Эмоциональное выгорание студентов старших курсов значительно влияет на личность студента, подрывая его здоровье и желание успешно обучаться, снижая интерес к профессии медицинского работника. Проблема развития синдрома эмоционального выгорания студентов старших курсов играет немаловажную роль, и именно поэтому служит поводом для дискуссий в современном мире.
Во время обучения в высшем учебном заведении студент постоянно сталкивается с трудностями. На первых курсах это переход от учебной деятельности к учебно-профессиональной, затем на старших курсах может появиться неуверенность в выбранной профессии и дальнейшей реализации [5].
Следовательно, весь процесс обучения потенциально содержит в себе возможность развития синдрома эмоционального выгорания. Особенно выгоранию подвержены студенты старших курсов, так как они вынуждены переносить большие физические, умственные и эмоциональные нагрузки, связанные с прохождением практики, близким знакомством с профессией. Так же это время окончания университета, студенты сдают экзамены и проходят аккредитацию, что, вполне вероятно, вызывает сильные эмоциональные нагрузки [1].
Наиболее подвержены выгоранию те, кто реагирует на напряжённые ситуации агрессивно, несдержанно. К «сгорающим» относят и «трудоголиков» - тех, кто решил полностью посвятить себя работе и учебе и трудится до самозабвения [11].
В.В. Бойко рассматривает эмоциональное выгорание с точки зрения концепции стресса Г. Селье и даёт следующее определение «эмоциональное выгорание: выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [11].
«Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Данный стереотип эмоционального восприятия действительности складывается под воздействием ряда факторов и предпосылок – внешних и внутренних [11].
Состояние «выгорания» развивается постепенно, в течение длительного времени. Поэтому целесообразно время от времени проводить обследование студентов для выявления ранних симптомов этого состояния и предупреждения снижения мотива к выполняемой деятельности.
«Синдром эмоционального выгорания» подразумевает собой состояние физического, эмоционального и умственного истощения, который возникает в результате психотравмирующих воздействий. Данный синдром включает в себя три составляющие: эмоциональную истощённость, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.
«Выгорание» представляет собой набор негативных психических переживаний, «истощение» от длительного воздействия напряжения в профессиях, которые связаны с интенсивными межличностными взаимодействиями и сильной эмоциональной отдачей.
Как мы уже упомянули выше, выгорание развивается постепенно, из-за совокупности воздействующих факторов. Быстрота возникновения выгорания зависит от личностных особенностей. Необщительные, стеснительные, эмоционально нестабильные люди, импульсивные и нетерпеливые, с меньшей самодостаточностью, высокой эмпатией и реактивностью более склонны к развитию выгорания [6].
В.В. Бойко рассматривает эмоциональное выгорание как профессиональную деформацию личности, которая возникает под действием ряда факторов – внешних и внутренних.
Внешние факторы, провоцирующие выгорание:
1. Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность. Такая деятельность связана с интенсивным общением. Студенту приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения [там же].
Признаками дестабилизирующей организации деятельности являются: нечеткая организация и планирование труда, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней мелких подробностей, противоречий, с которыми связана учебная деятельности [там же].
2. Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции. Синдром отличника – это постоянное желание быть лучше остальных, иметь правильный ответ на любой поставленный вопрос, борьба за первенство, стремление к постоянному одобрению. Студенты с этим довольно опасным синдромом очень ранимы. Они тяжело переживают поражения, любое замечание вызывает в них глубокое разочарование и недовольство собой. Плата высока – нервное перенапряжение.
3. Неблагополучная психологическая атмосфера учебной деятельности. Таковая определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтность по вертикали, в системе «преподаватель – студент», и по горизонтали, в системе «студент – студент». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии своих психических ресурсов [11].
Внутренние факторы, обусловливающие эмоциональное выгорание:
1. Склонность к эмоциональной ригидности. Естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Напротив, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающими подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное.
2. Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств учебной деятельности. Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Довольно часто встречаются случаи, когда вследствие своей неопытности и, может быть, наивности, студент воспринимает все слишком эмоционально. Каждый стрессогенный случай из учебного процесса оставляет глубокий след в душе. Вследствие переживаний по этому поводу возникают мучительные раздумья и бессонница. Постепенно эмоционально – энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость их восстанавливать или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты [6].
3. Слабая мотивация в учебной деятельности. В этом случае вероятны два варианта:
- студент не считает для себя необходимым или по какой–то причине не заинтересован в учебной деятельности;
- студент не привык, не умеет поощрять себя за выполненную работу.
4. Нравственные дефекты и дезориентация личности.
Таким образом, выгорание обычно оказывается следствием учебных стрессов (особенно длительных и хронических), но его развитие может не ограничиваться только профессиональной сферой, а проявляться в различных ситуациях бытия человека.
При рассмотрении проблемы эмоционального выгорания у студентов вузов необходимо обратиться к классифицированным учеными моделям психоэмоционального выгорания.
Прежде чем ставить такой диагноз как «синдром эмоционального выгорания», нужно его диагностировать с помощью различных методик. В нашей работе их рассмотрено две. А именно «Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко, состоящая из 84 суждений, и опросник К. Маслач, который состоит из 22 суждений. С помощью данного методики В.В. Бойко возможно определить наличие эмоционального выгорания и узнать, на какой именно фазе оно находится, тем самым подобрать эффективные методы профилактики выгорания. А с помощью методики К. Маслач мы можем определить, как сильно развита каждая из трех стадий СЭВ и подсчитать интегральный индекс выгорания.
Опросник К. Маслач состоит из 22 пунктов, по которым возможно вычисление значений 3-х шкал: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений».
«Эмоциональное истощение» проявляется в виде сниженного эмоционального тонуса, повышенной истощаемости и эмоциональной лабильности, утраты интереса и позитивного отношения к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой или учебой, неудовлетворенностью жизнью в общем. В контексте синдрома выгорания «деперсонализация» предполагает формирование особых, неправильных взаимоотношений с близкими и знакомыми.
«Деперсонализация» проявляется в виде отстраненности и безразличии ко всему, формальном выполнении различных обязанностей без погружения в них и сопереживания, а в отдельных случаях – в негативизме и циничном отношении. «Деперсонализация» как эмоция проявляется в высокомерности, использовании профессионального сленга, сарказма, ярлыков.
«Редукция профессиональных достижений» отражает степень удовлетворенности студента собой как личностью и как профессионалом. Неудовлетворительное значение этого показателя отражает тенденцию к негативной оценке своих способностей и продуктивности и, как следствие, - снижение мотивации к обучению, нарастает негатив по отношению к служебным обязанностям, люди начинают избегать учебу сначала психологически, а затем физически.
Существует несколько направлений, по которым осуществляется профилактика эмоционального выгорания. Первое настроено на устранение потенциальных источников стресса. Второе на развитии рационального и позитивного оценивания стрессовых ситуаций. Третье направление ориентировано на развитие умений управлять стрессами при коммуникациях. Мы отметили несколько рекомендаций по профилактике эмоционального выгорания, такие как техники Юрьевой – управление дыханием, тонусом мышц, способ воздействия слова, образа, «Набор энергии» [7].
Так же рассмотрели рекомендации на основе опроса Мальцевой – отдых, разговор с психологом/близким, изменения в жизни, занятие хобби, общение с заряженными людьми, самоанализ [9]. Очень важно вовремя понять, есть ли у тебя какие-то симптомы выгорания, что вдруг стало беспокоить больше обычного, что мешает нормально учиться и концентрироваться на важных вещах. В том случае, если вдруг синдром уже есть и активно прогрессирует, стоит осознать все имеющиеся проблемы и проработать их осознанно.
В результате нашего исследования выяснилось, что студенты крайне редко пользуются различными мерами профилактики. Для того, чтобы они чаще это делали, мы привели в пример несколько приложений. Они просты в использовании, доступные на всех платформах, а для их использования нужен лишь телефон и немного свободного времени. В качестве рекомендаций мы предлагаем использовать два приложения – Calm и Кардия. Первое направлено на мышечную релаксацию в течение рабочего дня, там собраны различные комплексы упражнений для расслабления тела. Второе несет в себе несколько дыхательных техник, которые помогут вам справиться со стрессом, с помощью дыхательных тренировок.
Баранова, Ю.В. Выгорание студентов медицинских вузов / Ю. В. Баранова, В. Я. Герасимова. // Молодой ученый. – 2019. - № 4 (242). – С. 149-152.
Бойко, В.В Диагностика уровня эмоционального выгорания. / В.В. Бойко [Электронный ресурс] / Академия последипломного образования. - 2019. – Электр. дан. – Режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/prof%20 em% 20vigorania%202019/Boiko-diagnostika.pdf (дата обращения 25.10.2021).
Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие. / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. — Москва: Юрайт, 2017. — 343 с.
Горшков, Е.А. Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников. / Е.А. Горшков, В.И. Косоногова. // Молодой ученый. – 2015. - № 23.2 (103.2). – С. 51-55.
Коломейцева, Н.Г. Исследование синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессиональных групп: выпускная квалификационная работа 44.03.02. / Н.Г. Коломейцева – Лесосибирск, 2016. – 50 с.
Кубайкина, К.В. Комплексная оценка синдрома эмоционального выгорания у студентов выпускников – биологического направления: выпускная квалификационная работа 020400.62 / К.В. Кубайкина. – Казань, 2016. – 44 с.
Лукьянова, В.В. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова. – Курск: Курский гос. ун-т, 2008. – 337 с.
Лэнгле, А Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа. / А Лэнгле // Вопросы психологии. – 2008. - №2. - С. 3-16.
Мальцева, С.М. Причины возникновения и профилактика синдрома эмоционального выгорания у студентов. / С. М. Мальцева, Ж. В. Смирнова [Электронный ресурс] / Нижегородский государственный педагогический университет – 2020. - Электр. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-vozniknoveniya-i-profilaktika-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-u-studentov/viewer (дата обращения 25.10.2021).
Маслач, К. Диагностика эмоционального выгорания. / К. Маслач [Электронный ресурс] / Академия последипломного образования. – 2019. – Электр. дан. – Режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/prof% 20em%20vigorania%202019/Maslach.pdf (дата обращения 30.10.2021).
Никишина, Т.И. Профилактика синдрома эмоционального выгорания врачей-стоматологов: магистерская диссертация 34.04.01 / Т.И. Никишина. – Екатеринбург, 2017. – 83 с.
Поваренков, Ю.П Соотношение конструктивных и деструктивных тенденций развития в процессе профессионального становления личности. / Ю.П. Поваренков [Электронный ресурс] / Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского – 2017. - Электр. дан. – Режим доступа: http://yspu.org/images/8/8f/Поваренков_Ю.П..pdf (дата обращения 25.10.2021).
Рязанцев, А.А. Профилактика психоэмоционального выгорания у студентов-медиков. / А.А. Рязанцев. // SCI-ARTICLE. – 2019. - №72. – С. 50-57.
Саницкий, В.С Профилактика синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников: выпускная квалификационная работа 37.03.01 / В.С. Саницкий – Бийск, 2021 – 62 с.
Семенова, А.В. Профилактика профессионального выгорания медицинских работников: выпускная квалификационная работа 37.03.01 / А.В. Семенова. – Екатеринбург, 2019 – 74 с.
Скоробогатова, Ю.В. Особенности эмоционального выгорания студентов педагогического вуза и его профилактика с помощью тайм-менеджмента / Ю.В. Скоробогатова // Перспективы науки и образования. – 2019. № 2 (38). – С. 284-294.
Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения Международные акты об охране здоровья (Нью-Йорк, 22.07.1946) [Электронный ресурс] / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/ document/901977493 (дата обращения 25.10.2021).