиотечных мероприятиях; может поделиться книгами из своей домашней библиотеки и т.д.

Ориентирующие беседы целесообразно проводить с несколькими читателями одновременно, возникает как бы «коллективный разум» и даже дух соревновательности (это особенно характерно для детей и подростков), что способствует более успешному усвоению информации, которую библиотекарь дает в ходе беседы. Кроме того, проведение ориентирующей беседы не с одним, а с несколькими читателями, снимает некоторый почти неизбежный налет назидательности, который читатели, особенно подросткового возраста, переносят с трудом. Важно только знать, что по законам психологии такая группа должна быть не более чем 5-7 человек.

Эффективность ориентирующей индивидуальной беседы определяется тем, как складываются дальнейшие отношения библиотеки и пользователя.

Разработаем беседу с читателями 9-12 лет при записи в библиотеку.

Ребята, представьте на мгновение, что на нашей планете произошла техногенная катастрофа: вышли из строя компьютеры, перестали работать телевизоры, радио, магнитофоны. Что делать, кто будет самым уважаемым и востребованным человеком? Тот, кто много знает, умеет рассказывать, хранит в памяти многочисленные истории. Да, впрочем, и в обычной жизни намного интереснее поговорить с эрудитом, любознательным, много читавшим человеком. Библиотека поможет вам стать им!

Но, чтобы стать хорошим читателем, нужно знать и соблюдать несколько правил:

1) Книги выдаются на десять дней, если вы не успели прочитать – продлите: зайдите в библиотеку или позвоните по телефону;

2) С книгами нужно обращаться бережно: не бросать, не брать грязными руками, не читать во время еды, не вырывать страниц, не перегибать корешок – от этого выпадают листы, книга теряет свой привлекательный вид – ведь вам не хочется брать книги рваные и грязные? Книга требует бережного отношения.

А теперь подойдем к книжным стеллажам. Правда, глаза разбегаются? Как же ориентироваться, чтобы быстро найти нужную книгу?

На книжных полках или стеллажах, книги стоят в определенном порядке, который нарушать нельзя: а для того, чтобы поставить книгу на свое место, вы можете пользоваться закладками, вставляя их на место снятой с полки книги.

Как найти нужную книгу?

Главный ориентир – это разделители. Стоит только прочитать, что написано на разделителе, и станет ясно, по какой теме книги стоят на данной полке. Например, читаем: «В мире животных». Согласитесь, что искать здесь книги по вязанию не стоит! Посмотрите на другие разделители и определите, о чем эти книги.

Такие названия придуманы для книг научно-популярных, познавательных. Энциклопедии или книги обо всем на свете выделены отдельно.

Повести, рассказы и сказки отделены от научно-популярных книг, но тоже располагаются на полках в определенном порядке.

В начале находятся древние книги, которые были написаны много веков и даже тысячелетий назад, затем произведения более современные: русская литература дореволюционная.

Обратите внимание, для удобства и быстроты поиска на маленькие разделители нанесены буквы алфавита, и если вам нужен Гоголь, вы ищете букву Г и за этой буквой нужную фамилию. Внутри буквы авторы также выстроены по алфавиту авторов. В основном, это произведения, которые вы изучаете в школе по литературе или классика – лучшее, что было написано писателями, потому что воспитывают в нас хорошего человека.

Затем идут произведения современных авторов, которые были написаны недавно (после 1917 года) на различные темы: фантастика, приключения, книги о войне, рассказы о природе, о школьной жизни, об исторических событиях, стихи и сказочные истории. Они выстроены тоже по алфавиту авторов.

Следом идут книги писателей других стран. Как вы думаете, в каком порядке? Правильно, как и предыдущие художественные: в алфавите авторов.

Теперь давайте обратим внимание на книжные выставки.

Для чего они оформляются и зачем вам на них смотреть? Выставки расширяют твой кругозор и знакомят с праздничными и знаменательными датами (например, первым полетом человека в космос); писателями и книгами-юбилярами. Они могут быть посвящены определенной теме: например, природе, Великой Отечественной войне и т. д. Есть выставка новинок, т. е. книг, которые недавно поступили в библиотеку и вы можете стать их первыми читателями.

Особое место в любой библиотеке занимает краеведение. Отдельно на видном месте собираются книги о нашем крае: его истории, природным особенностям, традициям, знаменитых земляках, памятниках, достопримечательностях, произведения азовских писателей и поэтов.

Есть небольшие тематические полки, на которых собраны книги по определенной теме. Например, по истории России или книги для тех, кто учится читать, книги, которые можно читать всей семьей и т.д.

Ориентироваться в книжном море помогает справочный аппарат, который есть в каждой библиотеке: это, прежде всего, каталоги.

В алфавитном каталоге собраны описания всех книг, которые есть в библиотеке: т. е. с его помощью можно узнать, есть ли книги интересующего тебя автора в библиотеке, и если есть, то какие именно. (Карточки располагаются в алфавите авторов).

В систематическом каталоге можно найти сведения по интересующей тебя отрасли знаний: по математике, астрономии, технике, искусству и так далее.

Наша библиотека предоставляет неограниченный простор для творчества: вы можете принести свои работы на выставку поделок; написать отзыв о книге, принести иллюстрацию к прочитанному, записать свои мысли о пользе книг и чтения, сочинить рассказ или стихотворение, можно красиво оформить свою работу в отделе информационных технологий, создать презентацию, нарисовать электронную иллюстрацию.

В библиотеке работает Интернет, можно с его помощью составить доклад, найти электронную книгу, почитать виртуальный журнал, энциклопедию.

Ежегодно в библиотеке проводятся конкурсы на лучшего читателя, конкурсы творческих работ, в которых вы можете поучаствовать.

Для тех, кто любит игры и самодеятельность, создан клуб: там можно получить роль для участия в библиотечном спектакле на различные темы, порепетировать, поиграть, словом, с пользой для себя провести время, а также узнать много нового из книг, журналов, детских газет.

А еще вы можете стать помощником библиотекарей: подклеивать книги, нуждающиеся в ремонте, помогать другим читателям найти нужную книгу, посоветовать, что почитать интересного, поучаствовать в библиотечном мероприятии: утреннике, литературной игре, самостоятельно составить викторину к понравившейся книге, напомнить товарищам о сроке возврата книг в библиотеку. Иными словами, стать волонтером или проводником книжной культуры.

Список использованных источников

1. 100 проектов про чтение. Молодежные инициативы – 2018 [Текст] : образовательный атлас / Науч. ред. Т. Г. Галактионова; ред.-сост. Р. В. Раппопорт. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. – 244 с.

2. Белогорцева, А. Г. Новации в деятельности библиотек по продвижению книги и чтения / А. Г. Белогорцева. – Режим доступа : http : //chaltlib.ru/articles/Library/natsionalnaya_programma_podderzhki_i_razvitiya_chteniya (дата обращения: 14.12.2021)

3. Бородина, В.А. Библиотечное обслуживание: учеб.-метод. пособие / В.А. Бородина. – М.:Либерея, 2004. – 168 с.

4. Индивидуальное библиотечно-библиографическое обслуживание// Справочник библиотекаря / Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – СПб.: «Профессия», 2002. – С. 151-157.

5. Как повысить качество чтения? Беседа как индивидуальная форма работы с читателями : методическое пособие. – Пойковский, 2012. – 16 с.

6. Мелентьева, Ю. П. Библиотечное обслуживание [Текст] : учебник. – М.: Изд-во ФАИР, 2006. – 256 с. – (Специальный издательский проект для библиотек).

7. Мелентьева, Ю. П. Технологии продвижения чтения в нечитающую

среду. Опыт библиотек России [Текст] / Ю. П. Мелентьева // Библиосфера. –2006. – № 2. – С. 3-6.

8. Продвижение чтения в библиотеках. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//194/prodvizhenie-chteniya-v-bibliotekax/ (дата обращения: 27.10.2021)

9. Смирнова, И. П. Развитие и поддержание интереса к чтению в библиотеке с использованием инновационных методов и технологий (обзор российских источников) [Электронный ресурс] / И. П. Смирнова // Библиотека в эпоху перемен. – 2016. – Вып. 1. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/BEP/2016/01/2016-01_bep-1.pdf. (дата обращения: 13.12.2021)

10. Справочник библиотекаря / под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. – СПБ.: Профессия, 2000. – 432 с.

Просмотров работы: 2953