Человеческий капитал в марксистской теории Г.В. Плеханова - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Человеческий капитал в марксистской теории Г.В. Плеханова

Кокушкина А.А. 1, Ушакова А.А. 1
1ИФ РЭУ им. Г. В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Большая российская энциклопедия определяет человеческий капитал как со­во­куп­ность зна­ний, уме­ний, на­вы­ков, ис­поль­зуе­мых для удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­стей че­ло­ве­ка и об­ще­ст­ва [1]. Человеческий капитал уча­ст­ву­ет в соз­да­нии лич­но­го, со­ци­аль­но­го и эко­но­мического бла­го­сос­тоя­ния, он и во­пло­щён в лич­но­сти че­ло­ве­ка и слу­жит ис­точ­ни­ком бу­ду­щих до­хо­дов или по­треб­ле­ния.

Человеческий капитал, способствующий совершенствованию окружающего мира за счет своих творческих качеств и способностей традиционно занимает центральное место в экономических и социальных науках [2]. В период деятельности Г.В.Плеханова термин «человеческий капитал» не использовался, его впервые применил Т.Шульц лишь в 1979 году. Сегодня понятие человеческого капитала рассматривается в рамках различных наук, включая экономическую теорию и управление человеческими ресурсами. Однако, еще в XIX в достижения социальной науки и экономической мысли сделали развитие индивидуума особенно важным аспектом жизни. Человек стал центром общественного производства, он выступает в качестве субъекта творческо-преобразовательной деятельности [3].

Проблема человека занимает в философии Г.В.Плеханова большое место. Опираясь на Маркса, Плеханов связывает эволюцию человека с эволюцией производства материальных благ, с созданием орудий и средств производства. В орудиях труда человек приобретает искусственные органы, изменяющие его анатомическое строение. В связи с этим изменяется последующее историческое развитие человека, взаимодействие с природой. Анализ взаимосвязи человека с природой был поставлен на научную основу. В противоположность абстрактно-натуралистическим представлениям предшествующих материалистов развивается взгляд, согласно которому человек есть не просто часть природы, а наиболее активная ее сила, сознающая свою мощь и творческие возможности в производстве предметной среды - очеловеченной природы. «Природа человека» с этого момента связывается с предметной деятельностью, с включением человека в сферу материального производства и материальных отношений. Человек при этом рассматривается не только как объект, но и как субъект предметной деятельности.

Для Плеханова-философа принципиально важной была проблема личности в истории. Он считал народные массы созидателями истории общества. По Плеханову, история делалась людьми бессознательно до тех пор, пока массы не увидели основных двигательных сил исторического прогресса. «Раз открыты эти силы, раз изучены законы их действий - люди будут в состоянии взять их в собственные руки» [5, с. 445].

Роль личности и ее значение определяются уровнем развития общественной организации. Но личность относительно свободна от экономических и политических процессов. Активность личности соотносится с осознанием ею того места, которое она занимает в ряду происходящих событий. Чем важнее ей представляется ее роль, тем решительнее она действует. [4,с.9-10]. Таким образом, по мнению Г.В.Плеханова, личность является выражением всего потенциала общественной жизни, творцом истории. «И не для одних только начинателей, не для «великих» людей открыто широкое поле действия. Оно открыто для всех, имеющих очи, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и сердце, чтобы любить своих близких» [6, с. 334].

Роль человека всегда была ключевой в воспроизводственном процессе, со сменой технологий, исторических факторов, экономических моделей и систем значимость человеческого фактора только возрастала. На данный момент человеческий капитал является ключевым ресурсом развития экономики как на национальном, так и на региональном уровне. Это можно доказать тем, что именно страны с высокими показателями уровня развития человеческого капитала занимают первые позиции в мировой экономической системе.

Исследование сущности человеческого капитала отражает мысли Г.В. Плеханова о необходимости изучения роли духовной культуры в развитии социально-экономических функций общества. Для того, чтобы улучшить такой фактор, как человеческий капитал, необходимо развитие таких составляющих: здоровье, образование, социум, культурно-нравственное развитие, способность к созиданию или инновационное мышление, способность к накоплению интеллектуального капитала. Именно эти составляющие дают толчок для развития экономики, способствует повышению темпов её роста.

Список использованных источников

Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: https://bigenc.ru/economics/text/4681450 (дата обращения 19.11.2021)

Кобелева А.А. Человеческий капитал: понятийный аппарат и структура [Электронный ресурс] Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskiy-kapital-ponyatiynyy-apparat-i-struktura/viewer

Марксистская социология Г. В. Плеханова и В. И. Ульянова (Ленина) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studme.org/135704116011/sotsiologiya/marksistskaya_sotsiologiya_plehanova_ulyanova_lenina

Г. В. Плеханов — философ: материалы к библиографии. 1956-2006/сост. О. Ю. Лесных, М. Л. Карягина, Е. А. Рябоконь ; вступ. ст. Б. В. Емельянова. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2007. - 68 с.

Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. Т.1 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vivaldi.nlr.ru/bv000002806/view/

Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. Т.2 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vivaldi.nlr.ru/bv000002804/view

Русский марксизм: Георгий Валентинович Плеханов, Владимир Ильич Ульянов (Ленин) / под ред. А.В. Бузгалина, Б.И. Пружинина. – М.: Российская политическая Энциклопедия (РОССПЭН), 2013. – 591 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vivaldi.nlr.ru/bv000002804/view/?#

Просмотров работы: 8