ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Истоки экономической глобализации находятся в XII—XIII вв., когда одновременно с началом развития рыночных (капиталистических) отношений в Западной Европе начался бурный рост европейской торговли и формирование «европейской мировой экономики». Можно сказать, что с 14 по 19 век глобализация экономики имела цикличную тенденцию развития, процесс роста сменялся на неожиданные спады и наоборот. В первые десятилетия XX века процессы глобализации продолжались, чему не смогла помешать даже Первая мировая война. А после Второй мировой войны глобализация возобновилась в еще более ускоренном темпе. Конец 19 начало 21в. ознаменовались развитием цифровых технологий на основе информационной революции и все того же процесса глобализации экономики. Так происходит «становление цифровой экономики» с 1990-2005гг. Эта стадия включала в себя две фазы: бум «доткомов» (компаний, которые ведут бизнес в сети Интернет) и развитие новых рынков электронных услуг, электронного бизнеса и электронной коммерции. Цифровая экономика в свою очередь получила определение совокупности отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, основанных на онлайн-технологиях и направленных на удовлетворение потребностей в жизненных благах. С 2005–2015 гг. цифровая экономика проходит стадию роста и стадию зрелости, в процессе которых в России и других странах появляется огромное количество новых видов цифровых продуктов и электронных услуг, а также происходит массовое встраивание онлайн-каналов и проникновение цифровых технологий в традиционный бизнес. В 2015–2020 гг. Россия, как и многие страны Европы и Америки была подвержена «цифровой лихорадке» - хаотичному перестраиванию бизнес-процессов и трансформации бизнес-моделей. Digital-технологии перестали быть абстракцией для большинства российских компаний. Из-за этого сильно вырос спрос на IТ-специалистов разного профиля.

28 июля 2017 года Правительством РФ своевременно была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», что ознаменовало переход экономики в стране на этап системной трансформации. Основные цели Программы "Цифровая экономика", разработанной Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации по цифровой экономике:

- рост вовлеченности граждан и субъектов предпринимательства в работу в цифровом пространстве;

- создание инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие субъектов в цифровом пространстве (сети, центры обработки данных, аппаратное обеспечение);

- формирование устойчивых цифровых экосистем для экономических субъектов;

- устранение правовых барьеров для внедрения передовых технологий;

- снижение издержек хозяйствующих субъектов и граждан при взаимодействии с государством и между собой;

- повышение конкурентоспособности экономики, хозяйствующих субъектов и граждан посредством цифровых преобразований во всех сферах жизни общества.

Программа "Цифровая экономика Российской Федерации" и Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы определяет государственную политику по созданию условий для развития общественных знаний в Российской Федерации, повышению конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни граждан, усилению государственной безопасности за счет расширения доступа к товарам и услугам, производимых с использованием цифровых технологий, повышения цифровой компетенции, возрастания доступности и качества государственных услуг. Исходя из вышеперечисленных данных, можно выделить следующие признаки цифровой экономики [2]:

1) изменение характера компаний;

2) появление цифровых продуктов и электронных услуг;

3) создание цифровых платформ как основы экосистемы цифровой экономики;

4) изменение характера конкуренции;

5) изменение поведения потребителей;

6) появление новых моделей производства;

7) изменение характера конкуренции. появление новых бизнес-моделей;

Наибольшую долю в совокупном объеме цифровой экономики составляет потребление как форма виртуальной коммерции. За последние годы в России доля электронной торговли выросла на 35–40% в общем объеме розничных продаж. На сегодняшний день она составляет около 5 %, но это по-прежнему очень мало по сравнению со странами G20. Наибольшее распространение виртуальная коммерцияполучила в сегментах бытовой техники и электроники, одежды иобуви, мебели и товаров для дома. На эти категории приходится 80 %рынка электронной коммерции в России, что можно увидеть на диаграмме (рис.1) [5] Рынок виртуальных продовольственных товаров в стране также активно развивается, особенно вкрупных городах.

Рис.1- Распределение виртуальной коммерции в сегментах продаж

Что касается сегодняшних реалий доля электронной коммерции в общем объеме розничной торговли в России составляет 3,3%, что почти в 2-4 раза ниже, чем в развитых странах, не все сервисы, успешно работающие за рубежом, имеют потенциал роста в России. На российский рынок цифровой экономики (электронная коммерция, интернет-услуги, контент, электронные платежи) приходится 2,2 % ВВП (1,57 трлн руб.), а на интернет-зависимые рынки - 16 % ВВП (11,8 трлн руб.). Тенденции таковы, что эти рынки будут только расти. Этому будут способствовать процессы и явления, связанные с четвертой промышленной революцией и технологиями Индустрии 4.0, включающей массовую роботизацию, технологические платформы виртуальной и дополненной реальности, 3D-модели и т.д. [3]

В настоящее время Россия также занимает 39-е место в мире по развитости цифровой экономики на основании рейтинга BCG. Расчет индекса цифровизации BCG основан на динамике роста онлайн-расходов населения и активности пользователей. Тем не менее, цифровой индекс BCG, как и многие другие индексы, отражает статистические данные, имеет долю условности. Однако даже с таким рейтингом и непредсказуемыми измерениями у России есть большой потенциал удерживать позиции и догнать страны-лидеры по темпам цифрового производства в экономике. В стране хорошо развита информационная и телекоммуникационная инфраструктура. Распространение Интернета находится на уровне развитого мира. Доля домашних хозяйств, имеющих персональные компьютеры и доступ к сети Интернет, составляет 77 %. Большая часть организаций использует Интернет для своей деятельности (89,5 % от общего числа обследованных организаций). Можно сказать, что в основном конкурентоспособные продукты, востребованные на отечественном и мировом рынке, создает российская IТ-отрасль. Среди них продукты компании 1С, АВВУУ, Kaspersky Lab. Некоторые российские компании, как крупные (например, ГК Яндекс), так и стартапы, реализуют продукты в области искусственного интеллекта виртуальной/дополненной реальности и др. [1]

Развитие цифровой экономики в России сдерживается рядом причин. Основными из них являются: несогласованность действий многочисленных уполномоченных институтов, нерациональное и неэффективное распределение бюджетных средств, непрозрачное и нецелевое финансирование, нехватка квалифицированных кадров, не совсем благоприятная среда для ведения бизнеса и передачи инноваций в производство, не соответствующая современным требованиям нормативная база, низкий уровень применения цифровых технологий в бизнесе.

Новая эпоха цифровизации набирает обороты, предоставляя человеку не только огромные возможности, но и проблемы, связанные с трансформацией действующей системы. Цифровая трансформация будет продолжать менять технологии ведение бизнес-процессов в любых отраслях и сферах деятельности: от продажи до телекоммуникаций. В то же время, пока ещё трудно осознать, что некоторые из этих технологий набирают обороты прямо сейчас. Их потенциал для изменения специфики работы, взаимодействия и экономического развития в РФ достаточен. Остается надеяться, что государство в значительной степени готово к реформам, способным решить множество из вышеперечисленных проблем и дать толчок к достижению общего благосостояния в стране.

Список использованных источников:

Бармута К.А. Цифровая экономика и менеджмент: методы и технологии//- 2021.- с.15- 29.

Гретченко А.И., Горохова И.В., Гретченко А.А. Формирование цифровой экономики в России // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. – 2018. – №3 (99). – С. 3-11.

Добрынин А.П., Черных К.Ю., Синягов С.А. Цифровая экономика различные пути к эффективному применению технологий// International Journal of Open Information Technologies. - 2016. - №1. - С.24.

Куприяновский В.П. Цифровая экономика - «Умный способ работать» / В.П. Куприяновский, С.А. Синягов, С.И. Липатов, Д.Е. Намиот, А.О. Воробьев. - 2016. - №2. - С.26-33.

РЕЙТИНГ ТОП-100 КРУПНЕЙШИХ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ РОССИИ. // https://www.top100.datainsight.ru/

Просмотров работы: 97