Современные условия окружающего мира предъявляют особые требования к деятельности медицинских сестер. Роль сестринского персонала в последнее время значительно возросла, появились новые возможности и перспективы. Поэтому появляется проблема в эффективной деятельности медицинских сестер в напряженных и психологически тяжелых ситуациях, в которых должны сохраниться черты профессиональной компетентности и милосердие по отношению к пациентам. Тем самым возрастает потребность в формировании у выпускников бакалавриата сестринского дела психологической устойчивости при работе с тяжелобольными пациентами [10]. Ведь данная сфера деятельности является морально тяжелой, так как медицинской сестре приходиться сталкиваться с проблемами умирания и горевания.
Помощь тяжелобольным пациентам чаще всего заключается в уходе. Уход за больными является задачей именно медицинской сестры. Медицинские сестры с высшим образованием в дальнейшем могут занимать руководящие должности в центрах паллиативной помощи и хосписах и заниматься планированием, организацией, мотивацией и контролем ухода за пациентами [1].
В данном исследовании поставлена цель: изучить формирование психологической устойчивости выпускников бакалавриата по направлению подготовки «сестринское дело» к работе с тяжелобольными пациентами.
В результате теоретического анализы проблемы был проведен анализ определений основных понятий.
Под психологической устойчивостью понимается совокупность определенных качеств и свойств психики, благодаря которым организм сохраняет способность к адекватной и эффективной жизнедеятельности под воздействием каких-либо неблагоприятных факторов [15].
Тяжелобольной – это пациент, у которого имеются значительные нарушения функций органов и систем, который нуждается в медицинской помощи и интенсивном сестринском уходе [16].
В последующем для понимания структуры формирования психологической устойчивости была рассмотрена модель О.В. Князевой [9]. Модель состоит из трех блоков.
Первый блок (целевой блок) включает в себя цель и пять задач формирования психологической устойчивости.
Задачи:
первая задача реализуется через стремление педагогов развить у студентов профессионального любопытства;
вторая задача говорит нам о существовании взаимосвязи между формированием психологической устойчивости и профессиональными качествами, которыми должен обладать специалист;
третья задача объясняет важность эмпатии;
четвертая задача решает насколько успешно будущие медицинские сестры умеют налаживать контакт и взаимодействовать с пациентами.
пятая задача ставит перед собой проблему толерантности.
Решая все перечисленные задачи, можно достичь поставленной цели, а именно сформировать психологическую устойчивость у студентов.
Второй блок - организационно-содержательный. Данный блок включает в себя формы, методы и способы внедрения модели в образовательный процесс. При организации и реализации модели формирования психологической устойчивости у выпускников бакалавриата по направлению подготовки «сестринское дело» необходимо учитывать факторы (внешние и внутренние), которые влияют на психологическую устойчивость [19]. Мешающие факторы, нужно вовремя заметить и устранить в процессе изучения профильных дисциплин [18]. Это несомненно поможет в дальнейшей профессиональной деятельности.
Третий блок - оценочно-результативный блок. Он содержит в себе четыре критерия. В эмпирическом исследование будет рассмотрено только три критерия (мы исключили из исследования мотивационный критерий) – личностный, коммуникативный и когнитиво-оценочный.
Для успешной реализации модели, необходимо четко соблюдать последовательность этапов, замечать ошибки и исправлять их в процессе обучения. Психологическая устойчивость помогает правильно использовать свои знания и умения, выполнять профессиональные обязанности. Поэтому, зная на каком уровне находятся студенты, преподавательский состав может повлиять на профессионально-личностное развитие будущих специалистов [8].
В эмпирическом исследовании приняли участие выпускники бакалавриата по направлению подготовки «сестринское дело» медицинского института РУДН в количестве 30 человек.
Из 30 выпускников 22 (73,3%) женщины и 8 (26,7%) мужчин. Возраст респондентов составил от 20 до 29 лет. Средний возраст 23,3 ± 3,3.
Для эмпирического исследования были выбраны три критерия из оценочно-результативного блока модели О.В. Князевой - личностный, коммуникативный и когнитиво-оценочный:
Личностный критерий оценивался с помощью такого показателя как эмпатия. Для определения уровня эмпатии была выбрана методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна [12].
Коммуникативный критерий оценивался показателем наличия коммуникативных навыков и умений, с помощью опросника «Оценка коммуникативных навыков и умений» [13].
Когнитивно-оценочный критерий изучался с помощью теста по оценке знаний по уходу за тяжелобольными пациентами.
Проведенный опрос по методике «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна выявил, что 10% имеют очень высокий уровень эмпатии; 76,7% – высокий уровень эмпатии и 13,3% – нормальный уровень эмпатии. Средний балл 71,6 ± 8,2.
Существуют три уровня сформированности психологической устойчивости (низкий, средний, высокий), которые оцениваются рядом критериев. Один из критериев – это личностный, включающий в себя такой показатель как уровень эмпатии.
76,7% респондентов имеют высокий уровень эмпатии, что является неудовлетворительным показателем, т.к. быстрее приводит к профессиональному выгоранию.
Таким образом, исходя из результатов, мы видим, что 86,7% респондентов находится на высоком и очень высоком уровне эмпатии, что значит, наоборот, низкий уровень психологической устойчивости.
Рис. 1. – Уровни эмпатии по методике «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна.
Далее мы оценивали коммуникативный критерий с помощью такого показателя, как наличие коммуникативных навыков и умений. По ключу опросника удовлетворительным считается высокий уровень наличия коммуникативных навыков и умений. По результатам исследования были получены следующие данные: 6,7% имеют высокий уровень коммуникативных навыков; 90% – средний уровень коммуникативных навыков и 3,3% – низкий уровень. Средний балл 30,6 ± 13,4.
Таким образом, мы можем сказать, что по данному критерию психологическая устойчивость находится на среднем уровне.
Рис. 2. – Уровни коммуникативных навыков.
В последующем был оценен когнитивно-оценочный критерий, с помощью теста по уходу за тяжелобольными пациентами, включающий в себя 10 вопросов. Оценка тестовых знаний выявил среди опрошенных средний балл 6,8 ± 2,7 (4,1 ÷ 9,5). Оценка является удовлетворительной. Неудовлетворительный результат (меньше 5 баллов) получили треть (36,7%) выпускников. Такой результат связан с невнимательностью при прочтении вопросов, усталостью (т.к. раздел был последний) и возможно с низкой подготовленностью респондентов.
Рис. 3. – Распределение тестовых баллов.
Ниже представлено количество ошибок, допущенных в тесте по каждому вопросу (табл. 1).
Таблица 1. – Вопросы, вызвавшие наибольшее затруднение при ответе у респондентов.
Вопрос |
% |
Постельное белье тяжелобольному пациенту меняют |
46,7% |
Протирание глаз тяжелобольного осуществляется |
46,7% |
Для размягчения серной пробки медицинская сестра должна закапать в ухо |
40% |
Что из ниже перечисленного не является антисептическим раствором |
40% |
При подмывании женщин движения корнцанга с тампоном проводят |
33,3% |
Наиболее частая область образования пролежней у тяжелобольного пациента при положении на спине |
30% |
Отраслевой стандарт "Протокол ведения больных. Пролежни" введен с целью |
23,3% |
При недостаточном уходе за пациентом опрелости могут появиться |
23,3% |
Язвенно-некротические изменения кожи с подкожной клетчаткой и других тканей, называется |
20% |
К профилактике пролежней относится все, кроме |
20% |
По данным табл. 1 можно увидеть, что почти у половины респондентов (46,7%) вызвали затруднения вопросы, связанные со сменой постельного белья и обработкой глаз тяжелобольному пациенту.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Провели анализ структуры модели О.В. Князевой, на основе которой проводилось эмпирическое исследование. За основу были взяты три критерия из оценочно-результативного блока – личностный, коммуникативный и когнитиво-оценочный.
Уровень эмпатии (личностный критерий) у 76,7% выпускников высокий, что неблагоприятно влияет на уровень психологической устойчивости при дальнейшей работе и может привести к быстрому профессиональному выгоранию.
90% опрошенных имеют средний уровень коммуникативных навыков и умений. Коммуникативный критерий находится на среднем уровне и над ним еще стоит работать для его повышения.
Уровень знаний (когнитивно-оценочный критерий) оказался удовлетворительным. Средний балл 6,8 ± 2,7. Неудовлетворительный результат (меньше 5 баллов) получили треть (36,7%) выпускников. Вероятно, полученные результаты связаны с забывчивостью выпускников и неиспользованием на практике полученных знаний.
Уровень психологической устойчивости у выпускников бакалавриата по направлению подготовки «сестринское дело» находится на среднем этапе формирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н (ред. от 04.09.2020) «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки “Здравоохранение и медицинские науки”». [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1997-2021. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188029/ (дата обращения: 30.09.2021).
2. Приказ Минобрнауки России от 22.09.2017 № 971 (ред. от 08.02.2021) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 34.03.01 Сестринское дело" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.10.2017 № 48442) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021). [Электронный ресурс] / Консультант-плюс. – 1997-2021. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_279906/ (дата обращения: 17.10. 2021).
3. Арасланова, А.Т. Педагогические условия формирования культуры профессионального общения студентов медицинского колледжа. / А.Т. Арсланова // Вестник Башкирского университета. – 2007. - № 2. – С. 125-128.
4. Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь: личность, образование, профессия. / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. – Мн.: Народная асвета, 1996. – 399 с.
5. Зильберман, П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора: Очерки психологии: автореферат дис. … кан. псих. наук / П.Б. Зильберман. - М., 1974. - 18 с.
6. Кашутина, М.И. Потенциальная готовность бакалавров сестринского дела к работе. / М.И. Кашутина, И.В. Островская. [Электронный ресурс] / Медицинская сестра. – 2017. - № 4. – С. 47-50. - Электрон. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsialnaya-gotovnost-bakalavrov-sestrinskogo-dela-k-rabote (дата обращения 17.10.2021).
7. Кораблина, Е.П. Психологическая готовность к медицинской деятельности у студентов медицинского колледжа. / Е.П. Кораблина, Е.Ю. Стоянова, Р.С. Минвалеев. [Электронный ресурс] / Гигиена и санитария. – 2019. - № 98(5). –С. 515-519. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-k-meditsinskoy-deyatelnosti-u-studentov-meditsinskogo-kolledzhaм (дата обращения 17.10.2021).
8. Князева, О.В. К проблеме формирования психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми людьми. / О.В. Князева. [Электронный ресурс] / Мир науки, культуры, образования. – 2011. - №6. – С. 86-90. – Электрон. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-formirovaniya-psihologicheskoy-gotovnosti-studentov-meditsinskogo-kolledzha-k-vzaimodeystviyu-s-pozhilymi-lyudmi (дата обращения: 30.09.2021).
9. Князева, О.В. Модель формирования психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми людьми. / О. В. Князева. [Электронный ресурс] / Мир науки, культуры, образования. – 2012. - №6. – С. 300-304. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-psihologicheskoy-gotovnosti-studentov-meditsinskogo-kolledzha-k-vzaimodeystviyu-s-pozhilymi-lyudmi (дата обращения 14.10.2021).
10. Моршинин, А. Р. Формирование профессиональной устойчивости будущего специалиста сестринского дела: автореферат дис. … кан. пед. наук. / А. Р. Моршинин. - Оренбург, 2009. - 22 с.
11. Новгородцева, И.В. Учебный стресс у студентов-медиков: причины и проявления. / И.В. Новгородцева, С.Е. Мусихина, В.О. Пьянкова. [Электронный ресурс] / Вятский медицинский вестник. – 2014. - №3-4. – С. 34-37 – Электрон. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnyy-stress-u-studentov-medikov-prichiny-i-proyavleniya (дата обращения: 14.10.2021).
12. Опросник методики «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна [Электронный ресурс] / Психологос / - 2009-2021/ -– Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.psychologos.ru/articles /view/oprosnik-metodiki-shkala-emocionalnogo-otklika-a.-megrabyana-i-n.-epshteyna (дата обращения: 04.11.2021).
13. Опросник: Оценка коммуникативных навыков [Электронный ресурс] / HR-PORTAL/ - 2004-2021/ -– Электрон. дан. – Режим доступа: lfhttps://hr-portal.ru/tool/oprosnik-ocenka-kommunikativnyh-navykov (дата обращения: 04.11.2021).
14. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических по-нятий: учебное пособие для учебных заведений профтехобразования / К.К. Платонов. – М.: Высшая школа, 1984. - 174 с.
15. Психологическая устойчивость [Электронный ресурс] / Академик. – 2000–2021. - Электрон. дан. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/emergency/3076/Устойчивость (дата обращения 09.10.2021).
16. Тяжелобольной пациент [Электронный ресурс] Студфил. – 2021. - Электрон. дан. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/3100480/page:34/ (дата обращения: 11.10.2021).
17. Устойчивость [Электронный ресурс] / Академик. – 2000 – 2021. - Электрон. дан. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/23285 (дата обращения 09.10.2021).
18. Факторы, влияющие на профессиональную успешность медицинской сестры ВСО. [Электронный ресурс] / Студбук. – 2013 – 2021. - Электрон. дан. – Режим доступа: https://studbooks.net/2469899/meditsina/faktory_ vliyayuschie_professionalnuyu_uspeshnost_meditsinskoy_sestry (дата обращения: 14.10.2021).
19. Факторы, влияющие на психологическую устойчивость личности. [Электронный ресурс] / Студопедия. – 2021. - Электрон. дан. – Режим доступа: https://studopedia.ru/22_76477_faktori-vliyayushchie-psihologicheskuyu -ustoychivost-lichnosti.html (дата обращения: 14.10.2021).