Система менеджмента измерений – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов, необходимых для обеспечения соответствия процессов измерений метрологическим требованиям и нормам и управления ими [1].
Основным документом в сфере системы менеджмента измерения является ГОСТ Р ИСО 10012 – 2008 «Системы менеджмента измерений. Требования к процессам измерений и обязательному оборудованию» [2]. Данный стандарт определяет требования и приводит рекомендации по применению системы менеджмента измерений.
Цель системы менеджмента измерений состоит в управлении измерительным оборудованием и процессами измерений, позволяющем контролировать достоверность результатов измерений характеристик, влияющих на качество продукции.
Система менеджмента измерений распространяется на установленные процессы измерений и метрологическое подтверждение пригодности измерительного оборудования, а также процессы необходимого технического обслуживания измерительного оборудования [3].
Измерения системы менеджмента измерений должны быть проведены в соответствии с установленными процедурами организации.
Инициатором разработки и внедрения системы менеджмента измерений выступает высшее руководство, подразумевая выполнение лидерских функций в рамках создания СМК.
Метрологическая служба работающая в сфере системы менеджмента измерений должна обеспечить:
а) определение требований потребителя к измерениям и перевод их в метрологические требования
б) выполнение системой менеджмента измерений требований потребителя
в) демонстрацию соответствия измерительного оборудования и процессов измерений метрологическим требованиям, установленным потребителем
Мероприятия по внедрению системы менеджмента измерений приведены на рисунке 1
Рисунок 1 – Этапы внедрения системы менеджмента измерений
Издание приказа о разработке мероприятий по внедрению системы менеджмента измерений. В этом документе определяется задача, а также должностное лицо – представитель компании, на которого возлагается ответственность за организацию работ [4].
Определение и описание основных и вспомогательных процессов, установление их взаимодействия. Для определения бизнес-процессов формируется группа из руководителей организации, ответственных за соответствующие этапы жизненного цикла продукции: маркетинг, проектирование, разработку процессов, материально-техническое снабжение, производство, контроль и испытания. Это могут быть: директор службы, главный инженер, главный технолог, начальники отделов снабжения, начальники производственных цехов и вспомогательных служб.
Для описания процессов системы менеджмента измерения формируется группа из руководителей и специалистов организации, ответственных за соответствующие процессы системы.
Разработка документации. Разработка документации системы менеджмента измерений предусматривает разработку документов:
- методики измерения;
- стандарты предприятия или рабочие инструкции;
- должностные инструкции
Мероприятия контроля процессов измерения. Контроль процессов измерения необходим для оценки уровня развития системы и ее влияния на работу предприятия
Внутренний аудит. Внутренний аудит выполняется аудитором, который назначается из числа сотрудников организации, прошедших специальную подготовку в объеме, необходимом для обеспечения их компетентности при проведении аудитов. Внутренний аудит преследует следующие цели:
- Установление соответствия или несоответствия процессов СМИ установленным требованиям и применению
- определение эффективности внедренной СМИ с точки зрения целей установленных в области качества;
- проверка выполнения и оценка эффективности корректирующих и предупреждающих мероприятий по результатам предыдущих проверок;
– удовлетворение нормативных требований.
Применение системы менеджмента измерений способствует улучшению качества поверки и калибровки средств измерений благодаря, управлению установленными процессами измерений и метрологическим подтверждением пригодности измерительного оборудования.
Работа выполнена под руководством доцента кафедры метрологии,
стандартизации и сертификации Оренбургского государственного университета – канд. с.-х. наук, доцента Куприянова А.В.
Список литературы
1 ГОСТ Р ИСО 9000 – 2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Введ. 2015–11–01 М.: Стандартинформ, 2015 - 53 с.
2 ГОСТ Р ИСО 10012-2008 Менеджмент организации. Системы менеджмента измерений. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию. Введ. 2009–12–01. М.: Стандартинформ, 2009 - 21 с.
3 ГОСТ Р ИСО 9001 – 2015 Системы менеджмента качества . Требования. Введ. 2015–11–01 М.: Стандартинформ, 2015 - 39 с
4 Тарасов Р.В. Проектирование и внедрение систем управления качеством: учеб.-метод. пособие для практических работ по направлению 27.03.01 «Стандартизация и метрология» / Р.В. Тарасов, Л.В. Макарова. – Пенза: ПГУАС, 2016. – 124 с.