Проблема конкурентоспособности на данный момент актуальна для каждого молодого жителя России, ведь от наличия «хорошей» работы зависит его дальнейшая жизнь. В особой мере это ощущают на себе студенты и выпускники вузов и колледжей. С каждым годом количество медицинских работников увеличивается. На 1970 год было по данным РосСтата 591,8 тыс. медицинских сестер, а на 2019 уже 1 066 500 медицинских сестер [8]. Работодатели отбирают себе сотрудников с определёнными качествами. Для конкурентоспособности в рамках своей специальности нужно владеть качествами, которые способствуют повышению конкурентоспособности.
Обратимся к терминам, которые используются в работе.
Проанализировав подходы Р.А. Фатхутдинова и Б.Д. Парыгина к определению конкурентоспособности, было составлено определение конкурентоспособности под нимбудем понимать способность качественно выполнять свои обязанности, поддерживать спрос на свои профессиональные услуги и использовать свои преимущества для опережения других участников конкурентной борьбы.
Изучая подходы многих психологов к понятию «личность» однозначного толкования данного понятия мы не встречаем.
По мнению Р.С. Немова, личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека [6].
А.Н. Леонтьев считает, что личность – это «высшее единство» человека, изменчивого как сама жизнь, и вместе с тем сохраняющего своё постоянство [4].
В работе рассматриваются медицинские сестра и братья как личности, под личностью в работе будем понимать - человека как носителя определенных устойчивых качеств, поддающихся изменению. Изменение качеств личности происходит постепенно. Изначально это домашняя среда и потом на личность в большей степени влияет социальная среда, в которой человек преобладает большее количество времени. Начиная от детского дошкольного учреждения до места трудовой деятельности.
Перейдем к понятию «конкурентоспособная личность». По В.И. Андрееву это личность, для которой характерны стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами [2].
Рассмотрев модели конкурентоспособной личности / конкурентоспособного специалиста. Выявили, что многие из них носят описательный характер и представлены большим количеством качеств, которые выражены разноплановыми понятиями. Так, модель структуры конкурентоспособной личности Т.А. Даниловой [3] состоит из нескольких компонентов:
мотивационно–ценностного (принятие ценностей профессиональной деятельности, самоопределение в предстоящей профессиональной деятельности),
когнитивного (профессиональные знания и языковые средства)
эмоционально-волевого (коммуникабельность, толерантность, эмпатия и др.).
Т.А. Сливина включает в структуру конкурентоспособной личности следующие компоненты: аксиологический (мотивы, интересы, убеждения), праксиологический (коммуникативность, ответственность, интеллектуальная и поведенческая гибкость, умение презентовать себя и результаты выполненной работы, способность обучаться новым видам деятельности), когнитивный (творческий подход к деятельности, способность к самообразованию) [7].
В модели В.И. Андреева, которую еще называют «идеальной моделью» конкурентоспособности, качества объединены в группы: мотивы и ценностные ориентации, гражданские качества, нравственные качества, интеллектуальные и деловые качества, коммуникативные способности, особенности характера и поведения, организаторские способности, «само»-способности и «само»-процессы [1].
В работе будем опираться на модель В.И. Андреева. За основу эмпирического инструментария был взят его тест на выявление уровня конкурентоспособности.
Провели анализ исследований по выявлению качеств, влияющих конкурентоспособность [2]. Который показал, что мнения ученых о перечне профессионально важных личностных качеств, которыми должен обладать конкурентоспособный специалист, разнятся. Так, В.И. Андреев к таким качествам относит ответственность, стрессоустойчивость, способность к самосовершенствованию, направленности специалиста на саморазвитие, на достижение наилучших результатов собственной деятельности, высокую работоспособность, коммуникабельность, способность мобилизоваться и продуктивно работать в команде [1].
По мнению отечественного психолога П.Н. Шихирева конкурентоспособную личность определяют следующие качества: инициативность и поиск возможностей, упорство и настойчивость, готовность к риску, целеустремленность, независимость и уверенность в своих силах и др. [9].
В рамках работы было проведено изучения уровня конкурентоспособности и личностных качеств, которые влияют на конкурентоспособность. Исследование проводилось на базе медицинских организаций г. Москвы, с помощью эмпирического инструментария. За основу был взят общепризнанный в России подход В.И. Андреева, как наиболее полно отражающий все аспекты конкурентоспособности личности. Для определения качеств личности влияющих на конкурентоспособность в инструментарий добавлен вопрос, который поможет их выявить.
Анкетирование проводилось в ноябре 2021 года онлайн с помощью Google Forms. В исследовании приняли участие 65 медицинских сестер / братьев, работающих в медицинских организациях г. Москва. После завершения сбора данных, полученные результаты были проанализированы и выбракованы 5 анкет под номерами 11; 14; 19; 23; 43, в которых достоверность данных вызывала вопросы. После завершения выбраковки общее число респондентов составило 60 медицинских сестер / братьев. Состав испытуемых 52 женщины и 8 мужчин. Основная масса (67,7%) респондентов – молодые люди до 26 лет.
В анкетировании приняли участие люди разного уровня сестринского образования. 75% респондентов имеют высшее образование, 25% - СПО.
Стаж медицинской деятельности в выборке имеют 49,2 % респондентов и 50,8 % не имеют стажа. Рассмотрим более подробно респондентов с медицинским стажем (их 49,2%) из них:
9,2% - в медицине работают до 1 года;
6,2% - имеют стаж от 1 года до 3 лет;
7,7% - от 3 лет до 5 лет;
9,2% - от 10 лет до 15 лет;
4,6% - от 15 лет до 20;
9,2% - от 20 лет до 25 лет;
3,1% - более 25 лет.
Таким образом, в исследовании приняло участие 50,8% еще не работающих медицинских сестер / братьев. Чуть меньший процент составили работающие медицинские сестра/ братья, из них поровну получилось (9,2%) со стажем до года, стажем от 10 до 15 лет и со стажем 20-25 лет.
Для выявления преобладающего уровня конкурентоспособности разделили респондентов на 5 групп, соответственно:
1 группа – респонденты с высшим медицинским образованием (Специалитет), имеющие медицинский стаж.
2 группа – респонденты с высшим медицинским образованием (Бакалавриат), имеющие медицинский стаж.
3 группа - респонденты с высшим медицинским образованием (Бакалавриат) или получающие его, не имеющие медицинского стажа.
4 группа – респонденты со средним специальным образованием (СПО) имеющие.
5 группа – респонденты со средним специальным образованием (СПО) или получающие его, не имеющие медицинского стажа.
Определили уровень конкурентоспособности в каждой группе респондентов (рис. 1). Так, в первой группе 57,10% с уровнем конкурентоспособности чуть выше среднего и ни одного респондента не выявлено с высоким уровнем конкурентоспособности. Только в данной группе выявлен уровень чуть ниже среднего – это самый наихудший показатель по данному анкетированию.
Во второй группе 33,3% респондентов имеет чуть выше среднего уровень конкурентоспособности. Так же это единственная группа респондентов, в которой выявлен наивысший уровень конкурентоспособности специалистов.
Рис. 1 – Данные о конкурентоспособности в группах в процентах.
Определили уровень конкурентоспособности в каждой группе респондентов (рис. 1). Так, в первой группе 57,10% с уровнем конкурентоспособности чуть выше среднего и ни одного респондента не выявлено с высоким уровнем конкурентоспособности. Только в данной группе выявлен уровень чуть ниже среднего – это самый наихудший показатель по данному анкетированию.
Во второй группе 33,3% респондентов имеет чуть выше среднего уровень конкурентоспособности. Так же это единственная группа респондентов, в которой выявлен наивысший уровень конкурентоспособности специалистов.
В третьей группе наблюдается преобладание выше среднего (33,4%) и чуть выше среднего (38,1%) уровня конкурентоспособности.
В четвертой группе не выявлено крайне положительных и крайне отрицательных показателей. У респондентов преобладает средний уровень конкурентоспособности – 50%, чуть выше среднего – 33,3% и выше среднего – 16,6%.
У пятой группы респондентов выявлено три преобладающих уровня конкурентоспособности, это высокий – 28,6%, выше среднего – 28,6%, чуть выше среднего – 42,8%.
Для статистической обработки данных использовали t-критерий Стьюдента для неоднородных выборок. Расчеты производились между: группой 1 и группой 2, группой 1 и группой 4, группой 5 и группой 3, группой 2 и группой 3. Между данным группами не было выявлено достоверных различий.
Выводы:
Были выявлены достоверные различия между 2 группой - бакалавриат со стажем и 4 группой– СПО со стажем. Полученные данные можно интерпретировать следующим образом. Бакалавры со стажем обладают большей конкурентоспособностью на рынке труда. Они поступили на это направление уже в осознанном возрасте. Прошли обучение в курсе, которого присутствует много психологических дисциплин и сама программа направлена на развитие не только профессиональных навыков личности, но и индивидуальных качеств. Это все позволяет достичь уверенности в себе и своих силах.
Так же определили качества, которые по мнению респондентов необходимы для повышения конкурентоспособности. Такими качествами являются: целеустремлённость, упорство, ответственность, профессионализм, стрессоустойчивость, лидерские качества, трудолюбие, гибкость. Все качества расположены в порядке уменьшения по количеству выделивших их респондентов. Качества, которые выделили медицинские сестра/ братья, соответствуют качествам, которые выделяли такие научные деятели как В.И. Андреев и П.Н. Шихряева. Развитие этих качеств в курсе обучения или самообразования позволит увеличить конкурентоспособность личности на рынке труда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Андреев, В.И. Педагогика Учебный курс для творческого саморазвития. / В.И. Андреев - Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - 382 с. [Электронный ресурс] / Российская государственная библиотека. - 1999-2021. - Электр. дан. – Режим доступа https://search.rsl. ru/ru/record/01000842513(дата обращения: 16.10.2021).
Андреев, В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера / В.И. Андреев. – Казань: СКАМ, 1992. – 207 с.
Данилова, Т.А. Формирование конкурентоспособной личности в образовательном процессе вуза / Т.А. Данилова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 88. – С. 270-276. [Электронный ресурс] / Научная библиотека КиберЛенинка. – 2012-2021. – Электр. дан. – Режим доступа https://cyberleninka.ru/ article/n/formirovanie-konkurentosposobnoy-lichnosti-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza (дата обращения: 28.09.2021).
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: 1982. – 358 с
Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 400 с.
Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛА- ДОС, 1997. – С. 336
Сливина, Т. А. Формирование конкурентоспособной личности будущего специалиста в образовательном процессе вуза: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Сливина Татьяна Анатольевна. – Красноярск, 2008. – 248 с
Численность среднего медицинского персонала по отдельным специальностям [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики - 1999—2021. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13721?print=1 (дата обращения: 11.09.2021).
Шихирев, П.Н. Современная социальная психология: учебное пособие для студентов ВУЗов / П.Н. Шихирев. - Екатеринбург: Деловая кн.; М.: Ин-т психологии РАН, 2000. - 447 с.