Модель совершенствования управления системой дополнительного образования в начальной школе - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Модель совершенствования управления системой дополнительного образования в начальной школе

Волкова Е.М. 1
1УлГПУ им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Процесс моделирования управления системы дополнительного образования в начальной школе заключается в обеспечении совокупности условий, среди которых вопросы материально-технического и организационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, обеспечения творческого эффективного взаимодействия школьников между собой, с педагогами, семьей, обществом и государством, использования методов и технологий активизации деятельности младших школьников, направленной на творческое личностное развитие обучающихся [3].

На первом этапе необходимо определить цели внеурочной деятельности в данном образовательном учреждении, изучить круг интересов обучающихся, запросы родителей или законных представителей и соотнести его с ожидаемыми результатами общего учебного плана школы.

На втором этапе выбрать подходящую для образовательного учреждения модель реализации внеурочной деятельности в соответствии с созданными материально-техническими и кадровыми условиями.

На третьем этапе составить программы внеурочной деятельности и продумать способы её реализации, условия управления системой дополнительного образования в начальной школе.

В качестве экспериментальной группы было выбрано Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Губернаторский лицей № 100». Опытно-экспериментальная работа проводилась с сентября по ноябрь 2021 года. Поскольку в данном образовательном учреждении цели и ожидаемые результаты определены, для моделирования были выбраны второй и третий этапы. Представляем инновационно-образовательную модель реализации внеурочной деятельности в начальной школе, разработанную в рамках данного исследования (рис. 1).

Рис. 1 – Инновационно-образовательная модель реализации внеурочной деятельности

На рисунке 1 отражена взаимосвязь основных групп условий, с помощью которых можно совершенствовать управление системой дополнительного образования в начальной школе: кадровые условия, нормативные условия, материально-технические условия и информационно-методические условия.

Отметим, что только во взаимосвязи данные условия могут дать результат. Если будет происходить совершенствование только одной группы условий, то система дополнительного образования в начальной школе не будет эффективной. В соответствии с этим выделенные условия необходимо реализовывать, привлекая разных педагогов образовательного учреждения с целью распределения нагрузки и обязанностей.

Рассмотрим подробнее выделенные условия совершенствования управления системой дополнительного образования в начальной школе.

Кадровые условия занимают одно из важных мест в управлении системой дополнительного образования. От подготовки учителей начальных классов и грамотной организации системы управления кадрами зависит качество и уровень внеурочной деятельности в начальной школе в целом (рис.2).

Рис.2 Инновационно-образовательная модель реализации внеурочной деятельности (кадровые условия)

Управление кадровыми условиями заключается в правильной организации и распределении обязанностей между учителями начальных классов. Так, например, предлагаем разбить методическое объединение учителей начальных классов на три группы: творческие площадки, проектные мастерские и рабочие группы.

Рабочие группы формируются из инициативных учителей начальных классов, которые предварительно проходят обучение в рамках курсов повышения квалификации или на уровне школьных методических объединений. Участники рабочей группы подробно изучают нормативные документы и разрабатывают образец рабочей программы по курсу внеурочной деятельности.

Проектные мастерские планируют календарный график мастер-классов для учителей начальных классов с целью обмена опытом по вопросам внеурочной деятельности. Организаторы проектных мастерских готовят учителей начальных классов к выступлениям на ежегодных методических мероприятиях и конференциях УлГПУ имени И.Н. Ульянова.

Творческие площадки реализуют свою деятельность в рамках школьного методического объединения. В рамках данной работы могут быть предложены такие мероприятия как «Кейсы внеурочной деятельности», «Методическая копилка для внеурочной деятельности», «Азбука внеурочной деятельности», на которых учителя смогут проработать на практике сложные моменты подготовки к курсам внеурочной деятельности, совместно разработать банк методических наработок и подобрать формы и способы реализации курсов внеурочной деятельности в разных параллелях в соответствии с принципами преемственности в начальной школе.

Заместитель директора по УВР в начальных классах и руководитель методического объединения начальных классов ведут тесную работу по управлению внеурочной деятельностью во всех параллелях. Управлением системой дополнительного образования в образовательном учреждении занимается заместитель директора по воспитательной работе и осуществляет связь учителей начальных классов как классных руководителей и представителей из учреждений дополнительного образования, которые реализуют свои программы на базе лицея.

Заместитель директора по УВР планирует и организует своевременное прохождение учителями курсов повышения квалификации по направлениям внеурочной деятельности, реализуемых в образовательном учреждении, а также обеспечивает информационно-методическое сопровождение учителей начальных классов по вопросам организации и подготовки к курсам внеурочной деятельности.

Подготовка педагогических кадров к реализации дополнительного образования может включать в себя следующие мероприятия [1]:

Заседание МО учителей начальных классов в начале учебного года по правильному оформлению рабочих программ.

Контроль и коррекция программ внеурочной деятельности.

Анализ актуальных направлений курсов внеурочной деятельности на следующий учебный год.

Организация открытых занятий и мастер-классов для учителей начальных классов общеобразовательного учреждения для обмена опытом.

Подготовка к выступлениям на городские и региональные семинары, заседания методического объединения учителей начальных классов по внеурочной деятельности.

Мониторинг мероприятий по вопросам внеурочной деятельности в интернете (конкурсы, конференции, форумы).

Организация мастер-классов по разнообразию эффективных форм и способов реализации курсов внеурочной деятельности.

Подготовка и разработка банка методических материалов к занятиям по курсам внеурочной деятельности.

Подбор методической литературы в помощь учителям начальных классов по вопросам организации курсов внеурочной деятельности.

Рассмотрим информационно-методические условия и управление ими в системе дополнительного образования в начальной школе. Информационно-методическое обеспечение должно проходить в школе на трех уровнях: на уровне учреждения, на городском и на региональном, реже на федеральном уровне (рис. 3).

Рис.3 Инновационно-образовательная модель реализации внеурочной деятельности (информационно-методические условия)

Таким образом, заместитель директора по УВР в начальных классах и руководитель методического объединения начальных классов в данном образовательном учреждении должны [2]:

организовать мониторинг мероприятий по вопросам внеурочной деятельности;

составить календарный график прохождения курсов по внеурочной деятельности и участия в семинарах, форумах и т.д.;

определить темы для заседания методического объединения начальных классов;

отобрать учителей для выступлений на региональных мероприятиях и определить тему для обмена опытом с учителями других общеобразовательных учреждений;

проводить ежегодный анализ эффективности проведенной работы по внеурочной деятельности.

Рассмотрим, как реализуются нормативные условия в рамках инновационно-образовательной модели реализации внеурочной деятельности на рис.4:

Рис.4 Инновационно-образовательная модель реализации внеурочной деятельности (нормативные условия)

В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ в соответствии с Учебным планом и Программой воспитания образовательного учреждения, выделенными приоритетными направлениями в концепции развития школы.

Такой подход позволяет не только организовать внеурочную деятельность, но и в целом дополнительное образование младших школьников. Реализация программ дополнительного образования от учреждений культуры и спорта на базе школы, разработка инновационных авторских программ учителями позволяет учесть интересы всех участников учебно-воспитательного процесса: ученики, учителя, родители [4].

Материально-технические условия совершенствования управления системой дополнительного образования в начальной школе можно разделить на три группы (рис.5)

Рис.5 Инновационно-образовательная модель реализации внеурочной деятельности (материально-технические условия)

Материально-технические условия управления системой дополнительного образования в начальной школе включают создание развивающего пространства в рамках внеурочной деятельности, обеспечение необходимым инвентарем и методическими пособиями для качественной реализации курсов внеурочной деятельности и достижения планируемых результатов.

Кроме того, в отдельную группу можно выделить пространственные условия – кабинеты, которые выделяют для занятий внеурочной деятельности, должны быть свободны, удобны для проведения курсов внеурочной деятельности и достаточно оборудованы.

Грамотное материально-техническое обеспечение курсов внеурочной деятельности освободит учителей начальных классов от длительной подготовки к занятиям и сделает их более увлекательными и интересными как для детей, так и для самих педагогов.

Представленная инновационно-образовательная модель реализации внеурочной деятельности в начальной школе демонстрирует условия совершенствования управления системой дополнительного образования в начальной школе на примере внеурочной деятельности.

У данной модели есть преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести тот факт, что инновационно-образовательная модель предполагает совмещение на базе школы разных форм дополнительного образования, а также комплексный подход к вопросам организации курсов внеурочной деятельности в начальной школе.

Список литературы:

Золотарева А. В. Развитие кадрового потенциала сферы дополнительного образования детей: региональные модели на основе сетевого взаимодействия // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 1. С. 21-28.

Каргина З.А. Дополнительное образование детей и организационная модель школы // Народное образование. 2017. №2. С.54-58

Мунгиева Н.З., Абдурахманова М.А. Теоретические аспекты организации дополнительного образования школьников // МНКО. 2018. №5 (72). С.90-97

Павлова Н.И. Дополнительное образование детей в современных условиях и инновационные механизмы совершенствования// МНКО. 2020. №4 (83). С.1023-1026

Просмотров работы: 0