РИСКИ МОШЕННИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

РИСКИ МОШЕННИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы исследования. Всплеск финансового мошенничества произошел в период пандемию. За время пандемии число уголовных дел о мошенничестве выросло на 76%. Только за 2021 год мошенники украли с расчетных счетов более 4 млрд рублей и провели более 360 тысяч операций без согласия клиентов. Таким образом, в существующих реалиях тема статьи является актуальной, ведь существенно поднимается уровень проблемы в условиях цифровой экономики.

Цель исследования. Целью данного исследования являетсяповышение бдительности при использование электронных платежных систем при повышенном риске мошенничества.

В последнее время злоумышленники меняют схемы мошенничества и используют новые уловки. Методы разные, но во всех схемах есть общие признаки: манипулируют чувствами людей, разжигают страх и заставляют действовать быстро. Более 80% мошенников используют технологию подмены банковских телефонных номеров при звонках— они меняют номера местами. Злоумышленники выдают себя за банковских служащих и получают у людей информацию, необходимую для кражи денег.
Рассмотрим, какие схемы разработали киберпреступники и что нужно сделать, чтобы избежать обмана.1

Обещают социальные выплаты. Злоумышленники звонят и представляются специалистами социальных служб или сотрудниками банков. Они обещают «коронавирусные» льготы, социальные выплаты и компенсации. Предлагают оформить кредит с минимальной ставкой — до 4% или снизить проценты по уже имеющемся кредиту. Своими обещаниями они вселяют доверие и усыпляют бдительность.
В ходе разговора мошенники предлагают «проверить», какая льгота положена и какую сумму можно получить. Для этого абоненту необходимо предоставить паспортные данные и информацию по банковской карте, на которую якобы переведут деньги. Дополнительно уточняют, к какому номеру телефона привязана карта.
Через некоторое время большая сумма или все деньги исчезают со счета держателя карты. Злоумышленники использовали информацию и оплатили дорогостоящую покупку с карты жертвы. Даже если не сообщить злоумышленникам код безопасности CVV или CVC, полученной информации достаточно, чтобы украсть деньги. Некоторым зарубежным платежным системам хватает фамилии и имени владельца банковской карты, ее номер и срок действия — вводить необязательно.

Если деньги списали переводом на другую карту или счет в другом банке по 3DS — одноразовый пароль, который приходит во время операции, — вернуть перевод практически невозможно. Мошенники моментально снимают деньги с карты или переводят их на другие счета.

Следующая уловка заключается в том что злоумышленники предупреждают о несанкционированном списании. Они звонят и выдают себя за банковских служащих. Сначала владелец карты получает сообщение, что с карты списаны деньги. Сообщение не вызывает сомнения, потому что номер злоумышленников похож на номер банка. Через несколько секунд звонит злоумышленник и изображает из себя сотрудника службы безопасности банка. Мнимый сотрудник говорит, что прямо сейчас кто-то пытается снять деньги с вашей карты, нужно действовать быстро и сработать на опережение. После такого давления злоумышленник запрашивает назвать одноразовый пароль из смс или кодовое слово — они якобы нужны для отмены операцию. Как только человек дает код, мошенник тут же списывает деньги. Отличительная черта мошенников — говорят уверенно, часто повторяют слово «безопасность» и спешат с ответом.
Мошенники делают все, чтобы развеять сомнения: могут обратиться по имени и отчеству, назвать ваши паспортные данные и даже последние цифры номера карты. Они получают эти сведения из открытых источников.

Далее идет трюк с предложением открыть резервный счет. Мошенник притворяется работником банка. А чтобы человек не узнал обман, запугивает его — говорит, что по карте произошла подозрительная операция и деньги списаны. Затем злоумышленник спрашивает, была ли произведена оплата в ближайшее время. Для отмены несанкционированное списания, «представитель банка» предлагает открыть резервный счет и перевести на него деньги. Клиента просят пройти «верификацию»: назвать номер банковской карты и срок ее действия.2

Настоящий банковский сотрудник никогда не спросит у человека номер карты, срок действия, CVV код и одноразовые коды из смс. Это запрещено правилами внутреннего распорядка. Если у клиента несколько карт, сотрудник может уточнить последние четыре цифры карты. Также может задать вопросы по операциям для дополнительного подтверждения личности и легитимности операции, в том числе и кодовое слово. Бывают ситуации, когда клиент говорит, что покупает билеты, а сотрудник банка видит, что перевод идет на чужую карту. Значит, клиент попал на сайт-близнец.

Еще один вид обмана - сообщение о попытке привязать карту к другому номеру телефона. Служба безопасности банка звонит держателю карты и сообщает, что кто-то пытается изменить номер телефона, привязанный к карте. Для «идентификации» клиента нужно назвать номер банковской карты и дату действия. Мошенники обычно убеждают, что нажно успеть отменить подозрительную транзакцию. Для этого им понадобится одноразовый пароль из смс или кодовое слово. Как только жертва сообщает код, деньги уходят безвозвратно.3

Существует еще одна двухэтапная схема мошенничества. Цель первого этапа — вызвать у человека тревогу и ослабить внимание. Сначала мошенник представляется сотрудником банка — называет любой действующий банк. Он говорит, что вы оставили заявку на оформление кредитной карты. Если человек отказывается, лжесотрудник просит назвать банк, в котором вы обслуживаетесь. Мотивирует вопрос тем, что информация не секретная. Между кредитными организациями действует договор межбанковского партнерства, и он передаст в ваш банк информацию о мошеннических действиях. На втором этапе звонит якобы сотрудник вашего банка и говорит, что от банка-партнера поступила информация: мошенники подали заявку на кредит от вашего имени. Для идентификации клиента ему необходимо проверить номер, срок действия карты, а заодно и секретный смс-код. Фактически информация нужна, чтобы украсть ваши деньги.

Какие еще способы используют мошенники. Предлагают «спасти» деньги в банковской ячейке. Лжесотрудник банка сообщает, что карта заблокирована и нужно срочно спасать деньги. Для этого остаток средств необходимо перевести в защищенную банковскую ячейку. А сделать это может только сотрудник банка. Поэтому деньги сначала нужно перевести ему на счет. При этом нельзя передать деньги кому-то другому, например, родственнику — карту заблокируют вместе с деньгами, и вывести их со счета будет невозможно. Так мошенник вынуждает жертву отдать деньги. Советуют действовать быстро. Злоумышленник сообщает, что с картой была проведена сомнительная операция и нужно срочно посетить ближайшее отделение банка. Но для экономии времени просят прислать необходимую информацию — номер банковской карты и срок ее действия.
Мошенник убеждает жертву, что он действительно сотрудник банка и отправляет SMS с подтверждением. Чтобы жертва мошенничества купилась на обман, злоумышленники используют хитрые числа: в именных номерах заменяют букву О на цифру 0, в цифровых, наоборот, цифру заменяют буквой. Абонент получает сообщение с номера, в котором все цифры, на первый взгляд, совпадают с официальным номером банка.
Чтобы предотвратить несанкционированный перевод, мошенник просит прислать в ответном сообщении секретный код карты или иную конфиденциальную информацию. Как только потенциальная жертва отправляет данные, злоумышленники списывают деньги.
Отправляют поддельные смс. Мошенники отправляют смс о блокировке карты в целях безопасности — последняя операция показалась подозрительной. Кроме этого, в сообщении указывают номер телефона, по которому нужно позвонить для подтверждения транзакции. Когда человек перезванивает, его просят сообщить номер карты и CVV-код. Затем злоумышленники переводят деньги или делают покупки в интернет-магазинах.

Если говорить о мошенничестве с пластиковыми картами в его повседневном понятии, то способы мошенничества с банковскими картами весьма разнообразны.4 Например:

- Первый (и в настоящее время наиболее распространенный) вид карточного мошенничества – это создание так называемых «белых карт» или «карт-клонов». Мошенники считывают с магнитной полосы карты секретную информацию пользователя, а затем изготавливают «белые карты» – кусочки пластика с магнитной полосой и нанесенной на нее украденной информацией. После этого злоумышленники могут беспрепятственно использовать счет настоящего владельца карты, которому, и в этом случае, будет очень сложно доказать свою непричастность к «левым» платежам.

- путем добавления к банкоматам (настоящим или поддельным) специального устройства, считывающее данные с карты; этот вид имеет собственное название — скимминг (на основе полученных данных изготавливается фальшивая платежная карта, с помощью которой списываются деньги со счета);

- путем установок на банкоматы накладок, захватывающих карту, или «ливанской петли» (специальные устройства или просто кусок жесткой пленки, которые не дают карте попасть в банкомат; мошенники подсматривают ПИН-код и, дождавшись ухода жертвы в банк, достают карту и снимают с нее деньги).

Банки и правоохранительные органы не без успеха борются с перечисленными преступлениями, поэтому их распространенность в России постоянно меняется в зависимости от таких факторов, как усиление банками защиты карт и банкоматов и ответное техническое развитие мошенников.

Затем многие банки (Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ, Банк Москвы и др.) и международные платежные системы (Visa, MasterCard) ввели защиту от несанкционированных держателей карты платежей в интернете. Ранее использовалась схема мошенничества с банковскими картами, при которой посторонними лицами оплачивались покупки в интернете в тех магазинах, которые требовали минимум платежных реквизитов для оплаты (только номер карты, номер и имя владельца, номер и CVV/CVC-код). Технология 3D-Secure противодействует такому способу кражи— она предусматривает совершение оплаты лишь после ввода в интернет-магазине кода, полученного на привязанный к карте номер мобильного телефона.5

Фишинг - кража данных карты посредством создания сайтов зеркал. То есть мошенники создают сайт-зеркало один-к-одному аналогичен оригиналу.  Отличие может заключаться в одной букве доменного имени. Затем клиент вводит личные данные, оплачивает покупку и остается без услуги и без денег. Как правило, мошенники подделывают  сайты авиакомпаний, страховых компаний и самих банков.6

Однако теперь мошенники научились подделывать 3-D Secure страницы.

Сервер мошенника получает служебное сообщение от P2P-сервиса с информацией о банковской карте плательщика, сумме перевода, названии и реквизитах использованного сервиса.

Банк отправляет держателю карты смс-код для подтверждения платежа, который пользователь вводит на фишинговой 3-D Secure странице.

В этом случае происходит так называемый скимминг. Настоящую платежную карту пропускают через специальное устройство (скимер) и считывают данные, которые хранятся на ее магнитной полосе. Таким образом, мошенники получают своеобразный отпечаток карты. И им уже ничего не стоит вписать в него необходимую сумму, имитировать подпись, а все расчеты за операцию переанаправить на законного владельца карты.7

Единственный реальный способ снизить вероятность мошенничества с пластиковой картой – это соблюдать нехитрые правила безопасности. Сотрудники банков призывают своих клиентов внимательнее относится к своим картам: не доверять карты третьим лицам, не оставлять их без присмотра, не записывать ПИН-код в легкодоступных местах и тем более на самой карте. Обязательно оставьте образец своей подписи на обратной стороне карты сразу же после ее получения. И никогда никому не сообщайте свой ПИН-код. Его не вправе требовать ни работники банка, выдавшего карту, ни обслуживающий персонал банкомата.

Еще один совет – ни в коем случае не упускайте карту из виду. А лучше в случае оплаты чего-либо попросите, чтобы карту пропустили через импринтер (аппарат для осуществления электронных платежей) в вашем в присутствии. Внимательнее смотрите, что делают с вашей картой в магазине или ресторане, не расплачивайтесь кредиткой в сомнительных заведениях и обязательно храните у себя копии чеков.

Проверяйте движения денег на вашем карточном счете. В этом случае держатель успеет выставить претензию своему банку, а он – платежной системе.

И последний совет, который дают специалисты по безопасности банков своим клиентам, – незамедлительно сообщайте в банк о потере или краже платежной карты. Расследовать преступление по «горячим следам» намного проще, чем если владелец вдруг опомнится через пару недель.

При появлении малейших подозрений о неправомерном списании денег со счета, обращайтесь в банк. У держателя карточки есть определенный срок для того, чтобы отказаться или оспорить незаконное списание денег с карточного счета. 8

Еще один способ электронного финансового мошенничества – это использование специальных технических средств для получения данных о карточке через банкоматы. Для этого, в частности, используются особые «накладки» на клавиатуру банкомата, которые запоминают нажатие клавиш, пока владелец карточки снимает средства. В таком случае владелец карты без проблем снимает деньги со счета, но при этом фальшивая клавиатура запоминает все нажатия клавиш, в том числе и ПИН-код.

Другое устройство – специальные пластиковые конверты, размер которых немного больше размера карты. Их закладывают в отверстие картоприемника банкомата. Владелец кредитки пытается снять средства, но банкомат не может считать данные с магнитной полосы. Из-за конструкции конверта также невозможно возвратить карту. В это время подходит злоумышленник и предлагает свою помощь, но для этого держателю необходимо выполнить ряд действий, в том числе и набрать ПИН-код. Несмотря на это карта не возвращается. Тогда владелец решает, что карточка осталась в банкомате и уходит, чтобы связаться с банком-эмитентом. Мошенник же с помощью простых подручных средств спокойно получает конверт вместе с кредиткой. ПИН-код он уже знает. Ему остается только вывести средства со счета.

В картоприемник могут быть встроены не только конверты, но и специальные устройства на основе скимеров, которые считывают информацию с карты при выводе средств легитимным пользователем. Очень часто на банкоматы незаметно устанавливаются микрокамеры. Она записывает человека, который набирает ПИН-код, а данные (часто в реальном времени) передает на видеомагнитофон.

Еще один инструмент – это поддельные банкоматы, полностью имитируютщие настоящие. Они правильно считывают информацию с карточки, в том числе и ПИН-код, но деньги не выдают. Карточка возвращается владельцу, но вся информация о ней сохраняется в памяти такого «банкомата». Этот способ очень дорогостоящ, поэтому он используется только крупными преступными группами.

Техника безопасности у банкомата. Во-первых, старайтесь не пользоваться банкоматами в безлюдных местах или в местах большого скопления людей. В безлюдном месте при снятии денег держатель карточки становится слишком уязвимым для ограбления. А в толпе нельзя быть уверенным, что никто не увидит вводимый пользователем ПИН-код.9

Во-вторых, не позволяйте увидеть вводимый вами ПИН-код посторонним людям. Не стесняйтесь закрывать от посторонних клавиатуру банкомата. И по возможности не ошибайтесь при вводе ПИН-кода. Ведь после трех ошибочных вводов кода банкомат задержит карту.

В-третьих, проверяйте, все ли было взято из банкомата. После завершения операции у держателя должны остаться: карточка, деньги и выписка о произведенной операции. Если чего-то не хватает, а банкомат не сообщил никакой дополнительной информации, то здесь что-то не так. Вполне возможно, держатель рискует стать жертвой мошенников.

В-четвертых, всегда сохраняйте выписки по итогам операции, которые выдает банкомат. Это позволит вам отслеживать расходы и контролировать списание денег со счета.

Список использованных источников.

1. Почти каждый пятый россиянин назвал себя жертвой преступления. URL: https://www.rbc.ru/society /31/10/2018/5bd875769a7947b88bfdbd78 (дата обращения: 22.12.2021).

2. В России в восемь раз выросло число дел о мошенничестве с электронными платежами. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4066479 (датаобращения: 20.12.2021).

3. Social engineering explained: How criminals exploit human behavior. URL: https://www.csoonline.com/ article/2124681/what-is-social-engineering.html (датаобращения: 23.12.2021).

4. Сбербанк заговаривает мошенников. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3961809 (дата обращения: 22.03.2020).

5. Как не стать жертвой мошенников, покупая товары в Интернете. URL: https://rospotrebnadzor.ru/region/rss/rss.php?ELEMENT_ID=8167 (дата обращения: 21.12.2021).

6. Мусьял И.А. Мошенничество с использованием платежных карт // ППД. 2017. № 1. С. 147 – 152

7. Анчабадзе Н.А., Попов Е.С. Отдельные вопросы предупреждения мошенничеств с использованием пластиковых карт на ранней стадии их совершения // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2012. № 2. С. 41 - 48.

8. Иконников Д.Н. Предупреждение преступлений, совершаемых с использованием банковских карт // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. – 2012. – № 3. – С. 20 – 22.

9. Лукьянов С.О. Мошенничество с использованием банковских карт в России: современное состояние и виды защиты // Вестник ТГЭУ. – 2012. – № 2. – С. 118 – 122

1Почти каждый пятый россиянин назвал себя жертвой преступления. URL: https://www.rbc.ru/society /31/10/2018/5bd875769a7947b88bfdbd78 (дата обращения: 22.12.2021)

2 Лукьянов С.О. Мошенничество с использованием банковских карт в России: современное состояние и виды защиты // Вестник ТГЭУ. – 2012. – № 2. – С. 118 – 122

3 В России в восемь раз выросло число дел о мошенничестве с электронными платежами. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4066479 (дата обращения: 20.12.2021).

4 Иконников Д.Н. Предупреждение преступлений, совершаемых с использованием банковских карт // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. – 2012. – № 3. – С. 20 – 22.

5 Сбербанк заговаривает мошенников. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3961809 (дата обращения: 22.03.2020).

6 Как не стать жертвой мошенников, покупая товары в Интернете. URL: https://rospotrebnadzor.ru/region/rss/rss.php?ELEMENT_ID=8167 (дата обращения: 21.12.2021).

7 Social engineering explained: How criminals exploit human behavior. URL: https://www.csoonline.com/ article/2124681/what-is-social-engineering.html (датаобращения: 23.12.2021).

8 Анчабадзе Н.А., Попов Е.С. Отдельные вопросы предупреждения мошенничеств с использованием пластиковых карт на ранней стадии их совершения // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2012. № 2. С. 41 - 48.

9 Мусьял И.А. Мошенничество с использованием платежных карт // ППД. 2017. № 1. С. 147 – 152

Просмотров работы: 40