ХОРЕОГРАФИЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ХОРЕОГРАФИЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Хореография – это прекраснейшее из искусств, заставляющее человека переживать целую гамму чувств и эмоций. Люди, работающие и прикасающиеся к хореографии, – это тонкие натуры, с эстетическим восприятием окружающей действительности, с изысканным вкусом и стилем. Она имеет условно обобщенный характер, раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека. Основу хореографического образа составляет движение, которое непосредственно связано с ритмом.

Театрализованные представления и массовые празднества в честь знаменательных для всей страны дат и важных событий занимают обширное место в нашей жизни. Они направлены на то, чтобы создать у людей праздничное настроение, отвлечь от будничных забот.

Праздник – это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь общества в целом. Глубокие корни праздников, театрализованных представлений, обрядов, уходящих в эпоху «детства» человечества, свидетельствуют о том, что они выступают как одна из древнейших форм человеческой культуры.

В основе праздника всегда лежит какое-либо событие или явление. Первоначально это были семейно-бытовые обряды (свадебные, в честь рождения ребёнка, сбора урожая и т.п.). С появлением производственно-экономических отношений определённый социальный строй всегда создавал предпосылки для возникновения тех или иных театрализованных представлений (например, серия праздников, посвящённых специальности и профессии). На смену советской социально-экономической формации в Россию приходит демократическая формация. Исчезают праздники-посвящения. Но за эти годы профессия режиссёра массовых представлений совершенствовалась. Нельзя отрицать тех огромных успехов, которых достигли сценаристы и постановщики при создании массовых мероприятий, посвящённых всемирным фестивалям, Олимпиаде 1980 года, праздникам в честь Дня Победы и т.д.

В современном осознании театрализованное представление – это необычайно старый и обширно распространенный институт, связанный с активностью очень разнородных групп. В нём отдельные фазы жизни трактуются особенным образом, требуют другого, чем в обыденное время, метода поведения, требуют празднования. Известно, что массовый праздник – это явление необыкновенное, синтезирующее реальность и искусство, художественно оформляющее какое-либо реальное жизненное событие.

Перед режиссерами праздничных форм культуры стоят задачи, для выполнения которых просто необходимо максимально развивать и воспитывать способность к освоению смежных профессий, в том числе и такой как профессия балетмейстер-постановщик хореографических постановок. Балетмейстер – автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, танцев, хореографических номеров и композиций в массовом театрализованном представлении. Поэтому при постановке театрального представления необходимо знать основополагающие элементы хореографического искусства. Работая с хореографическими коллективами, режиссеру-постановщику нужно «разговаривать» с исполнителями на одном «языке», уметь мыслить хореографическими образами, но с драматургическими и режиссёрскими «привычками».

Театрализованное представление как часть праздничной культуры.

Праздники существуют с глубокой древности в каждом обществе, в любой культуре. Праздник – это наиболее древний и постоянно воспроизводящийся элемент культуры. В отдельные периоды истории он может переживать упадок, но не может исчезнуть совсем.

Праздник призван организовывать и эстетически оформлять свободное время. Он по существу своему связан с жизнью коллектива и является совместным действием и совместным переживанием для всех его членов. Праздник укрепляет культурные связи между людьми. Там, где нет постоянных культурных связей, не может быть праздника.

Праздник – это форма, которая позволяет рассматривать в единстве элементы культуры, передаваемые традицией, а также появление новых элементов.

В празднично-обрядовой культуре заложен богатейший народный опыт, огромный исторический пласт традиций и обычаев. Изучение этого опыта, даёт нам опору для развития современной праздничной культуры.

В «законах» Платона мы находим описание природы праздника. «… Верно направленные удовольствия и страдания составляют воспитание; однако в жизни людской они во многом ослабляются и извращаются. Поэтому боги из сострадания к человеческому роду, рожденному для трудов, установили, взамен передышки от этих трудов… празднества, даровали Муз, Аполлона, их предводителя, и Диониса, как участников этих празднеств, чтобы можно было исправлять недостатки воспитания на празднествах…». Праздник предстаёт у Платона интегральным явлением художественной культуры и жизни, включающим в себя, наряду с пением, танцем и инструментальным сопровождением, вообще все виды искусства и знания, подвластные Аполлону и Музам.

Заметную роль в исконно народном празднике играет хореография. Праздничная традиция не представляется законченной без включения в неё народного танца. «Сердечное удовольствие, производимое музыкой, заставляет людей изъявлять оное разными телодвижениями: рождается пляска, любимая забава самых диких народов» – писал Н.М. Карамзин.

Празднично-обрядовая деятельность является важнейшим элементом культуры народа, одной из форм её функционирования. Это даёт основания для осмысления в ней роли народного танца. Важным аспектом понимания места народного танца, является восприятие его в контексте празднично-обрядовой культуры, в контексте многосторонней сложности идейных, нравственных, эстетических сил преобразования общества.

Танец мог играть различные функции в календарно-обрядовых праздниках. Так, на Кузьминках (празднике встречи весны) он выполнял брачную функцию (испытание девушек к брачному возрасту). Девушки переодевались в парней, делали единый хоровод и быстро кружились, то в одну, то в другую сторону. Кто не упадет и не присядет, про тех говорили: «Эта готова к семейному вихрю».

Во время Колядок и Святок – защитную функцию. Проходя каждый угол в доме со святой водой, хозяева подходили к порогу и выбивали дробь ногами для того, чтобы нечистая сила не заходила в дом.

Самым ярким и самым «танцевальным» народным праздником была и, пожалуй, остаётся Масленица. Танец здесь несёт в себе развлекательную роль. На улице в Масленицу проходили массовое гуляние с играми, танцами, песнями. Всю неделю люди выходили на улицы, дворы и площади, водили хороводы, устраивали переплясы и игры, включавшие в себя танцевальные элементы. Например, во вторник, имевший название «Заигрыш», обязательным ритуалом парней и девушек было выйти на улицу и водить хороводы. Во время того, как молодые люди танцевали, они подыскивали себе пару или укрепляли уже имевшиеся отношения.

Неотъемлемой частью праздника на сегодняшний день является театрализованное представление.

Театрализованное представление – это уникальное, широко распространённое явление, близкое театральной форме культуры. Однако сегодня ни в театроведческих, ни в культурологических исследованиях театрализованное представление не имеет глубокого научного осмысления. Это и составная часть церемониальной программы в праздничном городе, и самостоятельное социально-художественное явление, имеющее свои законы и правила, свои приёмы и средства воздействия. Это явление, которое в настоящее время приобретает всё большее распространение и интенсивно развивается.

Пытаясь осмыслить сущность театрализованного представления, прежде всего, нужно понять, что мы имеем в виду, говоря об этом культурном феномене. Например, в словаре «Режиссура массового театрального действа» это понятие трактуется, как «зрелище, в котором участвуют большие массы людей. Оно проводится под открытым небом на площадях, стадионах, в парках, и обычно приурочено к знаменательным датам». Обращаясь к «Словарю театра», можно определить понятие «театрализация» следующим образом: театрализовать – «значит интерпретировать событие или текст сценически». Для театрализации характерен синтез художественного вымысла и действительности. Театрализация – это творческий способ приведения сценария к художественной форме представления через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств. Театрализация подразумевает построение действия по законам драматургии, на основе определённой событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации.

Таким образом, театрализованное представление, как оригинальная культурная форма, обладает несомненным отличительным признаком: оно строится на событийной основе. Поэтому всегда легко воспринимается теми, на кого рассчитано. Театрализованное представление всегда посвящено реальному событию, в его основе – история, как правило, героическая.

Его истоки – в площадном театре. Но в отличие от него, театрализованное представление не народно по своей сути и содержанию. Оно используется властью, пропагандирует политические, общественно-значимые идеи.

Эту мысль подтверждает то, что театрализованное представление, в том виде, в каком оно в большинстве своём существует сегодня в России, вызвано к жизни революционными событиями 1917 года. Именно тогда появилась насущная необходимость в некой зрелищной форме, которая могла бы выполнять функции художественного рупора власти. Политические деятели обратились к театру, но не классическому, а массовому, вышедшему на улицы и площади.

Однако ещё задолго до советской власти, театрализованные представления имели огромное влияние на общество. С именем Петра I связаны изменения, коснувшиеся традиционной праздничной культуры. Бытовавшие до этого времени традиционные обрядово-зрелищные формы игрового фольклора при Петре практически прекращают своё существование. Возникают интенсивные контакты с западными странами и их культом искусства. В русскую городскую культуру входят публичные, театрализованные формы. Они отражают социально-культурные процессы, происходящие в это время. Следует заметить, что имперский площадной театр возникает в России раньше театра как такового, что вызвано потребность в создании массовой формы коммуникации, каковой и является театрализованное представление.

В отличие от традиционного праздника, православного или народного, петровские нововведения были рассчитаны на человека просвещённого, знающего грамоту, умеющего «считывать» смысл, заложенный в аллегориях и символах. То есть по сути своей, театрализация была принадлежностью элитарной, аристократической культуры.

В советском государстве театрализованное представление стало частью коммуникативной системы, своего рода символическим ритуалом, передающим из поколения в поколение нравственные и художественные ценности, опыт и навыки художественного восприятия. Государство стало выступать заказчиком культуры, который вмешивался во все сферы искусства.

Эстетическое воздействие театрализованного представления всегда определяется визуальным элементом, который господствует в культуре на данный момент. И если в советском театрализованном представлении таким элементом было действие масс, символизирующее народность, единство, то в современном представлении постановщики максимально используют возможности современных технологий. Так называемая «виртуальная коммуникация» приобретает большое значение и влияние на взаимоотношения людей, в том числе и в формах зрелищной культуры.

Но, несмотря на то, что в разные периоды истории, театрализованные представления имели свои особенности организации, в одном схожи как императорские, так и советские и современные постановки: театрализованное представление создаётся с использованием всех видов искусств (музыки, танца, слова и др.)

Таким образом, театрализованное представлением имеет ряд характерных для этого жанра особенностей:

В основе лежит документальный материал (объект внимания);

Театрализованное представление подразумевает не создание психологии вымышленных героев, но создание психологии ситуации, в которой действуют и развиваются реальные силы;

Театрализованное представление полифункционально и решает определенные задачи: дидактическую (назидательную), информационную (познавательную), эстетическую, этическую, гедонистическую (получение удовольствия) и коммуникативную;

Театрализованное представление, как правило, одноразово и существует как бы в единственном экземпляре (так как посвящено конкретному событию);

Театрализованное представление отличает многообразие форм, пространственных и стилевых.

Прикладное значение хореографии в театрализованном представлении.

В предыдущем пункте данной работы было указано то, что танец со времён древности играет значительную роль в массовом празднестве. Однако стоит различать танец в празднике и театрализованном представлении, для этого следует разобраться в различиях самого праздника с театрализованным представлением.

Праздник – это такая форма культурной деятельности, которая не предполагает деление людей на участников и зрителей; в идеальном празднике «праздничная общность» выступает как единое целое.

Театрализованное представление – это форма культуры, которая изначально предполагает деление присутствующей общности людей на участников и зрителей и существует благодаря такому делению.

В празднике много «очагов», мест действия; в театрализованном представлении – только одно (там, где оно проходит);

Праздник не имеет локальных территориальных границ (но только по отношению к представлению, в целом праздник тоже ограничен – улицей, площадью, городом и т.д.); театрализованное представление топографически локально (площадка театрализованного действа не может быть чрезвычайно большой, иначе каждый отдельный человек многого не увидит);

Праздник не имеет локальных временных границ, он может длиться день, неделю, две недели;

Праздник нельзя срепетировать, многое можно прогнозировать, опираясь на прежний опыт; представление не только можно, но и нужно репетировать, выстраивая темпо-ритм и определяя всю систему его образного решения.

Таким образом, театрализованное представление является частью праздника, выполняя функцию зрелищно-эстетического компонента праздничного пространства.

Отсюда можно вывести следующие особенности танца в празднике:

- должен быть доступным для восприятия и легким для воспроизведения, любым из участников праздника;

- свободно объединять в себе большое количество людей;

- ведущие праздника должны танцевать вместе с народом, организовывая его, но не принуждая к танцу;

- танец может быть и массовым (единым) или быть разбитым на несколько групп, в каждой из которых будут осуществляться разные танцы;

- временной отрезок, занимаемый танцем – свободный и может варьироваться как от инициативы ведущего, так и от предпочтений участников праздника;

- танец в празднике должен быть хорошо спрогнозирован, позволяя импровизировать.

Особенности танца в театрализованном представлении:

- хореографическая композиция исполняется для зрителя без прямого взаимодействия с ним;

- танец должен быть единым сценическим действом;

- танец должен исполняться в одном определенном месте, удобном для просмотра зрителей;

- может занимать только четко определенное пространство;

- не должен выходить за определенные хореографом или режиссером временные рамки;

- танец в театрализованном представлении должен быть хорошо отрепетирован и продуман.

В режиссуре театрализованных представлений язык хореографии приобретает прикладной характер и определяется, как «хореографический материал, не имеющий самостоятельной художественной ценности, который находится в специфической среде театрализованного представления, эстрадного номера, праздника и т.п., целесообразно рассматривать как прикладную хореографию». Прикладной значит «имеющий практическое значение, применяемый на практике». Именно практическое значение приобретает хореография в постановке любого театрализованного представления. Герои общаются друг с другом и со зрителями выразительными движениями танца. Появляется художественное восприятие знакового языка танца.

Художественное восприятие – многоуровневый процесс, развивающийся от простого к сложному, от поверхностного знакомства с художественным объектом – к его «прочтению», интеграции, оценке, к глубокому постижению его сущности. Результаты активного, творческого, художественного восприятия оставляют глубокий, действенный след в памяти человека. Движения танца могут быть настолько выразительны, что исполнители способны взволновать или рассмешить своих зрителей, воссоздав перед ними человеческие характеры и истории без единого произнесенного слова.

В театрализованном представлении используются сценические виды танца – большие формы, такие как балет; массовые многоплановые ансамблевые танцы, хороводы, пляски; также сольные и дуэтные танцы; сюжетные и бессюжетные; тематические, где раскрываются различные темы (мира, дружбы и т.д.) Прикладная хореография может выступать в театрализованном представлении и как подтанцовка к песне или выход ведущих через танец, то есть как вспомогательный элемент.

Режиссёр использует все выразительные средства хореографии: пантомиму, жест, мимику, музыкальный ритм, рисунок. Танец обогащается театральным реквизитом и костюмом. Танец подчиняется основным законам восприятия зрителя: жизненность, целостность, действенность, подчинение второстепенного главному, соотношение формы содержанию, и частным законам:

- законы ракурсов (анфас, профиль, спиной к зрителю, epaulement);

- соотношение коллектива исполнителей (все исполнители – приблизительно одинакового роста и комплекции);

- соотношение музыки, света и костюмов;

- соотношение темы, музыки, лексики и костюмов;

- законы правой и левой стороны;

- и т.д.

Танец в театрализованном представлении может существовать как отдельный номер со своими законами, так и органически, не выходящий из рамок сюжета представления. Пластический мотив танца подчиняется общему замыслу.

Таким, хореография в театрализованном представлении занимает одно из ведущих мест. С её помощью представление приобретает эмоциональную окраску. Танцевальная лексика многогранна и практически не имеет границ, поэтому с помощью хореографии можно передать то, что бывает сложно выразить словами. Хореография концентрирует содержательную форму, делает яркой мизансцену спектакля, появляется сила воздействия на зрителя. Театрализованное представление и хореография в сотрудничестве смотрятся ярче и приобретают дополнительные краски.

Средства хореографического оформления театрализованного представления.

Говоря о хореографии в составе театрализованного представления, следует отметить, каким образом решаются танцевальные элементы программы. Как было отмечено выше, хореографическая часть представления может быть представлена как отдельными номерами, являющимися структурной частью всего действия, так и вспомогательным элементом для других жанров искусства.

Но и в том, и в другом случае мы можем говорить о синкретизме, как об одном из средств хореографии.

Синкретическое искусство значит «объединяющее в себе несколько видов художественного творчества, несколько компонентов: сценарий, музыку, изобразительное искусство». Танец – это синтез искусств, подчинённый хореографическому образу.

В театрализованных представлениях хореография часто может использоваться как «фон» для песни, как иллюстрация событий, рассказанных в ней. Об этом средстве хореографического оформления будет сказано чуть позже.

Говоря о театре и хореографии в нём – обычно это небольшие танцевальные зарисовки, призванные разнообразить и оживить «картину». Всем нам хорошо известен жанр мюзикл, где в канву повествования очень органично вплетены музыка и танец. В данном случае хореография играет вспомогательную роль. Спектакль прекрасно мог бы существовать и без хореографических вставок, но присутствие танцев делает представление ярче и красочнее, а само представление проще для понимания и осмысления.

Конечно же, в театре танец не может существовать сам по себе, он должен быть помощником в развитии сюжета. Хореография способна выражать не только состояние, но и действие. Поэтому танец, несущий действенное содержание, тем самым приобретает драматургическое значение. Через драматургию танец связан не только с драматическим театром, но и с литературой. В пример можно привести Международный театральный фестиваль А.П. Чехова, где хореографы в основу своих балетов вкладывают литературное произведение. Так, одним из ярких хореографических спектаклей фестиваля можно назвать «Шёпот цветов» Тайваньского театра танца. «Танец – это не пьеса», - говорит основатель и художественный руководитель театра танца «Тайвань» Линь Хуай-минь, - «это прямое обращение к зрителю посредством движения и музыки. Язык танца – это метафора, а не сюжет. Из всех произведений Чехова моё любимое – это, пожалуй, «Вишнёвый сад». А любимая сцена – самая последняя, когда мы слышим отдалённый стук топора, который начинает рубить вишни. Этот звук, эта сцена очень трогают душу. В Португалии, где наша труппа выступала с гастролями, мы приехали в одно необычное место, и пошёл дождь – он шёл целый день. В парке я видел огромные, с двухэтажный дом, деревья – камелии в цвету. Вся земля была усыпана их лепестками. Это было так красиво! Лепестки опали... и «вишнёвый сад» исчез. Это впечатление и стало началом «Шёпота цветов». Я не рассказываю сюжет «Вишнёвого сада», в моём спектакле нет персонажей. Это лишь впечатление, воспоминание: окончилась весна, а с нею миновали и старые добрые времена, воцаряется мрак...»

Подобные спектакли, решённые только средствами хореографии, также относятся к понятию «театрализованное представление». Их отличие от привычных нам концертов и спектаклей в том, что весь текст заменён движениями танца, пластикой и мимикой. Но, несмотря на отсутствие слов, зритель на интуитивном уровне понимает всё, что происходит на сцене.

Приём дополнения номера. Суть его заключается в том, что очень часто в одной концертной программе собирается много сольных номеров или групповых с малым количеством участников, а характер замысла режиссёра диктует необходимость создания атмосферы большого веселья или действа, выходящего за камерные рамки.

В таком случае рекомендуется использование так называемых «подтанцовок». Это танцевальное, хореографическое сопровождение солистов вокально-инструментальных ансамблей. Здесь необходимо понимать, что существует подтанцовка, где необязательно хореографическое действие. Например, в одном концерте на сольном номере на заднем плане появились качели и подвесные беседки. К ним, слушая песню, вышла группа детей и села на качели, потом вторая группа заняла две беседки. Все только раскачивались в ритм песни, но это превратило сольный номер в красивую массовую картину.

В другом случае подтанцовкой является хореографическая группа, работающая на вокальном номере и на его содержание. Такая группа чаще всего – полноценный участник номера или яркая необходимая его составляющая творческая единица.

При подобном решении номеров часто приходится сталкиваться с сопротивлением руководителей коллективов. Их можно понять, они хотят видеть на сцене только своих участников и получать аплодисменты за свой труд, а не делить их с кем-то. Им почти всегда кажется, что номер и так прекрасен, и не надо ничего менять. Практика показывает, что уже на репетиционном процессе руководители из противников замысла превращаются в союзников и помощников, подсказывая друг другу, как сделать лучше.

Танец, как средство дополнения номера, может являться неотъемлемой частью в таких видах спектакля, как мюзикл и водевиль.

Последний возник на рубеже в XVI в. и представлял собой комедийный спектакль с песнями-куплетами и танцами. Но широкое распространение получил на рубеже XIX-XX вв. как отдельные эстрадные номера с песнями и танцами. Если говорить о танце, то он включал разного вида аттракционы: номера, являющиеся специальностью данного артиста, освоившего какой-то определённый трюк (часто акробатический); сцены, где танцовщики выступали окружением вокалиста, чтобы движениями и костюмом помочь раскрыть содержание песни; массовые номера.

Одним из ярчайших примеров синтеза искусств в театрализованном представлении можно назвать мюзикл. Это музыкально-драматический жанр, в котором театр синтезирует возможности разных видов искусства. Объединение трёх компонентов (слово, музыка, хореография) носит достаточно сложных характер. Этот процесс можно отнести к синтезу высшего порядка. В речи персонажа, например, получают отражение его пластические характеристики (скажем, походка, «заданная» хореографом); пение сохраняет стилевые и интонационные особенности речи. Совместное действие искусств даёт качественно новый эффект и позволяет соотнести возможности разных видов искусств.

После того как мюзикл стал самостоятельным, особым сценическим жанром, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное и хореографическое искусство - он стал одним из популярных представлений, пользующимся спросом у зрителей. А хореография, при этом, стала лучшим дополнением такого рода спектаклей. А хореография, при этом, стала лучшим дополнением такого рода спектаклей. Поэтому, в работе над мюзиклом, кроме режиссера-постановщика, стали принимать участие балетмейстеры. Благодаря интересным хореографическим постановкам этих людей мюзикл стал намного интересней и насыщенней. Сегодня танец в мюзикле стал одним из важнейших средств раскрытия внутреннего мира героев, средством создания определённого настроения, обнажения драматических коллизий, то есть стал художественно необходимым. А благодаря балетмейстеру, работающему над постановками в мюзикле, и создаётся драматически насыщенный танец.

Стремление балетмейстеров органично влить хореографию в массовые сцены привело к одной интересной особенности: балетмейстеры стремятся поставить танцы на основе движений, подмеченных в самой гуще жизни, а также движений, характерных для определённых профессий. Так танец дровосеков из киномюзикла «Семь невест для семи братьев» построен на медленных, величественных взмахах топора. Танец трубочистов из «Мэри Поппинс» исполнен следующим образом: герои танцуют, держа в руках палку с намотанной на неё тряпкой.

Агнес де Миль (талантливая танцовщица и хореограф, много работавшая над развитием танца в мюзикле) доказала, что танец может говорить вместо слов, раскрывая те явления, которые словами не передашь. Вот это является ещё одним утверждением, что танец – неотъемлемая часть мюзикла.

Именитый балетный критик середины XX в. Уолтер Терри говорил, что танцы, поставленные Агнес де Миль, не просто вставные номера с физическими упражнениями и трюками, а полноценное выразительное средство, которое умеет говорить от имени героев и идентифицировать их характеры.

Каждый вид искусства обладает неповторимой художественной ценностью. Соотношение между видами искусства, их большая или меньшая близость, их внутреннее сходство, единство и противоборство исторически изменчивы и подвижны. Однако каждый вид искусства незаменим и не может быть полностью, вполне адекватно переведён на язык другого. Более того, ни один из них не может исчезнуть в процессе развития общества, ибо все виды искусства необходимы. С течением времени они изменяются, среди них появляются новые виды, но ни одно из них не умирает. Причина вечности каждого из видов искусства кроется в особенностях отражения действительности каждым из них и их роли в формировании человека. Ни один отдельно взятый вид искусства не способен решить всю полноту задач эстетического освоения мира человеком, хотя каждый из них участвует в этом процессе, имея свою конечную цель. Лишь вся совокупность отдельных видов искусства способна помочь совершенствованию всех сторон психики и богатства внутреннего мира человека.

Таким образом, хореографическое оформление театрализованного представления – процесс, требующих глубоких знаний в области данного вида искусства. А грамотное сочетание всех видов искусства – залог успешного мероприятия, и как итог – формирование культуры человека и общества.

Список использованных источников

Куксов А. Н. Драматургия и режиссура массовых театрализованных представлений. М., Директ-Медиа, 2018 г.

Кудрявцева Т. А. [Научная статья] Объединение балетных жанров начала XX века: академизм и новации, Вестник АРБ, 2010 г.

Скрипина Н. В. Прикладная хореография в театрализованном представлении и празднике. М., ПРОМЕДИА, 2013 г.

Тамарзина Т. В., Кузимина О. В. [Научная статья] Роль хореографического искусства в профессиональной деятельности режиссёра праздничных форм культуры. Искусствоведение, 2018 г.

https://studbooks.net/607482/kulturologiya/rol_horeografii_horeograficheskogo_postroeniya_myuzikle

https://studopedia.info/8-16755.html

Просмотров работы: 1270