Процесс моделирования управления системы дополнительного образования в начальной школе заключается в обеспечении совокупности условий, среди которых вопросы материально-технического и организационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, обеспечения творческого эффективного взаимодействия школьников между собой, с педагогами, семьей, обществом и государством, использования методов и технологий активизации деятельности младших школьников, направленной на творческое личностное развитие обучающихся [3].
На первом этапе необходимо определить цели внеурочной деятельности в данном образовательном учреждении, изучить круг интересов обучающихся, запросы родителей или законных представителей и соотнести его с ожидаемыми результатами общего учебного плана школы.
На втором этапе выбрать подходящую для образовательного учреждения модель реализации внеурочной деятельности в соответствии с созданными материально-техническими и кадровыми условиями.
На третьем этапе составить программы внеурочной деятельности и продумать способы её реализации, условия управления системой дополнительного образования в начальной школе.
В качестве экспериментальной группы было выбрано Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Губернаторский лицей № 100». Опытно-экспериментальная работа проводилась с сентября по ноябрь 2021 года. Поскольку в данном образовательном учреждении цели и ожидаемые результаты определены, для моделирования были выбраны второй и третий этапы. Представляем инновационно-образовательную модель реализации внеурочной деятельности в начальной школе, разработанную в рамках данного исследования (рис. 1).
Рис. 1 – Инновационно-образовательная модель реализации внеурочной деятельности
На рисунке 1 отражена взаимосвязь основных групп условий, с помощью которых можно совершенствовать управление системой дополнительного образования в начальной школе: кадровые условия, нормативные условия, материально-технические условия и информационно-методические условия.
Отметим, что только во взаимосвязи данные условия могут дать результат. Если будет происходить совершенствование только одной группы условий, то система дополнительного образования в начальной школе не будет эффективной. В соответствии с этим выделенные условия необходимо реализовывать, привлекая разных педагогов образовательного учреждения с целью распределения нагрузки и обязанностей.
Рассмотрим подробнее выделенные условия совершенствования управления системой дополнительного образования в начальной школе.
Кадровые условия занимают одно из важных мест в управлении системой дополнительного образования. От подготовки учителей начальных классов и грамотной организации системы управления кадрами зависит качество и уровень внеурочной деятельности в начальной школе в целом (рис.2).
Рис.2 Инновационно-образовательная модель реализации внеурочной деятельности (кадровые условия)
Управление кадровыми условиями заключается в правильной организации и распределении обязанностей между учителями начальных классов. Так, например, предлагаем разбить методическое объединение учителей начальных классов на три группы: творческие площадки, проектные мастерские и рабочие группы.
Рабочие группы формируются из инициативных учителей начальных классов, которые предварительно проходят обучение в рамках курсов повышения квалификации или на уровне школьных методических объединений. Участники рабочей группы подробно изучают нормативные документы и разрабатывают образец рабочей программы по курсу внеурочной деятельности.
Проектные мастерские планируют календарный график мастер-классов для учителей начальных классов с целью обмена опытом по вопросам внеурочной деятельности. Организаторы проектных мастерских готовят учителей начальных классов к выступлениям на ежегодных методических мероприятиях и конференциях УлГПУ имени И.Н. Ульянова.
Творческие площадки реализуют свою деятельность в рамках школьного методического объединения. В рамках данной работы могут быть предложены такие мероприятия как «Кейсы внеурочной деятельности», «Методическая копилка для внеурочной деятельности», «Азбука внеурочной деятельности», на которых учителя смогут проработать на практике сложные моменты подготовки к курсам внеурочной деятельности, совместно разработать банк методических наработок и подобрать формы и способы реализации курсов внеурочной деятельности в разных параллелях в соответствии с принципами преемственности в начальной школе.
Заместитель директора по УВР в начальных классах и руководитель методического объединения начальных классов ведут тесную работу по управлению внеурочной деятельностью во всех параллелях. Управлением системой дополнительного образования в образовательном учреждении занимается заместитель директора по воспитательной работе и осуществляет связь учителей начальных классов как классных руководителей и представителей из учреждений дополнительного образования, которые реализуют свои программы на базе лицея.
Заместитель директора по УВР планирует и организует своевременное прохождение учителями курсов повышения квалификации по направлениям внеурочной деятельности, реализуемых в образовательном учреждении, а также обеспечивает информационно-методическое сопровождение учителей начальных классов по вопросам организации и подготовки к курсам внеурочной деятельности.
Подготовка педагогических кадров к реализации дополнительного образования может включать в себя следующие мероприятия [1]:
Заседание МО учителей начальных классов в начале учебного года по правильному оформлению рабочих программ.
Контроль и коррекция программ внеурочной деятельности.
Анализ актуальных направлений курсов внеурочной деятельности на следующий учебный год.
Организация открытых занятий и мастер-классов для учителей начальных классов общеобразовательного учреждения для обмена опытом.
Подготовка к выступлениям на городские и региональные семинары, заседания методического объединения учителей начальных классов по внеурочной деятельности.
Мониторинг мероприятий по вопросам внеурочной деятельности в интернете (конкурсы, конференции, форумы).
Организация мастер-классов по разнообразию эффективных форм и способов реализации курсов внеурочной деятельности.
Подготовка и разработка банка методических материалов к занятиям по курсам внеурочной деятельности.
Подбор методической литературы в помощь учителям начальных классов по вопросам организации курсов внеурочной деятельности.
Рассмотрим информационно-методические условия и управление ими в системе дополнительного образования в начальной школе. Информационно-методическое обеспечение должно проходить в школе на трех уровнях: на уровне учреждения, на городском и на региональном, реже на федеральном уровне (рис. 3).
Рис.3 Инновационно-образовательная модель реализации внеурочной деятельности (информационно-методические условия)
Таким образом, заместитель директора по УВР в начальных классах и руководитель методического объединения начальных классов в данном образовательном учреждении должны [2]:
организовать мониторинг мероприятий по вопросам внеурочной деятельности;
составить календарный график прохождения курсов по внеурочной деятельности и участия в семинарах, форумах и т.д.;
определить темы для заседания методического объединения начальных классов;
отобрать учителей для выступлений на региональных мероприятиях и определить тему для обмена опытом с учителями других общеобразовательных учреждений;
проводить ежегодный анализ эффективности проведенной работы по внеурочной деятельности.
Рассмотрим, как реализуются нормативные условия в рамках инновационно-образовательной модели реализации внеурочной деятельности на рис.4:
Рис.4 Инновационно-образовательная модель реализации внеурочной деятельности (нормативные условия)
В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ в соответствии с Учебным планом и Программой воспитания образовательного учреждения, выделенными приоритетными направлениями в концепции развития школы.
Такой подход позволяет не только организовать внеурочную деятельность, но и в целом дополнительное образование младших школьников. Реализация программ дополнительного образования от учреждений культуры и спорта на базе школы, разработка инновационных авторских программ учителями позволяет учесть интересы всех участников учебно-воспитательного процесса: ученики, учителя, родители [4].
Материально-технические условия совершенствования управления системой дополнительного образования в начальной школе можно разделить на три группы (рис.5)
Рис.5 Инновационно-образовательная модель реализации внеурочной деятельности (материально-технические условия)
Материально-технические условия управления системой дополнительного образования в начальной школе включают создание развивающего пространства в рамках внеурочной деятельности, обеспечение необходимым инвентарем и методическими пособиями для качественной реализации курсов внеурочной деятельности и достижения планируемых результатов.
Кроме того, в отдельную группу можно выделить пространственные условия – кабинеты, которые выделяют для занятий внеурочной деятельности, должны быть свободны, удобны для проведения курсов внеурочной деятельности и достаточно оборудованы.
Грамотное материально-техническое обеспечение курсов внеурочной деятельности освободит учителей начальных классов от длительной подготовки к занятиям и сделает их более увлекательными и интересными как для детей, так и для самих педагогов.
Представленная инновационно-образовательная модель реализации внеурочной деятельности в начальной школе демонстрирует условия совершенствования управления системой дополнительного образования в начальной школе на примере внеурочной деятельности.
У данной модели есть преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести тот факт, что инновационно-образовательная модель предполагает совмещение на базе школы разных форм дополнительного образования, а также комплексный подход к вопросам организации курсов внеурочной деятельности в начальной школе.
Список литературы:
Золотарева А. В. Развитие кадрового потенциала сферы дополнительного образования детей: региональные модели на основе сетевого взаимодействия // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 1. С. 21-28.
Каргина З.А. Дополнительное образование детей и организационная модель школы // Народное образование. 2017. №2. С.54-58
Мунгиева Н.З., Абдурахманова М.А. Теоретические аспекты организации дополнительного образования школьников // МНКО. 2018. №5 (72). С.90-97
Павлова Н.И. Дополнительное образование детей в современных условиях и инновационные механизмы совершенствования// МНКО. 2020. №4 (83). С.1023-1026