Данная статья направлена на обобщение опыта проведения Новогодних праздников, цель ее – дать молодым сотрудникам клубных учреждений азы подготовки и проведения праздника, и поэтому она имеет название «Азбука Нового года». Все советы выстроены в алфавитном порядке. Первый наиболее важный момент прописан в начальной букве алфавита - А.
А - Атмосфера праздника – появляется не только с ароматом, источаемым свежесрубленной новогодней елкой, со звуками новогодних мелодий, – эту атмосферу создаем МЫ!
Для начала организуйте «Штаб Деда Мороза» - оргкомитет, в состав, которого войдут: руководители творческих коллективов, представители от школ, администрации. Не забудьте пригласить, привлечь спонсоров - руководителей предприятий, находящихся на территории. Но не делайте это официальным звонком или письмом – подключите фантазию: оригинально оформленное послание с печатью «Штаб Деда Мороза» или же ваш гонец будет в костюме персонажа из будущего Новогоднего представления – в этом деле нет мелочей, потому что из мелочей складывается атмосфера праздника. Штаб создан, и он должен функционировать: разработать, запланировать мероприятия, которые будут проходить в период новогодних праздников, распределить обязанности. Составьте смету каждого мероприятия, не забудьте включить в смету все пункты: транспортные расходы, погрузочно-разгрузочные работы, оформительские, оплату услуг творческим коллективам, призы, грамоты, подарки. Постарайтесь учесть все.
Не забудьте, что новогодние праздники совпадают со школьными зимними каникулами – сделайте акцент на проведение мероприятий для детей школьного возраста: новогодние балы, дискотеки, театрализованные представления, игровые программы, и не только в закрытых помещениях, но и на открытых площадках, спортивные соревнования и т.д.
Не забудьте, что на этот период выпадают праздники: католическое Рождество - 25 декабря, православное Рождество – 7 января. Несмотря на то, что эти праздники церковные, испокон веков они празднуются на Руси и входят в состав Новогодних празднеств.
Функции штаба не ограничиваются планированием. Необходима связь с общественностью, и желательно двусторонняя. Организуйте при штабе почтовую службу Деда Мороза или, если возможно, «горячую телефонную линию деда Мороза», которая будет выполнять информационно-рекламные функции.
Организуйте конкурсы на лучшее послание Деду Морозу, лучшую новогоднюю сказку, стихи, песню, поделку, игрушку, рисунок и т.д. Это станет богатейшим материалом для дальнейшей работы сценаристам, оформителям и социальным работникам.
Здесь мы переходим к букве Б – благотворительность. Сотрудничайте с органами социальной защиты. Организуйте бригады из школьников по типу тимуровских команд или небольшую концертную бригаду «Команда Деда Мороза». В канун новогодних праздников позаботьтесь о социально незащищенных слоях населения: ветеранах войны и труда, одиноких пожилых людях, инвалидах, сиротах, многодетных семьях и малообеспеченных семьях. Ваша посильная помощь по хозяйству, красочные поздравления, приглашения на елку, поделки, выполненные руками детей, мини-концерты на дому – все это станет прекрасным подарком к Новому году и принесет всем минуты радости, ведь дарить подарки так же приятно, как и получать.
В - выставки, вернисажи. По результатам проведенных вами конкурсов на лучший рисунок, поделку и т.д. организуйте выставку с обязательной презентацией и награждением победителей конкурса. Пригласите специалистов, придайте весомость вашей «Галерее Деда Мороза». Дайте возможность местным умельцам прорекламировать, показать свой товар, а может, и реализовать – выставка-продажа, ярмарка. Проведите аукцион наиболее ценных экспонатов. Характер аукциона будет зависеть от ценности лотов: от серьезного – с приглашением потенциальных покупателей, до шуточного – с клоунадой-буффонадой и играми. Неординарное решение вашего аукциона заинтересует большее количество зрителей и гостей.
Г. Гости – это уже праздник. Ходите в гости и приглашайте сами. Обменивайтесь творческими коллективами, концертными программами, дискотеками со своими соседями (школами, селами, районами). Обменивайтесь опытом – вы сможете узнать, увидеть что-то новое или же еще больше оценить свое.
Д – действующие лица. Традиционно центральными фигурами новогоднего празднества являются Дед Мороз и Снегурочка и их помощники – жители сказочного леса, герои любимых сказок и т.д. Персонажи должны быть яркими, красочными, узнаваемыми.
Можно провести соревнование на звание «Лучший Дед Мороз» или конкурс «Мисс Снегурочка».
Стало традицией связывать приход каждого нового года с животным из Восточного календаря: Крыса, Бык, Тигр, Кролик (Кот), Дракон, Змея, Лошадь, Овца (Коза), Обезьяна, Петух, Собака и Кабан. Таким образом, на каждом новогоднем празднике появляется новое действующее лицо, которое подчас становится центральным героем.
Буква Е. Это наша праздничная елка.
Мы поговорим о театрализованном новогоднем представлении. Это может быть или игровая программа и представление на сцене, или театрализованное представление вокруг елки с элементами игры, или театрализованный концерт в зрительном зале – вариантов множество. Но главное, чтобы действующие персонажи и игры соответствовали возрастной категории зрителей.
В случае, если вы решили самостоятельно написать сценарий для театрализованного новогоднего представления, учтите: в любой пьесе, в любом литературном произведении помимо темы, идеи, должен существовать конфликт, должен быть событийный ряд.
Путь пьесы – это путь от исходного события через основное, центральное, финальное – к главному. Главное событие – это событие, которым заканчивается вся история. Ради этого события пишется пьеса, ставится спектакль. Через него делается вывод, реализуется идея, сверхзадача. Интерес зрителя по закону сценического зрелища надо держать до конца, до закрытия занавеса. Самое тайное, важное, главное – всегда в конце. Главное событие – всегда неожиданность, хотя подчас предсказуемая. Задача – сделать главное событие зримым.
Основное событие пьесы – событие, с которого начинается сквозное действие, зарождается конфликт. Высшая точка борьбы за сквозное действие, где происходит поворот действия пьесы, называется центральным событием. Событие, в котором разрешается судьба сквозного действия, называется финальным.
Буква Ж – желание. Ваша задача, чтобы у населения появилось желание принимать участие в новогодних празднествах. Для этого необходима хорошая реклама, или же, говоря современным языком, проведение PR – кампаний. Реклама должна быть яркой, красочной, нетрадиционной, неординарной. Если вы ограничиваетесь только афишей, не надо для этого использовать дорогостоящие плакаты, заказанные в типографии. Дайте возможность реализовать свои творческие замыслы любителям рисовать и заниматься компьютерным дизайном. Задействуйте школьных учителей изобразительного искусства и руководителей художественных кружков, пусть посвятят этой теме отдельное занятие с детьми. Детская фантазия не имеет границ и может дать неожиданный результат.
З – знания, которые должны быть востребованы. Мы привыкли, что реклама предстоящих праздников – это афиши и растяжки – средства наглядной агитации. Но если есть возможность, нужно использовать интернет. Прекрасные рождественские песни, чтение отрывков из произведений, сказок, библейских рождественских сюжетов, экскурс в историю создания замечательного праздника, давно забытый «театр у микрофона» - маленькие сцены из предстоящего новогоднего спектакля или театрализованного представления заинтересуют потенциальных зрителей и будут хорошей рекламой.
И – игровая программа. Игровые программы должны быть адресованы разным возрастным категориям. Каждая программа должна гармонично сочетать в себе многообразие игр, развивающих интеллектуальные, физические, творческие способности детей.
К – культурно-досуговые мероприятия на открытых площадках.
Народные гуляния, во время которых можно организовать работу в нескольких точках:
Игровая площадка – здесь располагаются аттракционы, проводятся катания на санях и т.д. Можно провести конкурс снежных скульптур, например, «самая забавная снежная баба». В конкурсе могут участвовать школьные или семейные команды. При хорошей организации и наличии обильного снега можно выстроить снежный городок. Предварительно проводится конкурс на лучший проект снежного городка среди жителей поселка, среди школьников, формируются строительные бригады. На церемонии открытия автору лучшего проекта вручается приз Деда Мороза. Можно провести военно-спортивные соревнования «Взятие снежного городка», обязательно с инструктажем и планом действия.
Выстроенный снежный городок может служить прекрасной декорацией для проведения театрализованного представления, концертной программы, массовых игр.
Концертная площадка – здесь может проходить смотр художественных коллективов, конкурсы гармонистов, частушечников, танцоров. Новогодние персонажи разыгрывают представления с вовлечением зрителей.
Спортивная площадка, на которой можно провести шуточные спортивные соревнования между командами классов, школ, дворов. При наличии льда можно организовать забавный хоккей, где команды «морозята» и «снегурята» с элементами костюмов Деда Мороза и Снегурочки будут вести сражение за главный приз Деда Мороза. В промежутках между периодами и во время соревнования жюри будет оценивать выступления групп поддержки или групп болельщиков, представляющих девизы, слоганы и кричалки.
Можно организовать зимнее спортивное ориентирование. Для проведения данной игры нужно учесть следующие нюансы. Маршруты должны быть тщательно разработаны. На каждом пункте должен находиться встречающий, желательно в костюме сказочного персонажа. Задания должны быть разноплановые – творческие, интеллектуальные, спортивные – соответствующие теме всей игры. С каждой группой должен находиться независимый инструктор – наблюдатель, следящий за правильностью выполнения заданий и за безопасностью передвижения детей.
Фабула игры: Объезжая свои владения с визитами к лесным жителям, Дед Мороз потерял мешок с подарками (или волшебный посох). Задание командам – первыми отыскать пропажу и доставить во дворец к Деду Морозу.
Победившая команда получает супер-приз от Деда Мороза. Для участников организуется концертная программа, новогоднее чаепитие или дискотека.
В торгово-выставочных рядах проводятся ярмарки, аукционы, показы моделей и поделок. Работают скоморохи, зазывая народ и показывая потешные кукольные представления. Коробейники и лотошники рекламируют и проводят дегустацию различных продуктов.
Для организаторов праздника самой значимой становится буква Я:
Я держу руку на пульсе. Я отвечаю за всё, что происходит.