ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ В ШКОЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАНИЯХ ПО ФИЗИКЕ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ В ШКОЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАНИЯХ ПО ФИЗИКЕ

Зверева И.О. 1
1Омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Гендерный контекст в исследовательских заданиях при изучении школьного курса физики. Методическое сопровождение заданий. Компетенции, формируемые у учащихся при их выполнении.

Ключевые слова:исследовательские задания, познавательный интерес, гендерный аспект, компетенции, методическое сопровождение.

Проблем для исследования физики в окружающем мире огромное количество - начиная от снежинок, кристаллов и мыльных пузырей кончая использованием физики в военном деле. Физика это не абстракции, живущие в учебниках и кабинетах, это сама жизнь. И есть, перефразируя А.Моруа, волнующий диссонанс между точностью физических терминов и неопределенностью чувств.

Чем мы руководствовались в выборе проблемы исследования?

Прежде всего, мы интересны сами себе. Когда физики исследуют глубины мироздания, изучают элементарные частицы или далекие галактики, делают они это, прежде всего, чтобы ответить на сакраментальный вопрос: - "А что мы в этом мире?" Ведь каждый человек - Вселенная.

Наша работа направлена на выполнение исследовательских заданий школьниками. Исследовательские задания являются одним из ключевых элементов деятельностного подхода в преподавании физики - школьник в роли исследователя.

Школьникам свойственно стремление к самоутверждению. И данное исследовательское задание лишний повод для девочек повысить свою самооценку, а мальчикам лишний раз раскрыть глаза на многогранность девочек, на то, что физику стоит изучать и для лучшего понимания противоположностей. Выполнение подобных заданий, на наш взгляд, должно служить формированию коммуникативных компетенций. Как замечает Р. Ролан, сколько бы покрывал не снимала женщина, на ней должно оставаться еще одно. Покрывало таинственности, загадки. В свое оправдание мы заметим, что исследовательские задания связаны с атрибутикой, окружающей девушку - одежда, обувь, косметика, приборы, а также с раскрытием вклада женщин-ученых в развитие физики. Покрывало загадочности неприкосновенно.

Цитируя Эрхардт Уте [6], что женщинам с раннего детства внушают, что они должны быть «хорошими». Что их главное предназначение - это быть хорошей матерью и женой, а остальное ложиться на мужчин, тем самым женщины отказываются от своих истинных желаний, интересов, становятся зависимыми от данного мнения. В школах юношам и девушкам преподают одни и те же предметы, но зачастую мужчины связывают с точными науками свой жизненный путь. И считается вон выходящим, если девушка занимается физикой. Данные стереотипы растут на уровне семьи, а потом и школы, укоренившихся моделей поведения. Девушки с детства окружены огромным количеством людей, которые твердят «физика – неженское дело». Мы с детства видим неравенство на женские и неженские профессии. Данное разделение приводит к проблеме общественного неравенства. Для её решения необходимо, чтобы количество женщин, занимающихся точными науками, возросло и тогда предубеждение о разделении профессий уйдёт. Но данную проблему не решить внешним вмешательством, необходимо, уже с раннего возраста прививать детям, что их способности не зависят от пола. Детям важно давать ролевые модели, как в реальной жизни, так и в книгах. Тогда неравенству неоткуда было и взяться.

Как мы отмечали, выполнение исследовательских заданий предполагается в русле деятельностного подхода, использования планов обобщенного характера. [4] Учащиеся еще раз могут убедиться в универсальном характере планов проведения эксперимента, наблюдения явлений, формирования понятий и т.д. Наша жизнь, это большой эксперимент, в котором некоторые вещи носят синергетический характер, но некоторые подчиняются и простым физическим закономерностям. Мы подходим к этому с позиций методики.

Разработка методики, методического сопровождения по проблеме «Физика в жизни девушки», учитывает и то обстоятельство, что исследование может не замыкаться на какой-то теме, а привязываться к разным темам школьного курса физики в силу своей полиаспектности, потому может быть растянуто во времени. Либо полезно провести учебную конференцию с участием учащихся разных классов.

Для наглядного представления исследования по проблеме в онлайн-программе MindMeister была создана ментальная карта, представленная ниже (рис.1.):

Рис 1. Ментальная карта «Физика в жизни девушки».

Исследовательские задания разрабатывались по нескольким направлениям:

1. Вклад женщин в развитие физики. При этом мы просили обратить внимание на сложности, которые испытывали женщины в своих устремлениях заниматься физикой, во все времена, в том числе и в настоящее время, как это сказывалось на их личной жизни. Школьники должны были подбирать материал, причем приоритет отдавался нашим соотечественницам. При работе над заданиями учащиеся как традиционные методики работы с книгами [5], так и современные методики поиски информации в Интернете [1], [2]. Мы старались обратить внимание школьников, на то, что знакомство с жизнью и научной деятельностью ученых - физиков являет нам пример служения родине, самоотверженности, патриотизма.

2. Истории и сказки о девочках и для девочек, в которых можно проследить физическую подоплеку. Например, в сказках «Принцесса», «Алиса в стране чудес», «Золушка» и т.д. Рассмотрели подробно на примере сказки «Принцесса на горошине».

Учащиеся проделывали эксперимент, гипотеза которого состоялась в следующем: как понятно из данной сказки, комфорт постели зависит от количества перин.В качестве перин учащиеся использовали не толстые кусочки ткани, количество которых увеличивали по мере проведения эксперимента. Нежную принцессу нам заменил полиэтиленовый пакет с водой. С учащимися обсуждалась проблема того, как зафиксировать распределение давления. Можно использовать станиолевую фольгу от конфетки. На ней измерялись размер отпечатка горошины. Учащиеся согласно плану выполнения эксперимента, выдвигали гипотезу, как выполнить эксперимент, условия проведения, какие приборы и материалы понадобятся, выполняли эксперимент, заносили результаты в табличку, строили график распределения площади опоры в зависимости от числа перин, и рассчитывали изменение давления. Особо обращали внимание учащихся, что изменение давления меняется не линейно, а по экспоненте, что в физике многие процессы подчиняются такой закономерности.

Алиса же из страны чудес помогает понять парадоксальность физики не только на школьном уровне, но и тем, кто интересуется современными проблемами физики, традиционно выступая помощником, референтом. [3]

3. Женская обувь и давление. В данном задании требовалось исследовать зависимость давления от силы, действующей на поверхность и площади поверхности, на которую действует сила давления, и выяснить зависимость давления от высоты каблука обуви, рассчитать идеальную высоту каблука. Учащиеся согласно плану проведения эксперимента, ставили цель, определяли гипотезу, планировали эксперимент. После его выполнения обсуждали, как мода влияет на исследуемые параметры. Отдельным вопросом было история моды и качество дорог как взаимосвязанные вещи.

4. Физика на кухне. Целью данного исследовательского задания послужило: научиться находить в приготовлении блюд физические явления. Школьники на примере блюд разбирали рецепты с физической точки зрения, сравнивали скорость приготовления блюд на разных кухонных приборах, делали вывод, представляли свои результаты на конференции.

5. Парфюмерия и движение молекул. Учащимся предлагать проведение эксперимента, цель которого заключалась в изучении явления диффузии в газах. Предтечей данной работы было составление духов из ароматических компонентов. Затем выбирался лучший аромат и разбрызгивался у доски. Когда аромат распространялся по классу, учащиеся вставали. Таким образом, фиксировали происходящую диффузию. Наблюдать за распространением "своего" аромата учащимся было гораздо интереснее. В заключение было сообщение из истории духов, о женских и мужских ароматах.

Педагогическое исследование, направленное на использование гендерного контекста в исследовательских заданиях по физике проводилось на базе БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 109 с углубленным изучением отдельных предметов». В исследовании приняли участие учащиеся 7 класса (26 человек), которое прошло в начале 1 полугодия 2021 учебного года.

Для реализации цели исследования были использованы следующие методы исследования: метод педагогического наблюдения; количественные и качественные методы обработки результатов; метод анкетирования; метод обобщения независимых характеристик.

Для определения уровня познавательного интереса учащихся мы следовали следующим основным критериям оценивания:

уровень ниже среднего - для данного уровня характерно то, что ученик не испытывает положительные эмоции на уроке, его внимание не сосредоточено на происходящем во время уроке, он отвлекается на посторонние вещи, не проявляет интерес к любому виду деятельности во время урока.

уровень средний - для данного уровня характерно проявление интереса у учащегося к конкретной теме, проявление эмоциональных побуждений и увлеченности в самостоятельной деятельности на уроке.

уровень выше среднего - для данного уровня характерно проявление высокой самостоятельной познавательной активности на уроке, у учащегося присутствует интерес к сущностям явлений и процессам, он устанавливает взаимосвязи между ними.Учащийся эмоционально активен на уроках, его внимание сосредоточено на словах учителя.

Результаты исследования, представленные на диаграмме (рис.2.) были получены на констатирующем уровне педагогического исследования. Данный этап был проведен в начале ноября 2021 учебного года.

Рис.2. Уровень сформированности позновательного интереса у учащихся 7 класса.

На формирующем этапе с учащимися 7 класса применялось методическое сопровождение исследовательских заданий «Физика в жизни девушки». Данный этап был проведён в конце ноября 2021 года.

Результаты, повторного исследования на диаграмме (рис.3.) были получены после использования исследовательских заданий с гендерным контекстом.

Рис.3. Уровень сформированности позновательного интереса у 7 учащихся класса.

По результатам диаграммы можно сделать следующие выводы об изменении форсированности познавательного интереса:

– уровень ниже среднего: 2 человека - 8%; количество человек уменьшилось на 3 человека.

– уровень средний: 9 человек - 34%; количество человек уменьшилось на 1 человек.

– уровень выше среднего: 15 человек - 58%; количество человек возросло на 4 человека.

Учащиеся отметили, что такие исследовательские задания раскрыли девушек не только с прекрасной стороны их женского пола, но и их разносторонность.

Таким образом, исходя из результатов педагогического исследования, можно с уверенностью сказать, что цель педагогического исследования была успешна достигнута. Предложенная нами методика исследовательских заданий «Физика в жизни девушки» может использоваться в практической деятельности учителей.

Список литературы:

Алибулатова А. М-А. Психологические особенности старших классов. //Цифровая наука.-2021.- (2021, №2). – С.4.

Ивашкина Д. А. Деятельностный подход на уроках физики: организация учебного исследования [Текст]: пособие для учителей / Ивашкина Д. А. - Москва: Тровант, 2012. - 301 с.

Рэндалл Лиза. Закрученные пассажи [Текст]: проникая в тайны скрытых размерностей пространства / Лиза Рэндалл; науч. ред. И. П. Волобуев ; [пер. с англ. ]. - Москва: URSS, 2011. - 397 с. 

Усова А.В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла: Учеб. пособие / А. В. Усова; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации. Челяб. гос. пед. ун-т. - Челябинск: [Факел], 1997. – 29 [2] с.

Усова А.В. Учебные конференции и семинары по физике в средней школе [Текст]: Пособие для учителей / А. В. Усова, В. В. Завьялов. - Москва: Просвещение, 1975. - 111 с.

Эрхардт У. Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие – куда захотят [Текст]: книга / Эрхардт У.- Москва: Издательство Альпина Паблишер, серия Альпина: психология и философия, 2019.- 282 с.

Просмотров работы: 5