ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПОДГОТОВКИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ НА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПОДГОТОВКИ

Голов П.М. 1, Браило Е.О. 1
1Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» в г. Челябинске.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Уровень психического состояния военнослужащих и воинских коллективов во многом определяет их готовность к ведению боевых действий, способность выполнить поставленные служебные и боевые задачи.

Военнослужащие испытывают различные воздействия как в мирное, так и военное время. К основным видам воздействия на психическое состояние военнослужащих можно отнести воздействия внешней среды, изменение учебно-боевых задач в ходе учебно-боевой деятельности, изменение бытовых условий, моделирование действий противника [1].

Во время военной подготовки на психику военнослужащего оказывают воздействие различные средства, к которым относятся:

визуальная имитация достигается путем создания пейзажа, характерного для боя;

аудиальная имитация призвана создать звуковые эффекты применения противником средств поражения.

воздействие на психику через обоняние, путем распространения запахов, характерных для боевых действий (запахи отравляющих и взрывчатых веществ, гари, пороховых газов и т. д.); тошнотворных запахов, похожих на запах разлагающихся трупов и т. д.

воздействие на психику через вестибулярный аппарат оказывается путем организации интенсивных перемещений личного состава на ограниченных, замкнутых участках местности, в тесных помещениях, в боевой технике, в подземных коммуникациях; в темное время суток, в условиях плохой видимости, задымления; на сильно пересеченной местности в пешем порядке и в боевой технике, на большой высоте;

воздействие на психику через тактильный анализатор достигается за счет имитации применения противником оружия и боевой техники (ощущение жара от огня), вибрации почвы, ударов снарядов и осколков по боевой технике; проведения занятий в сложных погодно-климатических и географических условиях (низкие значения температур, снег, дождь); интенсивных физических нагрузок (марши, атака в пешем порядке с полной выкладкой); переправ через водные преграды вплавь в полном снаряжении [1]

Использование перечисленных средств во время учебно-тренировочной подготовки необходимо для формирования психологической устойчивости, развития волевых качеств военнослужащих, для того, чтобы он мог преодолевать не только трудности и лишения военной службы, но и самого себя. В результате у военнослужащего повышается самооценка и самоуважение, уверенность в достижении поставленных целей.

Участие военнослужащих в боевых действиях или в событиях по ликвидации чрезвычайных ситуациях с военнослужащими, а также после подготовки их в экстремальных условиях, необходима психологическая работа, цель которой заключается в психологической поддержке и психологической реабилитации.

Психологическая поддержка направлена на актуализацию имеющихся и создание дополнительных психологических ресурсов, обеспечивающих активные действия военнослужащих на поле боя. В профилактическом плане она оказывается всем военнослужащим, а в качестве средства психологической коррекции применяется по отношению к лицам с симптомами непатологических и патологических психогенных реакций [2].

При психологической поддержке военнослужащих могут использоваться фармакологические средства с целью усиления и коррекции психологического ресурса, повышения активности действий личного состава в условиях опасности и хронического утомления, снятия чрезмерной психической напряженности, ускорения процесса адаптации военнослужащих к экстремальным условиям жизнедеятельности, повышения показателей работоспособности отдельных психических функций и др. Наряду с этим эффективным средством регуляции психической деятельности являются аутогенные способы, к которым относятся приемы, успокаивающее и мобилизующее дыхание; упражнения, направленные на расслабление мышц по контрасту; методы самоубеждения, самовнушения, самоприказа; психорегулирующие методы ‒ аутогенная тренировка, самогипноз и др.) [2].

Психологическая реабилитация включает в себя широкий комплекс психофизиологических, психотерапевтических, организационных и медицинских мероприятий, направленных на восстановление нарушенных или утраченных психических функций и коррекцию социального статуса военнослужащих, получивших боевую психическую травму [3]. В зависимости от характера военной деятельности, глубины психических расстройств военнослужащего, полученных во время выполнения служебных или боевых задач, она может осуществляться и непосредственно в боевой обстановке, и в стационарных условиях.

К основным задачам психологической реабилитации следует отнести диагностику психических расстройств у военнослужащих, восстановление нарушенных психических функций и коррекция самосознания, самооценки и самочувствия военнослужащих, получивших психические расстройства

В практике психологической реабилитации военнослужащих широкое использование получили такие методы и способы, как: физиологические (глубокий сон, отдых, качественная пища, обильное питье, душ, полевая баня); аутогенные (выполнение приемов психической саморегуляции, аутотренинг, медитация и др.); организационные (установление четкого режима работы и отдыха, вовлечение военнослужащих в активную боевую учебу, несение службы, сохранение военной формы одежды); психотерапевтические (индивидуальная и групповая рациональная психотерапия) [1].

Психологическая реабилитация, являясь частью медико-психологической реабилитации, проводится с военнослужащими, проходящими лечение в связи с ранениями, контузиями, травмами, ожогами, облучением, психическими расстройствами. Часто медико-психологическая реабилитация проходит в сочетании с профессиональной и социальной реабилитацией.

При организациии психологической реабилитация необходимо учитывать ряд факторов, к которым относятся, во-первых, степень активности участия военнослужащего в боевых действиях (чем продолжительней и активней военнослужащие действовали в зоне боевых действий, тем оперативней и масштабней должна быть психологическая помощь, оказываемая им); во-вторых, характер и причины психических травм, различных формы физического ущерба здоровью конкретного военнослужащего.

Таким образом, деятельность военнослужащих в боевой обстановке характеризуется воздействием на них стресс-факторов, которые способствуют возникновению психических изменений, приводящих к снижению эффективности деятельности как в боевой обстановке, так и в мирное время. Поэтому создание условий, способствующих формированию психо-эмоциональной устойчивости военнослужащих, является одной из важнейших задач военно-профессиональной подготовки как контролируемого и управляемого процесса.

Своевременная продуктивная помощь и организованная деятельность военнослужащих после их возвращения из боевой обстановки будут способствовать возвращению психического здоровья и готовности к военно-профессиональной деятельности. Следует отметить, что в восстановительный период при оказании психологической помощи военнослужащим, участвовавшим в боевых действиях, целесообразно учитывать все обстоятельства и особенности его жизни (социальные, этнические, религиозные, семейные и др.), которые оказывают достаточно сильное воздействие на их психическое состояние.

Рассмотренные методы и средства психологической помощи могут эффективно использоваться специалистами и командирами воинских частей и подразделений в интересах быстрого восстановления боеспособности военнослужащих.

Литература

Воловицкий И.В. Методика оптимизации психических состояний военнослужащих. URL: https//scienceforum.ru/2012/article/2012002056 (дата обращения: 23.12.2021).

Теория и практика морально-психологического обеспечения войск(сил): учебник / под ред. А.А. Чертополоха. ‒ М.: Военный университет, 2004. – 298 с.

Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. Учебное пособие. – М., 2005. С. 279-283.

Просмотров работы: 39