Цифровая экономика - это экономическая деятельность, сфокусированная на цифровых и электронных технологиях. В том числе это электронный бизнес и коммерция, а также производимые ими товары и услуги. По сути, данное определение включает все деловые, культурные, экономические и социальные операции, совершаемые в сети и с помощью цифровых коммуникационных технологий. Данное понятие нас подводит к такому определению, как онлайн-банкинг.
Онлайн-банкинг - это полноценная и многоцелевая система электронного банковского сервиса, разрабатываемая экономическими учреждениями для корпоративных и индивидуальных клиентов.
Первые проекты, связанные с управлением банковскими счетами через персональные компьютеры клиентов, начали развиваться еще в середине 1980-х гг. Связываясь с помощью телефонной сети с компьютером банка, клиент мог получить информацию о состоянии своего счета. Эти системы получили название «Home banking». Начиная с середины 1990-х гг., все большее число финансовых институтов для предоставления своих услуг используют возможности сети Интернет. Первыми, кто представил свои услуги в Интернете, были банки. В 1995 г. западные банковские организации предоставили своим клиентам прямой доступ к своим счетам, позволяющий управлять ими из любой точки мира, где есть Интернет. Такой доступ к счету через сеть получил название онлайн-банкинга. Сейчас под данным понятием подразумевается нечто большее, чем просто дистанционное управление счетом.1
Классический электронный банкинг (или онлайн банкинг) создан для значительного упрощения процесса взаимодействия финансового учреждения с многочисленными клиентами. Высококлассное дистанционное банковское обслуживание положительно сказывается на скорости осуществления различных транзакций. К тому же каждый клиент получает возможность заказывать отчеты и собирать аналитические данные по движению собственных денежных потоков. Ниже приведен полный SWOT анализ онлайн-банкинга (Таблица 1).
Таблица 1 – SWOT анализ онлайн-банкинга2
Strength (Сила) |
Weakness (Слабость) |
Доступ в любое время Экономия времени Более быстрая транзакция с меньшими затратами Удобство для клиентов Конкурентное преимущество за счет экономии Обеспечение лучшего удобства и большей эффективности |
Проблема безопасности в цифровом режиме Использование зависит от наличия Интернет-соединения Может быть ориентирован только на конкретных клиентов |
Opportunities (Возможности) |
Threats (Угрозы) |
Повышение осведомленности людей о преимуществах цифрового банкинга Интеграция отечественных банков с зарубежными рынками Разработка современной IT-базы для предотвращения системных обоев и обеспечения эффективной и безопасной платформы для онлайн-транзакций. |
Любые проблемы или новости, связанные с безопасностью могут представлять угрозу Жесткая конкуренция Глобальная экономическая нестабильность Отсутствие эффективных правил Отсутствие лояльности клиентов |
Именно многофункциональность приспособления интернет-банкинга делает его легкодоступным как для индивидуальных лиц, так и для компаний, где возможности интернет-банкинга позволяют увеличить результативность и своевременность управления денежными потоками. Управление платежами через сети не труднее, чем обычное общение с компьютером. Для использования системы интернет-банкинга не требуется каких-либо дополнительных знаний.
Помимо предоставления услуг управления платежами, онлайн-банкинг предоставляет следующие услуги:
Предоставление данных согласно различным банковским продуктам (депозиты, кредиты, пластиковые карты).
Внутренние переводы между расчётными счетами клиента в рамках коммерческого банка, в котором они открыты.
Оплата покупок, различных сервисов и коммунальных услуг, включая автоматические платежи.
Межбанковские финансовые операции — переводы на счета и со счетов, открытых в других банках.
Внутренние и внешние переводы, предполагающие конвертирование валют.
Конвертация денежных средств непосредственно на открытом банковском счете.3
Блокировка, подача заявки на повторный выпуск и разблокировка карт.
Ограничение лимита использования денежных средств, хранящихся на расчетном счете клиента.
Проверка баланса и получение доступа к информации относительно выполненных платежных операций.
Затрагивая тему систем онлайн-банкинга в современной России, обычно понимают применение технологии «тонкий клиент», сущность которой сводится к тому, что все сведения сохраняются концентрированно на банковской площадке и передаются на терминал пользователя лишь по его запросу.
Определение «тонкий клиент» в рамках сервиса онлайн-банкинга обозначает в первую очередь применение классических веб-технологий. Как правило, пользователь функционирует посредством обычного веб-браузера, в банке стоит веб-сервер, в рамках которого работает веб-приложение. Войти в систему клиенту позволено с любого терминала, подключенного к сети. Для этого, как правило, ему требуется на сайте банка только лишь ввести свой логин и пароль.4
В российских условиях кроме классических программных средств, таких как веб-браузер, на стороне клиента зачастую устанавливается добавочное программное обеспечение, которое дает работать с электронно-цифровой подписью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Т.С. Карпова – Информационные технологии банковского дела. Электронноеучебноепособие
Oleg Litvishko - Impact of the digital economy on the banking sector – 2020
В.С. Аксенов, В.В. Обухов – Электронный банкинг в системах банковских услуг - 2005
1 Т.С. Карпова – Информационные технологии банковского дела. Электронноеучебноепособие – П 6.1
2Oleg Litvishko - Impact of the digital economy on the banking sector – 2020 – С 6
3 В.С. Аксенов, В.В. Обухов – Электронный банкинг в системах банковских услуг - 2005
4 Т.С. Карпова – Информационные технологии банковского дела. Электронное учебное пособие – П 6.3