Актуальность. Человек живёт в постоянно меняющихся условиях жизни. Стресс, растущий по мере взросления, очень негативно влияет на общее состояние здоровья человека. А это значит, что правильная адаптация к изменениям позволит гармонично развиваться человеку и сохранит его психическое здоровье. Именно с этой целью существуют механизмы психологической защиты – они редуцируют патогенное развитие эмоционального напряжения, предохраняя от болезненных чувств и воспоминаний, и дальнейшего развития психологических и физиологических нарушений. От того, какой именно защитный механизм использует человек, во многом зависят его качество жизни, его психическое состояние и здоровье. Вот почему изучение механизмов психологической защиты, а также факторов, обуславливающих их выбор, представляет не только теоретический, но и практический интерес.
Одним из психологических факторов, определяющих выбор человеком того или иного защитного механизма в определенных стрессовых ситуациях, является темперамент. Являясь биологическим фундаментом, на котором формируется личность, как социальное существо, темперамент обусловливает степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности человека и особенности его приспособления к окружающей среде.
Несмотря на то, что механизмы психологической защиты и темперамент как отдельные понятия достаточно активно исследовались в психологии, анализу их взаимосвязи все еще уделяют не так много внимания, чем и обуславливается актуальность данного исследования и его объект.
Материалы и методы. Студентам направления подготовки «Сестринское дело» медицинского института РУДН было предложено пройти анкетирование. Эмпирический инструментарий был составлен с помощью Google Forms и состоял из трех разделов: первый – сбор данных об участнике анкетирования (возраст, пол, курс обучения), второй – методика «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте, третий – личностный опросник Г. Айзенка (EPI).
В исследовании приняло участие 24 человека в возрасте от 18 до 20 лет.
Результаты исследования
В результате психодиагностического обследования испытуемых по методике «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте были получены следующие данные: высокую напряженность (выраженность) имеют такие механизмы, как регрессия (у 67% респондентов), компенсация (у 58% респондентов), проекция (у 54% респондентов) и отрицание (у 54% респондентов).
В результате психодиагностического обследования испытуемых с помощью личностного опросника Г. Айзенка (EPI) были получены данные о выраженности у респондентов экстраверсии/интроверсии и нейротизма. У 50% респондентов выражена экстраверсия, у 33% респондентов были выявлены средние значения по шкале экстраверсии/интроверсии и у 17% респондентов в большей степени выражена интроверсия.
По шкале нейротизма были выявлены следующие результаты: у 42% респондентов наблюдается очень высокий уровень нейротизма (больше 19 баллов), у 25% респондентов наблюдается высокий уровень нейротизма (меньше 19 и больше 15 баллов) и у 33% – средние значения (меньше 14 и больше 7 баллов).
Для анализа взаимосвязей характеристик темперамента и механизмов психологических защит мы провели корреляционный анализ по Ч. Спирмену и получили следующие результаты:
Показатель нейротизма положительно коррелирует с регрессией (tэмп. = 0,84 ˃ tкрит. = 0,515). То есть, мы можем предположить, что чем в большей степени у человека выражены черты эмоциональной неустойчивости – склонность испытывать тревогу и неспособность эффективно регулировать негативные эмоции, тем чаще он использует регрессию: может реагировать на негативные воздействия на психику инфантильным и примитивным образом. Полагаем, что повышенная эмоциональность действительно ведет к обеднению спектра реагирования, и сведения его к наиболее примитивным и устойчивым образцам поведения, что и проявляется как регрессия.
Показатель нейротизма положительно коррелирует с компенсацией (tэмп. = 0,69 ˃ tкрит. = 0,515). Полагаем, что в случаях, когда эмоционально неустойчивый человек сталкивается со своими недостатками (мнимыми или действительными) лицом к лицу, его внутренне «Я» стараясь компенсировать эти недостатки, переключается на другие сферы, в которых он может повысить свою самооценку. Это может проявляться в социально приемлемой форме – то есть личность будет прикладывать дополнительные усилия для компенсации своих недостатков, а также в негативной форме – личность может пытаться самоутверждаться за счет других.
Также показатель нейротизма положительно коррелирует с замещением (tэмп. = 0,47 ˃ tкрит. = 0,404). Выраженность эмоциональной неустойчивости, незрелости человека вполне логично ведет к тому, что он редко анализирует какие-либо ситуации, вызывающие тревогу и чаще выбирает подавление негативных эмоций в отношении «опасных» объектов и перенаправлении их на объекты более «безопасные».
Экстраверсия положительно коррелирует с проекцией (tэмп. = 0,43 ˃ tкрит. = 0,404). Это позволяет нам предположить, что человек, который не имеет строгого контроля над своими эмоциями, довольно импульсивен и часто действует под влиянием момента, может зачастую, в случаях неудачи, проецировать вину за свои промахи во внешний мир, на других людей, тем самым снимая с себя ответственность за ошибку и защищая себя. То есть, экстраверт не склонен обращаться вглубь себя, не склонен к самоанализу и скорее обратится во внешний мир. В ситуациях риска увидеть свои недостатки, он склонен проецировать свои мысли на других людей и избегать ответственности, перекладывая свои мысли на окружающих.
Выводы
Показатель нейротизма положительно коррелирует с такими механизмами психологической защиты как регрессия (tэмп. = 0,84 ˃ tкрит. = 0,515), замещение (tэмп. = 0,47 ˃ tкрит. = 0,404) и компенсация (tэмп. = 0,69 ˃ tкрит. = 0,515). То есть, чем в большей степени у человека выражены черты эмоциональной неустойчивости, тем чаще он использует в конфликтных ситуациях вышеперечисленные механизмы психологической защиты.
Показатель экстраверсии положительно коррелирует с проекцией (tэмп. = 0,43 ˃ tкрит. = 0,404). То есть, чем более открыт человек, общителен, импульсивен и не имеет строгого контроля над своими эмоциями, тем чаще он склонен проецировать свои мысли на других людей и избегать ответственности, перекладывая их на окружающих.
Таким образом, мы можем сказать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась: существует взаимосвязь между механизмами психологической защиты и характеристиками темперамента.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Буравлева, Н.А. Взаимосвязь защитных механизмов и акцентуаций характера личности. / Н.А. Буравлева, Н.Н. Телеличко. // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – 2019. – №5(27). – С. 157–165.
Вассерман, Л.И. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: пособие для психологов и врачей. / Л.И. Вассерман, О.Ф. Ерышев, Е.Б. Клубова. – СПб.: Психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева, 2005. – 54 с.
Грановская, Р.М. Психологическая защита / Р.М. Грановская. – СПб.: Речь, 2007. – С. 125.
Заикина, А. И. Психология защитных механизмов личности / А.И. Заикина, А. Ю. Красникова, Ж.Н. Мустафинова. // Молодой ученый. – 2019. – № 11 (249). – С. 219–220. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/249/57307/ (дата обращения: 02.11.2021).
Изард, К.Э. Психология эмоций. / К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 2012. – С. 464.